В прошлых выпусках я рассказывал о теории и практике установки коляски. Так вот. Даже если вы сделали все по учебникам, идеально выверили геометрию, рассчитали углы и сварили добротные кронштейны, нормально мотоцикл ехать не будет, его придется "учить ездить".
Дело в том, что наличие коляски почти всегда провоцирует воблинг: на мотоциклах с острой геометрией, типа дорожников, воблинг сильный и постоянный, особенно на разгонах и торможениях, на круизерах, с большим вылетом вилки, не очень ощутимый. В любом случае, правильный мотоцикл с коляской должен иметь свою вилку - в идеале рычажную, с большим вылетом переднего колеса, иначе с воблингом придется мириться.
Простейший фрикционный демпфер Урала просто сжимает траверсы, увеличивая сопротивление руля.
А если вилку хочется оставить родной (хочется всегда, ибо городить новый огород всегда сложно и дорого), то на помощь придет демпфер. Пусть вас не пугает это слово, ибо простейший фрикционный демпфер ставился даже на мотоциклы М-72 в 40-х годах, а дорогущие демпферы, которые можно встретить на спортбайках, все равно не справятся с колясочным воблингом, они рассчитаны на "одиночки" и меньше нагрузки.
Современный, гидравлический демпфер с регулировкой.
Лучшим вариантом для сайдкара является демпфер автомобильный (да, там тоже бывает нужен этот узел). Я выбрал от мерседеса, если правильно помню, от 124 кузова или около того - неоригинал стоит копейки, усилие подходящее, да и хода более, чем достаточно.
А вот и друг всех любителей колясок - демпфер автомобильный.
В идеале он должен быть закреплен где-нибудь на нижней траверсе, но туда не всегда можно подобраться, поэтому можно прикрепить его и к перу, благо места установки суппорта довольно крепкие. Пластину можно вырезать болгаркой, можно выфрезеровать, главное - найти подходящие шарниры, чтобы демпфер мог работать вне зависимости от того, на сколько в данный момент времени сжата подвеска.
Шаровые от квадрика и пластина - не хитрая и надежная конструкция.
Рулевые наконечники от жигулей, шаровые опоры квадроциклов, что угодно с шарниром и подходящим диаметром - зайдите в любой большой магазин автозапчастей, наверняка подберете что-то подходящее. После этого проблема воблинга исчезнет раз и навсегда.
Фрезерованный кронштейн Великой Красной Акулы
И сам демпфер, вторая часть которого крепится на кронштейне коляски.
С подвесками чуть сложнее - коляска, имеющая не малый вес, дополнительно загружает амортизаторы мотоцикла. В итоге при полной, а иногда и частичной загрузке сайдкара, амортизаторы сжимаются до упора. Простейший выход - выточить проставки и дополнить ими штатные пружины, тем самым увеличив преднатяг.
Проставки, для увеличения преднатяга пружин нерегулируемой телескопической вилки "кирпича".
Лучше всего проставки вытачивать, но есть варианты - например подобрать подходящий кусок трубы или, что часто прокатывает с не очень большими мотоциклами, поджать пружины вилки подходящими по диаметру клапанными пружинами от какого-нибудь отечественного мотора.
В любом случае - придется колхозить и чаще менять сальники вилки - с увеличивающимися из-за коляски нагрузками жить они начинают меньше, зато интересней! За сим все, в следующем посте поговорим о правильной покраске и красоте в целом.