Шли годы, мы старели. А вместе с нами старел мир. Рушились столпы и однажды, ясным дн….. Тьфу. Короче. Ступичный подшипник закрехтел аки двиган от шестерки и умер на одной из кочек смертью храбрых. Все произошло внезапно, всего за каких-то 20-30 км, так что со скрежетом я доехал и купил ремкомплект задних подшипников AllBalls (около 2500 по Москве), отложил дела и погнал лошадь на базу.
В комплекте два ступичных подшипника, два пыльника подшипников и подшипник для звезды. Ну и наклейка
Для начала решили вопрос, как вывесить заднее колесо без подката (его я уже начал варить, но пока он не готов).
Залебедили мот за маятники к перекладинам складских конструкций на базе. Сделали разнос в две стороны чтоб разгрузить точку подвеса на две части и не лопнуть пластик задка, не снимая его.
Далее все просто. Скинуть суппорт, снять напряжение цепи выкруткой натяжителей цепи, выбить ось ( раскрученную еще когда мот стоял под своим весом), снять цепь, снять колесо.
Дэмпферы тут перевенуты неправильно (второпях ставил их обратно, чтоб сфотографиоровать этап)
Больше всего, конечно, интересовало вскрытие, старых подшипников и оценка выработки втулок.
При разборе колеса рекомендую делать фотографии, если делаете это впервые. На них запечатлите посадочные места втулок и то, какая где должна стоять.
Типа такого: сняли звезду с посадочного и сфоткали, как стоит втулка. Поможет при сборке.
Старые пыльники выковыриваем безбоязненно, но не совсем варварски. Они нам пригодятся.
Начать проще всего с выбивания подшипника в звезде. Он самый легкодоступный и, по-скольку у нас уже есть замена - не щадим и силой давим его любыс способом, беречь здесь стоит только посадочное место, не корябая его стенки. Не забываем перед выбиванием подшипника вынуть стопорное кольцо! Оно на фото слева снизу. Подшипник выглядит страшно, но давайте заглянем внутрь.
Старые подшипники приятно удивили долговечностью. За 20 лет эксплуатации и кручения два из трех подшипников еще имели пригодную смазку внутри и вполне целые, чуууууток люфтящие обоймы, тогда как в третьей масло превратилось в полупрозрачный пластилин, а два шарика из обоймы были практически в свободном плавании внутри посадочных мест и как раз они и дребезжали - подшипник правой стороны, где тормозной диск.
После протирки подшип отлично выглядит и читается знаменитая японская маркировка ведущего подшипникового завода. Фото сделано уже после запрессовки нового.
Почти прогоревшая смазка, но люфты минимальны. Хвала японцам!
Для дальнейшей работы нам понадобится внешняя обойма одного из ступичного и звездочного подшипника в качестве оправы для впрессовывания новых. Поэтому извлеченного старика распиливаем болгаркой и выковыриваем из него все, оставляя внешнее кольцо с пропилом.
Весь блок звезды промыт в керосине, высушен и продут от грязи, посадочное место под подшип, сальник и стопорное кольцо очищено от налета и шламов стоматологической лопаточкой, можно впрессовывать.
Смазываем новый подшип по внешним граням маслом (я использовал оружейное), чем жиже, тем лучше, так как зазоры в посадочных местах минимальны и густая смазка будет только препятствовать усаживанию. Далее вставляем подшип и кладем сверху самодельную оправу. Методом точечных последовательных постукиваний в противоположные места по оправе, загоняем подшип в посадочное место. ОЧЕНЬ ВАЖНО попадать только по внешнему кольцу и следить за тем, чтоб оправа не съезжала с внешнего диаметра. Подшипник, ударенный при такой впрессовке по внутренней части фактически можно выкинуть и ехать за новым, или лезть в колесо через 5 т.км снова.
После осадки вставляем ЧИСТОЕ стопорное в ЧИСТОЕ посадочное под него и старым пыльником заколачиваем новый пыльник на свое место. Все просто и быстро. Отложили в сторону, пошли к ступице.
Тут начинается весь геморрой процедуры без специального инструмента(трехногие съемниеи юыли, но для иашины: в подшипник мота они просто не влезали). Для того чтоб вытащить подшипники, один из них, в любом случае, нужно разбить. Вскрываем пыльник, выбиваем все клепки из держателей шариков керном, скатываем все шарики на одну сторону и силой выдираем внутреннюю обойму с другой стороны. Шарики врассыпную, внутрянка в руках внешку потом достаем, описывать не буду, догадаться как - просто.
Вынимаем внутреннюю втулку ступицы, выбиваем второй подшипник изнутри сраными методами (не забываем перед этим про пыльник и еще одно стопорное кольцо), делаем еще одну оправу тем же способом и идем мыть детали. Итак, все отмыто и продуто, поехали собирать.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, на котором мы просрали 2 часа времени. Первый подшип нужно поставить ровно тот, который имеет посадочное место (со стороны тормозного диска), так как противоположный выставляется строго от него, опираясь на внутреннюю втулку. Тут нет фоток, потому что я впрессовал первым не тот и мы больше 120 потных мать их минут давили мой косяк обратно, используя все законы динамики, механики, логики, философии, алхимии, магии, чернодырии и нарнии, чтоб ни в коем случае не повредить его и не надавить на внутреннюю часть (дело осложнялось тем, что загнал я его гиперглубоко сдуру и товарищ даже изобрел и выточил специальное устройство - пресс для работ внутри мотодиска заднего колеса, словами не объяснить - гений инженерии в деле).
Итак, мы оправой впрессовали с маслом подшипник со стороны, где есть строго посадочное место. Далее вставляем ось, переворачиваем колесо и надеваем на нее внутреннюю втулку. После впрессовываем второй подшип так же с оправой (если кто еще не понял, наличие прорези на ней обязательно для комфортного ее извлечения и незастревания после усадки подшипа). Посадочным местом для него должна быть сама внутренняя втулка, он садится на нее и не дальше. Далее все уже совсем просто. Смазка каждой детали силиконом!!! Пыльники, постановка колеса, натяжка цепи. Затяжка оси на 108Нм динаметрическим ключом. Вуаля. От звуков не осталось и следа, шуршание и поскрипывание превратилось в непривычное молчание при кручении. Я доволен, за вопросами и непонятками пишите. Текст закончил в 3:39 ночи, я уже не понимаю, какой сейчас год.
Не забываем о демпферах, которые нужно поставить как следует, опорными точками внутрь!