Замена топливного фильтра на инжекторном мотоцикле Yamaha WR250R

3

Данный пост является дополнением к моим предыдущим постам о модификациях топливной системы для Yamaha WR250R 2011 с внутрияпонского рынка (в заводской комплектации лямбда-зонд отсутствует).

 

Пост о замене фильтров.

- Пост о замене фильтра в форсунке

- Предыдущий пост о замене регулятора давления топлива и MAP-сенсора

 

ВАЖНО! Я не являюсь специалистом в этой области и весьма поверхностно знаю теоретическую часть. Большая часть того, что я тут написал, это результат поисков в интернете и собственных экспериментов. Поэтому если у вас есть аргументированные возражения и опровержения моей информации – Welcome в комменты!

 

В виду того, что стоковый топливный фильтр 2в1 для этой модели невозможно купить отдельно (китайскую копию с Aliexpress мой бензонасос не смог нормально прокачать), а также достаточно трудозатрадной процедуры его замены, пришлось задуматься о замене его на два фильтра по образу автомобильной системы фильтрации. В сборку бензонасоса был установлен фильтр грубой очистки от Ford Focus 1 (я поставил неоригинал Krauf KR1002F). Он встаёт в наш бензонасос почти без доработок.

Krauf KR1002F
Krauf KR1002F


колхоз топливного фильтра грубой очистки от Ford Focus 1
колхоз топливного фильтра грубой очистки от Ford Focus 1

 

Вторым шагом я удлинил топливную магистраль снаружи бака при помощи топливных шлангов Gates и врезал в неё топливный фильтр MANN WK55/1 от автомобиля Hyundai Accent II. Китайские тоненькие топливные шланги ставить не советую, может разорвать давлением – во-первых они для карбюраторов, во-вторых многие от бензина дубеют. Этот же фильтр некоторые ставят на мотоцикл KTM690 Enduro R вместо оригинального Mahle 97. Основная проблема с этим фильтром в его размере, он довольно таки большой – 55 мм в диаметре и 122 мм в длину. Лично мне пришлось подпилить пластик на седушке, чтобы его уместить на мотоцикле, при том, что у меня экология убрана, то есть места под седлом больше, чем в стоке. Данный фильтр прошёл у меня около 20 тысяч километров, после чего появились явные признаки того, что его пора менять. В тот момент в продаже не оказалось фильтра WK55/1, и я взял похожий по размерам WK613. Однако уже через 2500 км пробега я заметил ухудшение тяги, а замер давления в топливной рейке показал сильное падение давления топлива после фильтра.

 

колхоз топливного фильтра тонкой очистки от Hyundai Accent II
колхоз топливного фильтра тонкой очистки от Hyundai Accent II

 

Я недавно писал о том, что заменил регулятор давления топлива в насосе на аналог от Kia/Hyundai. Это я сделал зря, в итоге пришлось вернуть стоковый регулятор, который после правильного замера давления по мануалу оказался исправен. Прежде чем ставить эксперименты, неплохо бы сначала теорию изучить.

регулятор давления топлива от KIA/Hyundai на 3.5 Bar и регулятор на Yamaha WR250R/X на 2.5 bar внешне практически идентичны
регулятор давления топлива от KIA/Hyundai на 3.5 Bar и регулятор на Yamaha WR250R/X на 2.5 bar внешне практически идентичны

 

Форсунка имеет номинальную пропускную способность и максимальную. Номинальная – это сколько топлива форсунка может пропустить при определённом вполне конкретном давлении, а максимальное – сколько максимум вообще через неё можно протолкнуть. При увеличении давления первая цифра увеличивается, пока не достигнет второй. Есть специальные калькуляторы для расчёта форсунок, но если вкратце - увеличение давления в 2 раза увеличивает номинальную статическую пропускную способность форсунки примерно в 1.4 раза. Стоковый регулятор выдаёт в рейку всего 2.5 Bar, а я поставил регулятор, который пропускает аж 3.5 Bar, что естественно забогатило смесь. Не сильно, но всё же достаточно ощутимо. Пришлось слегка прибавить приток воздуха, иначе смесь была слишком богатой и мотоцикл плохо ехал. Также эта замена увеличила расход топлива (теоретически примерно на 16%). В реале там всё совсем не так просто. Например увеличение давления также улучшает распыление бензина. Но смесь при увеличении давления  обогащается не линейно, потому что топливная карта регулирует не ширину отверстия в форсунке, а время её открытия. В результате с увеличенным давлением нормально настроить смесь без полноценного редактирования топливной карты (PowerCommander или простой EFI Programmer) не получится. В случае наличия лямбда-зонда на мотоцикле ситуация осложнится, потому что лямбда на этом мотоцикле узкополосная, влияет только на низы и средние обороты (так же как и регулировка CO в приборке), мозги на основании показаний датчика изменят топливную смесь на низах, но не затронут на верхах. А на верхах будет неистово лить, что приведёт к увеличению расхода топлива и падению мощности.


пробег свечи около 2500 км в режиме туризма, смесь явно слишком богатая, особенно заметно на верхах
пробег свечи около 2500 км в режиме туризма, смесь явно слишком богатая, особенно заметно на верхах

 

С фильтром WK613 после пробега 2500 км даже с регулятором от авто давление после фильтра было не более 2.75 Bar. Это мне показалось странным, т.к. у WK613 площадь фильтрации выше (я разбирал оба фильтра), то есть по идее ресурс у него должен быть наоборот больше. Да и грязным после разборки он совсем не выглядел. Я запросил спецификации у представителя MANN в России, и вот что выяснил. Фильтр WK55/1 рассчитан на рабочее давление всего 80 kPa (менее 1 Bar), в то время как WK613 рассчитан на давление до 450 kPa (4.5 Bar) при этом имеет пропускную способность для тестовой жидкости с вязкостью 2.8 mm²/s всего 75 литров в час против 120 литров в час у WK55/1. Учитывая то, что с регулятором от авто давление ~3.5 Bar, а в стоке и вовсе ~2.5 Bar, фильтр WK613 явно не подходит для нашего мотоцикла.

 

Тогда я стал искать альтернативные варианты. Однако у многих производителей в каталогах указано минимум характеристик, у большинства вообще указаны только размеры. В лучшем случае в каталоге может быть указан микронный рейтинг фильтра. Но и эта цифра на самом деле коммерческий ход, т.к. есть куча стандартов этих самых микронных рейтингов и ни один не является общепринятым. К примеру MANN в спецификациях указывает Filtration efficiency согласно стандарту ISO/TR 13353, то есть какой процент частиц размером 3-5 микрон будет задержано данным фильтром. Что интересно, согласно спецификациям по этому госту у фильтра WK55/1 уровень фильтрации выше (45%>), чем у WK613 (20%>). Как так получается при условии его большей пропускной способности и меньшего размера я не знаю. Вероятно за счёт других материалов фильтрующего элемента.

 

Некоторые производители указывают размер частиц в микронах, задерживаемых на 50%, некоторые указывают размер частиц, задерживаемых на 96% или больше. Большинство же производителей микронный рейтинг не указывают вообще. Поэтому данные цифры можно считать очень условными, как например маркировка вязкости на канистрах у вилочных масел. Важно понимать одно – чем лучше фильтрует фильтр, тем большее нужно давление, чтобы его нормально прокачать, и тем быстрее он забьётся. К примеру на тот же КТМ 690 с завода одно время ставили фильтр с рейтингом 10 микрон, но позднее вернулись к фильтру с рейтингом 20 микрон. Кстати, считается, что человеческий глаз не способен увидеть частицы меньше 40 микрон. При этом отверстия в форсунке (в которой, кстати, тоже есть ещё один фильтр) вполне себе видны невооружённым глазом. Так что стоит ли гнаться за минимальным рейтингом – большой вопрос.

 

форсунка Denso с 12 отверстиями
форсунка Denso с 12 отверстиями

 

В результате перекапывания кучи каталогов, вот что удалось найти из более-менее подходящих по размеру фильтров. Обращаю внимание, что я смотрел фильтры под 8 мм топливный шланг, а не под быстросъёмные штуцеры, как на WK55/1.

 

Fram G3606 (10 микрон, маленький размер)

Sakura FS-1004 (предположительно 20 микрон, средний размер)

Donaldson P550012 (40 микрон, маленький размер)

Wix 33032 & Napa 3032 (20 микрон, средний размер)

Wix 33033 & Napa 3033 (20 микрон, средний размер)

Wix 33482 & Napa 3482 (13 микрон, большой размер)

Wix 33095 & Napa 3095 (11 микрон, маленький размер)

MANN MWK44 (средний размер, подходит на Ducati, BMW, Triumph, MotoGuzzi)

Mahle KL145 (10 микрон, большой размер, подходит на Ducati, BMW, Triumph, MotoGuzzi)

Fleetguard FF149 (11 микрон, средний размер)

Fleetguard FF5672 (маленький размер)

Purolator F20011 (средний размер)

Baldwin BF840 (средний размер)

 

Отдельно стоит сказать про фильтр MANN MWK44. Согласно спецификациям фильтр имеет пропускную способность 120 литров в час и Filtration efficiency 30%>, однако рабочее давление указано 400 kPa (4 Bar). В реале на мотоцикле BMW R1150RT, куда ставится этот фильтр, давление топлива по мануалу всего 3 Bar. Мне кажется, что можно попробовать его на нашей Ямахе. Правда цена такого «попробовать» в районе 850 рублей, поэтому я пока что экспериментирую с более бюджетными  вариантами. ))) Тем более, что MWK44 по диаметру тоже не самый маленький (около 50 мм). А аналог от Mahle и того больше по размерам.

характеристики фильтров MANN WK55/1, WK613, MWK44
характеристики фильтров MANN WK55/1, WK613, MWK44

 

На данный момент я тестирую фильтр Fram G3606, врезав после него манометр, чтобы можно было отследить момент падения давления – его условно можно будет считать ресурсом данного фильтра применительно к мотоциклу Yamaha WR250R/X. Отзывы от владельцев KTM690/Husqvarna710 на него неплохие. Говорят, что если лить нормальный бензин, то он отхаживает 6000 миль (около 10000 км). Добавление различных присадок в топливо в разы сокращает ресурс фильтра. В частности на том же КТМ 690, где такой фильтр прошёл 6000 миль, при применении присадок октан-корректоров фильтр «сдох» уже через 2500 миль. С учётом того, что у нас практически весь бензин на присадках, будет хорошо если он 5000 км пройдёт. Лить же всякие G-Drive, V-Power и прочие супер-топлива я бы вообще не рекомендовал. Если всё же льёте, то следите за давлением и чаще меняйте фильтр. С учётом ценника в 350 рублей по-моему вполне приемлемо.

фильтр FRAM G3606, второй шланг, который лежит сверху идёт к манометру, по окончанию экспериментов я его уберу
фильтр FRAM G3606, второй шланг, который лежит сверху идёт к манометру, по окончанию экспериментов я его уберу


смесь после 4000 км с фильтром FRAM G3606 и стоковым регулятором давления топлива
смесь после 4000 км с фильтром FRAM G3606 и стоковым регулятором давления топлива

 

Также я запросил информацию от производителя Sakura по фильтру FS-1004. Это псевдо-японский бренд, на самом деле производство Индонезия, а бренд похоже вообще российский. На ютубе есть видео, где ставят такой фильтр на Honda VFR. Автор уверяет что уже год откатал с ним, правда не говорит сколько это в километрах. А на сайте Motorradhof такой фильтр предлагается в качестве замены для CBR1100XX 1997-2005. По факту на фильтре написано 20 LMS. Предположительно так обозначили микронный рейтинг. Правда такое обозначение скорее математическое, расшифровывается как Least Mean-Squares. В процессе поисков я ни разу не встречал такого обозначения ни в одном каталоге, поэтому это только догадки. Ответа от производителя я пока так и не получил. Он чуть больше в диаметре, чем фильтр от Fram, но заметно меньше, чем фильтр от Hyundai.

 

До других вариантов пока руки не дотянулись. )))

сравнительные размеры фильтров Sakura FS1004 и FRAM G3606
сравнительные размеры фильтров Sakura FS1004 и FRAM G3606

 

UPDATE: Мне тут подсказали "из зала", что ставить фильтр после регулятора давления это грубая ошибка. В целом я согласен с этим. Но применительно конкретно к мотоциклу WR250R/X такая установка фильтра это единственный способ вывести топливный фильтр за пределы бака. Оригинальная сборка насоса имеет обратку, но выход наружу бака всего один. Более того, сама пластиковая сборка конструктивно не позволит что-либо вставить между насосом и регулятором. Единственный выход - менять полностью сборку на конструктивно другую. 

Поэтому пока единственный вариант, это подобрать фильтр с подходящими характеристиками и следить за давлением и смесью. Как только начнёт беднить, а падение давления в рейке неминуемо приведёт к обеднению смеси, сразу менять фильтр.

Очень спасает в этом плане то, что мотор одноствольный и установлен в раму без сайлент-блоков. Малейшие изменения в составе смеси сильно отражаются на поведении мотоцикла - оборотах, разгонной динамике и максимальной скорости. На ряднике я бы так экспериментировать не стал, т.к. там по ощущениям состав смеси не определишь, а в случае падения давления топлива можно запороть движок.

 

3
Написал 17 сентября 2017 в 20:54
Рассказать
Комментарии2

Дописал важный апдейт в конце поста.

Cyrix
38 лет, Москва,
#1456 на сайте с 25.01.2017.
8
15 277
18 сентября 2017 в 12:23 Ответить

 

Топливный фильтр FRAM G3606 после 5000 км туризма на более-менее нормальном 95-м бензине (ГПН, Трасса, СургутНефтеГаз, Лукойл, BP). Давление на момент снятия было в норме.

Фильтр ещё не совсем забился, но я думаю, что 10к уже не пройдёт, так что оптимальным для него пожалуй будет замена раз в 5000 км. 

Cyrix
38 лет, Москва,
#1456 на сайте с 25.01.2017.
8
15 277
4 октября 2017 в 02:15 Ответить
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии