Бюджетный тюнинг подвески Yamaha WR250R/X 2008+

7

Вводные данные:

- Yamaha WR250R 2011

- Режим эксплуатации - туристический

- Мой собственный вес 110 кг без экипа

- Вес багажа от 15 до 30 кг

 

 

Заморочился я тут и поменял себе пружины в аморте и вилке. Я давно об этом подумывал, благо опыт катания на маунтинбайке на различных пружинах у меня есть, и я в принципе представляю, что и как. Помимо сэга есть ещё два явных признака того, что пружины в подвеске слишком мягкие и подвеска перегружена - подвеска пробивается при экстремальной езде и плохо обрабатывает выпуклые неровности, как ни крути сжатие и отскок. В частности мне на лежачих полицейских и других выпуклостях заметно било в руки. Кстати, многие заблуждаются, думая что пружины в нашем мотоцикле, как в спортивных мотиках расчитаны примерно на 75 кг веса райдера. Это не так, наши пружины жестче стоковых пружин к примеру мотоцикла WR250F, и рассчитаны на вес райдера примерно в районе 90 кг, что доказали измерения жесткости задней пружины, проведённые кустарным методом. )))

Для подбора жесткости пружин я использовал калькулятор на сайте RaceTech. Тут есть важный момент - надо правильно выбрать параметры, потому что чем экстримальнее вы ездите, тем более жесткими должны быть пружины спереди. То есть соотношение между жесткостью переда и зада увеличивается с увеличением экстремальности езды.

 

 


С учётом своего стиля катания, веса и возраста вышло, что мне нужны пружины 4.9 N/mm в вилку и 91 N/mm в аморт (стоковые пружины 4.6 N/mm в вилку и 80 N/mm соответственно, если верить мануалу). Тут я столкнулся с первой трудностью - все указывают жесткость в разных единицах - кто-то в lb/in, кто-то в N/mm, а кто в устаревших уже kgf/mm. Впрочем мне удалось найти нормальный калькулятор в интернете, а в мануале у нас указана жесткость во всех трёх вариантах. Кстати, америкосы пружины маркируют в kgf/mm, европейцы в lb/in, а японцы в N/mm. В общем чтоб не путаться, я каждый раз при общении с продавцами указывал параметры во всех трёх единицах измерения.

Второй сложностью стал подбор пружин. На Вебайке есть пружины в вилку от HyperPro, но они довольно таки дорогие – 9-11 килорублей без учёта доставки. Там же есть вариант подешевле - DRC D35-01-365, маркированные как Level5, но для них не указаны цифровые данные жесткости. По данным DRC стоковые пружины они относят к Level4. Я запросил у DRC цифровые данные - жесткость пружин в вилку Level5 составляет 5.2 N/mm, что многовато для меня. Альтернатив было немного - RaceTech около $150 за пружины + доставка, либо Cannon Racecraft $100 за комплект + доставка. Я остановился на втором варианте.

 



Тут я столкнулся с третьей сложностью - Cannon Racecraft это розничный магазин, у них нет онлайн-оплаты. Менеджер мне предложила дать ей полные данные своей пластиковой карты. Я поржал над её наивностью, но придумал другой вариант - создал в сервисе Яндекс-деньги виртуальную карту MasterCard, перевёл на неё нужную сумму и дал менеджеру данные этой карты. Важный момент - чтобы можно было проводить международные платежи по этой карте, надо будет подтвердить свои паспортные данные. Написано что занимает это до суток, но в реале мне карту подтвердили за пару часов. После проведения платежа карту можно удалить - остаток и выписка останутся на счёте Яндекс-кошелька. Разово так делать можно, но лучше не частить - я общался на эту тему с техподдержкой Яндекс-денег. Я оплатил заказ + 10 баксов доставку UPSом до штата Delaware, в котором находится склад Shopfans, и ещё $29 долларов мне обошлась доставка из США в Москву. К слову, доставили из Делавэра в Москву за 3 дня. Обожаю Шопфанс! ))) Итого я отдал за пружины в вилку $139 плюс мелкие комиссии за переводы и конверсию валюты.

 

С пружиной для амортизатора тоже оказались свои нюансы. Теоретически существует пружина DRC D35-02-365, которая тоже маркирована как Level5 по каталогу DRC, однако её реальная жесткость всего 82 N/mm, что мало отличается от стока. Впрочем и купить её тоже непросто, она есть в наличии только на тайваньском Вебайке или Ракутене, а там всё на тайваньском/японском языке, английского нет. У Cannon Racecraft тоже есть пружина под наш мотик, но она почему-то имеет странные размеры, а главное изготавливается под заказ и стоит аж $139. Порывшись в каталоге, я обнаружил, что ВОЗМОЖНО к нашему мотоциклу подойдёт пружина 64220 (63.5x59.5x220 мм), позиционируемая для Honda XR400R/XR650L. Стоит она $100. Я уточнил у производителя, у этой пружины так же нижний виток заужен (reduced end), как и у нашей стоковой пружины. 

 


 


Отдавать ещё $100-150 за заднюю пружину мне оказалось не по карману, поэтому я пошёл по альтернативному пути - я решил поставить пружину от автомобильного койловера. Однако тут кроется важный нюанс. Стоковая пружина у нас имеет зауженный нижний виток. Я не знаю, как это отражается на работе подвески, но совершенно точно сделано это в том числе для того, чтобы пружина маятник не цепляла. Более того, стоковая пружина имеет чуть меньший, чем стандартные автомобильные 2.5", внутренний диаметр. Замеры показали 62 мм сверху, 58 мм снизу и свободную длину 222 мм. Перелопатив изрядное количество каталогов, я пришёл к выводу, что оптимальный вариант это 2.5"x8" или 2.5"x9"... Пружины 9” встречаются в продаже крайне редко, поэтому я остановился на 2.5"x8". Ещё один момент, что готовые каталожные автомобильные пружины не бывают на 91 N/mm, они как правило на 500 или 550 lb/in, то есть 87.5 и 96.3 N/mm. Поразмыслив и посоветовавшись с калькулятором, я пришёл к выводу, что 96.3 для меня многовато и решил остановиться на 500 lb/in. Как показала практика, я не ошибся.

Перерыв кучу каталогов и eBay, я нашёл несколько оптимальных по цене вариантов от Eibach, Hyperco и D Faulkner Springs. Последний вариант оказался самым бюджетным, его я и заказал в одном английском интернет-магазине. Название магазина писать не буду, потому что впечатления от общения с ними остались паршивые - на имейл они отвечают раз в неделю, а когда Почта России потеряла посылку, я так и не смог от них добиться копии квитка об отправке, который нужен для розыска посылки в ПР. Что интересно - цена у них была ниже, чем у самого Фолкнера на сайте. А главное у них была дешевая доставка. Фолкнер отправляет в РФ через UPS, что увеличивает стоимость пружины вдвое. Так или иначе, но пружина вместе с доставкой мне обошлась всего ~4000 рублей. Просто пришлось понервничать, пока она неделю путешествовала из сортировочного центра на востоке Москвы в сортировочный центр на юге Москвы, потому что у меня на носу был отпуск и запланированное путешествие.

 

Важный момент - 2.5" это 63.5 мм (у всех нормальных людей), но у Фолкнера это 65 мм. Хорошо, что я заранее уточнил реальные размеры пружины, потому что мне пришлось точить под неё переходники (Racetech кстати под свои пружины тоже переходники предлагает, но стальные). Новая пружина короче стоковой (8" это всего 203 мм). Я сделал два переходника 9 мм толщиной, что позволило компенсировать отсутствие зауженного нижнего витка и меньшую длину пружины, а так же позволило выставлять преднагрузку по значениям из сервис-мануала - новая пружина вместе с переходниками получилась как стоковая по длине. Чертежи переходников из алюминия прилагаю. Если делать из стали, то верхний можно потоньше сделать. С двумя толстыми переходниками 9" пружина не влезет - резьбы на аморте не хватит.

 

ВАЖНО – чертежи переходников под пружину с внутренним диаметром 65 мм! Если будете ставить например Eibach, то у неё внутренний диаметр 63.5 мм (на сколько мне известно)!

 



 


Долго ли коротко, но пружины оказались у меня в руках, причём что интересно - в один день. Пружины Cannon Racecraft для вилки немного длиннее стоковых, но это уже учтено при задании жесткости. И они линейные, так же как стоковые и как задняя Фолкнер. После замены пружин мотоцикл стал выше, т.к. уменьшился сэг. Причём уменьшился он довольно заметно. У меня мотоцикл WR250R занижен примерно на дюйм, я планировал поменять боковую подставку на подставку от WR250X, которая короче на 2 см, потому что с моим весом в 110 кг мне было сложно парковаться. Когда я сидел в седле, у меня площадка подставки была вровень с землёй и мотоцикл всё время норовил упасть вправо. А встать на склоне даже с минимальным уклоном было вообще нереально. Но после замены пружин необходимость в этом отпала. Правда при этом я стал немного хуже доставать до земли ногами, сидя в седле. Ну и самое главное, ради чего всё это затевалось – подвеска стала работать заметно лучше, в частности она стала лучше обрабатывать мелочёвку, и меньше бить в руки и спину на выпуклых препятствиях. Теперь я могу проезжать сидя там, где раньше приходилось привставать, а лежаки уже не так сильно лупят в руль. После настройки подвески под асфальт, я могу на 90 км/ч на лежаках вообще не вставать. Изменилась и управляемость – мотоцикл стал заметно стабильнее в поворотах, особенно на неровностях, а так же стал меньше клевать носом при торможении и меньше проседать при открытии газа. Очень подозреваю, что и износ накладки маятника снизу (хроническая болячка модели) тоже уменьшится. Побочный эффект – на заднее с газа вставать стал очень легко, т.к. задняя подвеска стала меньше сжирать крутящий момент, но с раскачки стало наоборот сложнее поднять, потому что даже моими 110 кг вжать как следует подвеску нелегко.

В общем всем, кто весит больше 90 кг, ездит со вторым номером или большим количеством багажа, или очень экстремально катает, крайне рекомендую замену пружин. Причём очень важно поменять обе стороны, потому что в ином случае можно получить косячную и непредсказуемую управлемость. Я на маунтинбайке в своё время пробовал менять только зад, долго так катался и не мог понять, что не так. Потом поменял перед и прозрел. )))

 

Можно конечно раскошелиться и взять тюнинг от RaceTech или GoRace, но это довольно таки недёшево. Мой же вариант получился достаточно бюджетным. Более бюджетно будет разве что вить пружины у нас тут под заказ. Но у ребят в регионах уже есть негативный опыт использования самопальных пружин, так что я не рискнул. Подвеска после такой модификации работает конечно не идеально, но заметно лучше, чем со стоковыми пружинами.

7
Написал
Cyrix 31 июля 2017 в 23:15

Комментарии9

Я бы не стал так на пружинах зацикливаться, жесткость подвески это в первую очередь вязкость масла. Плюс регулировка преднатяга пружины, как правило, дает достаточный диапазон настроек. Но глубина знаний и подход в любом случае впечатляет)

Fedotov 31 июля 2017 в 23:36
1

Fedotov, нифига. Вязкость масла это скорость демпфирования, а не жесткость. В принципе то же самое, что крутилки. Более вязкое масло просто медленнее проходит через отверстия и шайбы в демпфере. Сэги же от увеличения вязкости не уменьшаются. L1 и L2 (см. титульную картинку) тоже не изменяются.

К примеру едешь ты по дороге на слишком мягкой подвеске с сэгом 40%. попадается яма. Что происходит? У тебя вилка сначала распрямляется на эти 40%, а потом на те же 40% сжимается, получается удар в руль. Максимум, что ты можешь сделать крутилками или маслом - замедлить или ускорить это разжатие/сжатие. Но если ты их замедлишь, то на выпуклостях уже получишь обратный эффект - ухудшение работы подвески. А если ускоришь, мот будет заваливаться назад на разгонах и клевать носом при торможениях. Придётся искать средний вариант. С более жесткими пружинами же у тебя:

- Сэг меньше, соответственно ход подвески на том же препятствии меньше, соответственно удар слабее.

- Реакция подвески на открытие газа и торможение меньше при тех же скоростях сжатия и отскока.

- При большой нагрузке, например прыжке, подвеска не будет пробиваться.

Какие-то плюс-минус широкие возможности даёт подвеска с отдельными регулировками для высокоскоростного и низкоскоростного сжатия/отскока. Но на многих ли гражданских мотоциклах стоят такие подвески?

Вместо установки жестких пружин можно закрутить преднагрузку, но это уменьшит общий ход подвески и увеличит напряжение пружины. Ещё как вариант можно вставить проставку и вспомогательную пружину пожестче. Получится что-то типа прогрессивной пружины. В принципе тоже довольно бюджетно должно получиться, если удастся найти вспомогательные пружины с нужными характеристиками.

По уму одной замены пружин тоже недостаточно. Надо ещё модифицировать демпфер и изменять уровень и вязкость масла. RaceTech после калькуляции как правило не только пружины предлагает, но и детали демпфера, и показывает какое масло и сколько лить с такими пружинами. Но в гражданско-туристической эксплуатации это не критично, как мне кажется. Впрочем у меня пока не было шанса попробовать грамотно затюненную подвеску, поэтому сравнивать особо не с чем.

Cyrix 1 августа 2017 в 01:25
3

Cyrix, нет. Если у тебя пружины настолько жесткие, что не будут пробиваться при прыжке (должно быть ты имеешь в виду некий средний прыжок, не сброс с вертолета но и не съезд с тротуара) за счет пружин, то на всех неровностях такая продвеска просто не будет работать.

Может, конечно, у тебя какие-то прогрессивные пружины с разной навивкой, но все первое назначение пружины - определение положения мотоцикла над поверхностью, а преднатяяг (или большая жесткость пружин) нужна лишь при увеличении нагрузки на мотоцикл (например толстый водитель или езда с пассажиром постоянная).

Для остального есть масло. Больше того, все активные подвески работают лишь по принципу либо изменения диаметра отверстия в поршне механическим путем, либо электромагнитным, с магнитно-реологической жижей. А вот натягивать пружины система хоть и может, но не делает. 

Как ты думаешь, почему? Тупые инженеры? Но сам механизм-то есть, реализован, все работает. Однако, преднатяг пружины на том же BMW R1200RT ты можешь выставлять какой угодно (чувствуя при этом, как мотоцикл поднимается и опускается под тобой) но именно на жесткость это никаким образом не влияет, софт или хард ты выбираешь исключительно работая с гидравликой.

Fedotov 1 августа 2017 в 10:19
1

Fedotov, во-первых ты невнимателен. я в начале статьи специально привёл вводные данные, в числе которых большой вес райдера (толстый водитель). а во-вторых инженеры не тупые. инженеры вполне намеренно проектируют подвеску под средний вес пользователей исходя из предполагаемого режима езды и ставят соответствующие этим параметрам пружины, льют масло и собирают демпферы. параметры эти имеют рамки у каждой конкретной модели. когда же режимы эксплуатации выходят за рамки этих параметров - пружины следует поменять на более жесткие или более мягкие. не более жесткие пружины заставляют подвеску лучше обрабатывать неровности, а правильно подобранные под вес райдера и манеру езды. закручивание же прелоада лишь отчасти делает подвеску жестче. оно сокращает при этом сам ход подвески, да и у пружины есть лимиты, дальше которых крутить нельзя.

 

судя по всему на тюненых подвесках тебе тоже ездить не приходилось. рекомендую прокатиться разок-другой на WR250R/X на стоковых пружинах, нагрузив в рюкзак кирпичей до уровня моего веса, а потом дам тебе на своём прокатиться, почувствуешь разницу. пружины у меня кстати линейные, что в стоке, что новые.

 

хотя судя по последним твоим фоткам, тебе возможно скоро кирпичи грузить уже не придётся. не в обиду, бро, но ты пухнешь на глазах. если дойдёшь до моего веса, поймёшь о чём эта статья. подо мной нормально работают только подвески, изначально расчитанные на большой вес, например на турындах.

Cyrix 3 августа 2017 в 13:18
1

Fedotov, кажется я понял, откуда в тебе 120 кг. У тебя рост около двух метров, да?

Когда я тебя последний раз видел вживую (на последнем Самоваре), у меня почему-то не отложилось в памяти, что ты высокий. Если же думать, что рост у тебя средний, то ты не выглядишь на такой вес. А вот рядом с Доренко, который тоже дядя не маленький, хорошо видно.

В таком случае не удивительно, что тебе подвеска некоторых мотоциклов кажется мягковатой...

Cyrix 7 октября 2017 в 18:56
0

Аффтару спецприз за постеры)

Jackson 2 августа 2017 в 01:29
1

Jackson, не понял юмора. плохо пожал или наоборот хорошо?

если речь о чертежах, то исходники были 150x150 пикселей, пришлось увеличивать, поэтому такие артефакты. если внимательно посмотришь на текст где указаны размеры, там таких артефактов нет. заливку/штриховку деталей тоже я делал.

Cyrix 3 августа 2017 в 13:02
0

Интересный материал, спасибо. 

storrgrayd 10 октября 2017 в 09:09
1

Мнение профессионала на эту тему. Речь о настройке спортивной подвески для мотокросса и эндуро, но общий смысл применим и для гражданской эксплуатации.

 

 

Cyrix 10 февраля 2018 в 17:00
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: