Мотоэкипировка и все все все

14

Как говорят в мотосреде, все байкеры делятся на тех кто падал, и тех кто ещё не падал. Так что сегодня я попробую выпихнуть в статью всё, что знаю об экипировке. Какие бывают её виды, чем отличаются и для чего годятся. Если вы уже водите байк, информация в этой статье может показаться вам скучной, но мне в своё время её очень не хватало.

Предупреждение: всё нижесказанное - моё мнение на основе впечатлений. Я буду рад что-то дополнить пока такая возможность останется. 

Поскольку тема крайне обширная, я позволю себе зайти с 2 сторон - по назначению и по месту на теле. Итак, первый подход:

ДЛЯ КОГО МЫ ИЩЕМ ЭКИПИРОВКУ

Очевидно, офисный работник на электроскутере и катающийся по внедорожным трамплинам умелец будут экипированы по разному. Хочу я этого или нет, но мне придётся поделить условия на несколько видов в зависимости от здравого смысла и вида приключений на Ж.

1. ГОРОДСКАЯ ЕЗДА.

Говоря об экипировке для города, помимо такого очевидного качества как безопасность, речь всегда идёт о внешнем виде. Не у всех есть возможность переодеться и то, как человек будет выглядеть в офисном кресле - тоже может быть важно.

Кожаная куртка, не смотря на защитные вставки, выглядит имено как куртка, а не костюм Power Ranger’а. Штаны имеют вставки на коленях, но тоже не смотрятся дико. Да, не во всяком офисном кресле в таких посидишь, но «мотоштанов» существует множество, в том числе и сделанных под джинсы или на их основе.

2. СПОРТ / ТРЕК

Спортивные состязания это место, где рискуют и ставят рекорды. Каждый тип мотоцикла выставляет свои требования, но экипировка для состязаний должна обеспечивать удобство водителя мотоцикла, а не пешехода. Именно сюда относятся монструозные пластиковые обвесы для внедорожных мотоциклистов и горбатые комбинезоны спортбайкеров.

Да, у нас половина спортбайкеров считает почему-то что город = трек. Никоим образом эту идею не поддерживаю, хотя комбез на спортбайке и правда будет смотреться гармоничней. Главное - ездить безопасно для себя и других.

Так выглядит мото-комбинезон для трека. Куртка и штаны - единое целое. Облегчённый, но защищающий. Обратите внимание на «горб» на спине - он нужен для улучшения аэродинамики.

3. МОТОКРОСС

А это уже - защита для мотокросса (не самая лучшая). Ввиду наибольшей частоты падений и ударов, защита мотокроса часто громоздкая и куда более приспособлена для ударов о твёрдые и угловатые предметы. Кроме того, необходимо защищаться и от грязи - для этого существуют наборы одежды (как на картинке рыжая), или отдельные элементы. Хотя если вы не готовы испачкаться, что вам делать на бездорожье?

4. ПУТЕШЕСТВИЕ

Экипировка для путешествия обладает совершено другими качествами, нежели спортивная и во многом превышает городскую. Если бы мы говорили о ножах, городской экип стал бы кухонным - обычный, не привлекающий внимания. Спортивный - ножом шеф-повара. Узкопрофесиональный, но и эффективный. Экипировка для путешествия - швейцарский нож. Она должна и защищать, и не слишком мешать ходьбе. Она должна защищать от холода, но и не давать перегреться в жару (обычно это отстёгивающаяся подкладка и вентиляция на молнии). Уметь защищать от дождя, но и дышать в сухую погоду (к примеру, текстиль с защитой от воды или мото-дождевик). 

Как и в швейцарском ноже, инструменты подбираются под задачи. Отдельно пока хочу обратить внимание на длину куртки - это сделано специально, чтобы меньше поддувало.


Теперь пройдёмся по экипировке иначе - применительно к частям тела. И начнём мы, очевидно, с главного - головы.

ГОЛОВА

Даже ребёнок знает - защита головы это шлем. Шлема делятся на несколько видов в зависимости от предполагаемой задачи.

ИНТЕГРАЛ

Интеграл - классический, закрытый шлем.  Этот вид используется в городе, на треке и в путешествии. Наиболее универсальный вид и самая незамысловатая конструкция. Может комплектоваться выдвижными очками и/или двойным стеклом против запотевания. Обычно двойное стекло выглядит как бублик и завётся (благодаря одноимённой фирме) пинлок.

Визор-стекло бывает подготовлено для установки этой штуки и не подготовлено, так и само второе стекло есть под модель визора и универсальное, на клей.

МОДУЛЯР

Модуляр - закрытый шлем с откидывающейся нижней челюстью. Считается менее безопасным из-за этого, хотя обычно имеет те же сертификаты об успешном прохождении испытаний, что и интегралы. Зато в путешествии или курильщику он может быть куда более полезен - можно пить, есть, курить не снимая шлем. Чаще экипируется дополнительными опциями (место под гарнитуру, очки и т.п.) чем интеграл.

3/4

Три четверти, он же open face, он же открытый - шлем без подбородка, опционально с большим стеклом. Имеет в целом куда более хороший обзор, однако по статистике около четверти всех возможных и случившихся травм головы приходятся на челюсть. Компромисс между удобством и безопасностью. 

КАСКА

Каска, он же «арбузная корка». Защита только верхней части головы, часто поглощающий слой тонок или вовсе отсутствует. Прародитель шлемов, но ныне используется больше для создания образа нежели как средство защиты.

КРОССОВЫЙ

Кроссовый - шлем для занятия мотокроссом. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста. 

DUALSPORT

Дуал спорт, он же шлем двойного назначения - смесь интеграла и кроссового шлема. Чаще всего имеет стекло, но может использоваться и с очками. Имеет козырёк, но может использоваться и без него. Опционально может быть рассчитан на гарнитуру, а может иметь в комплекте очки. Последнее время набирает популярность у любителей туристических эндуро и как компромис в случае, когда хочется ездить по бездорожью (без фанатизма), но туда ещё надо доехать.

ПОДШЛЕМНИК

Напоследок - про подшлемник: вот вы одеваете обувь - пользуетесь носками. Одеваете штаны - пользуетесь трусами и т.п. Смысл подшлемника - чтобы шлем изнутри меньше пачкался, а шлем - меньше натирал, когда вы его снимаете и одеваете.

 Да, внутренности большинства шлемов съёмные и их можно стирать бережной стиркой, но не стоит этим заниматься слишком уж часто. Подшлемники делятся по количеству швов (2 шва дороже, но удобней) и утеплению (летние/зимние).

Кроме того, подшлемник защищает и шею пилота от ветра. Впрочем, если и специальные «ошейники» для таких вещей.


ЗАЩИТА ТЕЛА И РУК

Защита верхней части тела также подбирается под конкретные задачи. О них я писал выше. Кроме того, этот элемент одежды может быть выполнен из кожи или текстиля. Оба материала имеют как свои достоинства, так и недостатки. Часто куртку можно пристегнуть к штанам.

Итак, виды курток:

СПОРТИВНАЯ / КОМБИНЕЗОН

Спортивная / комбинезон. Именно она - на нашем пилоте. Чаще выполнена из кожи, имеет развитую систему защиты, рассчитанную на такие вещи как падение на  значительной скорости. Менее предназначена для ударов, больше - для скольжения. В случае с комбинезоном составляет одно целое со штанами. Сшита для удобства посадки на спортбайке, для ходьбы не предназначена, даже прямо стоять в ней будет неудобно.

На картинке хорошо видно, что куртка и штаны - единое целое.

ГОРОДСКАЯ / CASUAL

Степень защиты ниже чем у спортивной экипировки, часто продаётся со вставками начального уровня. Впрочем, их можно и заменить. В зависимости от цены и крутизны может включать различные примочки как то подкладки мембраны вентиляционные отверстия и прочее. Один из ключевых параметров - внешний вид, не шокирующий окружающих, если человек отдельно от мотоцикла. 

Многие куртки могут использоваться в повседневной жизни, если вынуть вставки. Комплектация вставками и их количество также зависят от цены - может встречаться защита плеча, длинная или короткая защита спины, защита локтей и предплечья, защита груди. При этом куртка может иметь кармашки для всех или некоторых элементов, может иметь или не иметь вставок в этих кармашках, а может иметь заготовку под вставку - обращайте на это внимание.

КУРТКА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ

 

Куртка для путешествий основывается на городской, но должна обладать целым рядом особенностей. Одна куртка для жары и холода (мало ли, как меняется погода, а вещей брать нужно минимум), вентиляционные отверстия, защита от дождя сама по себе или отдельным слоем, световозвращающие вставки и в городе вещь полезная, а тут - практически обязательная. Она также должна быть и длинной, чтобы поток встречного ветра не продул поясницу. Наличие пары карманов с надёжной застёжкой и доступом в перчатках, а также внутреннего кармана для телефона и документов также будет серьёзным плюсом. И, конечно, комплектация опциями влияет на цену.

МОТО-ЧЕРЕПАХА

Предназначена для мото-кросса, фактически её приобретают также и те, кто считает защиту городской мото-куртки недостаточной. Одевается под куртку, а в жаркую погоду - просто поверх футболки или даже без неё. Лучше защита от ударов, однако в случае скольжения по асфальту сетчатая ткань незамедлительно протрётся. Поэтому одним из наиболее защищённых вариантов для города считается черепаха с одетой поверх неё мотокурткой (с вынутыми вставками, конечно же). Кроме фигуры, выглядящей несколько перекачаной, ничего не выдаёт мотоциклиста в глазах окружающих.  Внешний вид колеблется от лёгкой формы супергероя до экипировки игрока в регби.

Состоит из защиты спины, плечей, почти всегда -  защиты локтей и предплечья. В некоторых случаях спина может отстёгиваться и носиться отдельно, также "спина" тоже может продаваться как самостоятельный элемент экипировки.

ДЖЕРСИ

Тканевая легко продувающаяся футболка (штаны-шорты тоже есть), не обеспечивающая защиту. Её задача - принять на себя грязь и скольжение в мотокроссе, дабы уберечь черепаху и кроссмена. Стоит обычно недорого.

СПИНА

Самостоятельный элемент экипировки, который, однако, не является таковым. Отдельную защиту спины можно приобрести, если в куртке вас устраивают боковые и плечевые вставки, но не устраивает спина.

ПЕРЧАТКИ

Перчатки также бывают более городские или более трансформенные, помимо этого есть длинные перчатки, а есть короткие. Длинные используются преимущественно для путешествий или мотокроса (защита запястья), короткие - для города. В некоторых случаях мизинец и безымянный палец могут быть сшиты вместе - это не заводской брак, а защита от травматизма. Кроме того, перчатки различаются по времени года - осенью/весной вам нужны непродувающиеся и непромокаемые перчатки, а летом - перфорация и вентилляция.

Есть ещё беспальцевые перчатки, но считать их защитой я не могу.

ЗАЩИТА НОГ - ШТАНЫ/КОЛЕНИ

Как и в случае с куртками, всю защиту ногу можно условно поделить на 3 вида:

СПОРТИВНАЯ

В составе комбинезона или отдельно, эта защита точно также имеет развитую защиту от скольжения и меньшую - от удара. Элементы интегрированы в саму одежду, при этом не ставится цели их скрыть. Стесняют движения вне байка.

ГОРОДСКАЯ ИЛИ CASUAL
 

 

Делается на основе штанов или джинс. Ткань армируется специальными нитками для защиты от истирания, защитные вставки съёмные и не сильно выступают наружу, обеспечивая меньший уровень защиты в сравнении с прочими видами. Предполагается, что в городе этого должно хватить. Часто добавляются эластичные вставки для возможности залезать и слезать с байка.  Версия для путешествий делается на основе городской и также подразумевает дополнительные фишки (типа влагозащиты) и относительное удобство передвижения отдельно от мотоцикла. Как и с куртками, вместо вставок можно использовать небольшие наколенники или же использовать полноценные наколенники с обычными штанами.

КРОССОВАЯ

Кроссовая или по принципу кроссовой - наборный комплект из мощной защиты, ориентированный на удары. Помимо наколенников, используются «бронетрусы», обеспечивающие базовую защиту копчика и бедра (видимо предполагается что удариться попой об асфальт не так больно как о землю. Хотя будем честны - если это камни, мало не покажется).

Кроссовые наколенники, в отличие от городских, как правило комплектуются шарнирным соединением, обладающим большей прочностью и защитой от «неправильного» сгибания ноги:

Легко догадаться, что в шарнирных коленях масса людей рассекает и по городу, справедливо решив "защиты много не бывает" и не обращая внимание на внешний вид.

МОТО-ОБУВЬ

Мотоциклетная обувь (вот неожиданность) тоже подчиняется всё тем же градациям.

СПОРТ

Спортивные мотоботы - высокие, достаточно жёсткая фиксация. Ходить в них - сплошное мучение.  Но это спортсмену и не требуется. Гонка закончилась - доковылял до бокса да снял. Защита - те же принципы что у остальной трековой экипировки (скользим по ровному треку до ровного газона).

Отдельно стоит упомянуть про слайдеры (пластиковая штука с болтами сбоку мыска) - для спортивных мотобот это обязательный элемент. Когда мотоциклист закладывает в поворот в гонке, он наклоняет мотоцикл очень сильно, вплоть до того, что касается трека коленом, подножкой, ногой. Чтобы не повредить ногу и как своеобразный ограничитель, на ботинках накручены специальные пластины. Это расходник и меняются они регулярно.

В целом, слайдер или его подобие присутствует на большей части мотоциклетной обуви, предполагающейся к использованию на «закладываемых» мотоциклах. Но на обувке для владельца чоппера/круизера и им подобных вы их, конечно, не найдёте.

CAUSAL / ГОРОД

Городские боты - простор для фантазии. На какие только ухищрения не идут производители, чтобы скрыть мотоциклетную функцию. 

Однако городские мотоботы помимо защиты должны обладать ещё как минимум 1 функцией - площадкой переключения передач. Сколько раз вы переключаете передачи за поездку? Даже если разделить это количество на 4, предполагая что мотоциклист в пробке не стоит а едет и передачи не особо переключает, всё равно немало. А если месяц так? А 5? Чтобы левый бот не протёрся, переключая передачи, приходится добавлять специальную площадку. Ну и на правый, для симметрии.

Думаю не стоит напоминать, что "городская" защита менее защита?)

ПУТЕШЕСТВИЕ

Мотоботы для путешествий (или туреры), как и остальная экипировка, более удобны, как правило высокие и снабжены так необходимыми технологиями, которые помогут ногам после дня в седле не пахнуть химическим оружием. Мембрана Gore-Tex или ей подобная (пропускает воздух, не пропускает воду) - почти обязательное условие для таких ботинок. Само собой, ходить в них удобней, чем в спортивных или кроссовых, а защита - несколько меньше. Приоритет здесь - удобство.

КРОССОВЫЕ

Кроссовые мотоботы также заслуживают особого внимания. Ноги в мотокроссе используются как нигде. Оттолкнуться, притормозить, падение, удары о препятствия и грязь - всё это нужно вынести мотоботам. Как следствие, их конструкция больше похожа на конструкцию роликовых коньков, чем на обычные ботинки. 

Слайдер им не нужен, зато площадка для переключения как правило усилена и помимо этого есть и особая деталь, которой нет у других мотобот. Это - накладка спереди. Я уже говорил что в мотокроссе ботинки играют весьма важную роль. Взгляните на картинку и поймёте, насколько важную:

ТАК ЧЕМ ЖЕ ЗАЩИЩАТЬСЯ?

ПДД РФ предписывает водителю мотоцикла иметь застёгнутый мотошлем, я же, передавая совет по цепочке, говорю Вам:

Защищайте те части тела, что вам нужны.

И да, как бы это банально не звучало, хочу напомнить простое правило безопасности, касающееся экипировки:

Нет безопасных расстояний. Собрался ехать - экипируйся. Никаких «до магазина», «по гаражам» и прочих. Каждый год появляются новые истории от тех людей, кому «не повезло», кто умудрился получить травмы, выехав проехаться по гаражам 100 метров без эквипа и попал полежать в кровати месяцок-другой.

14
Написал
NoAdO 14 февраля 2017 в 15:24

Комментарии8

Недавно видео смотрела что-то типа "экипировка для малокубатурного мотоцикла", так там автор на полном серьезе советовал одевать кроссовки, а наколенники не одевать вовсе.

 

Так что правильно, пиши, просвящай, объясняй, такие статьи всегда будут актуальны!

Sova 14 февраля 2017 в 17:21
4

Экипировка необходима тем, кто понимает, что момент падения - это как правило неожидання и неконтролируемая критическая ситуация. В момент падения пилот уже мало чем может активно повлиять на исход, и чем правильнее он защищен, тем больше шансов снизить тяжесть повреждений. Это справедливо и для малокубатурной техники. 

Lepila 15 февраля 2017 в 09:42
1

Хорошая статья, коротко о главном. Впрочем, для любителей покатать в кроссовках и кепке подобные обзоры нужно еще сопровождать фото ДТП в духе "Что бывает, если пренебречь защитой". На практике регулярно сталкиваюсь с теми, кто пока не закошмарится, экипировкой не озаботится.

alnigrvn 16 февраля 2017 в 12:57
0

alnigrvn, в травме работаешь?)))

Lepila 17 февраля 2017 в 17:55
0

Хорошо, кратко и гармонично написанная статья для новичка. Тем, кто умеет читать, даст первое представление о том, что же ему нужно. Судя по вопросам, которые я слышу от потенциальных покупателей, большинство из новичков "тонут" в большом потоке информации. И еще больше путаются при выборе.

Следующая ступенька - как прийти к правильному выбору и начать поиск. А еще есть типичное: вставки или черепаха, высокие ботинки или низкие? Обычно просто объясняю различия, оставляя человеку право выбора.

Еще не маловажная тема - правильный подбор размера. Например, очень любят мужчины в кожаных спортивных куртках руками пытатся размахивать. Поэтому краткие и понятные статьи на эту тему - нужны.

Lon_wolf 17 февраля 2017 в 17:38
2

Я мотоциклы люблю с детства, в этом году на снегоходе попробовала. Классная штука, без шлема плохо правда было, купила на https://rusaktiv.ru/ekiprirovka-dlya-snegokhodov/shlemy_3/brend-is-ckx/, снегоходный шлем. Ну наверное снегоход лучше мотоцикла, экстрима больше. 

Alenamoto 16 марта 2024 в 11:20
-13

Alenamoto, Серьёзное рекламное заявление 

deepk 17 марта 2024 в 09:10
0

Набежали спамонекрофилы! 

tualatin 18 марта 2024 в 14:49
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: