Изначально на моем мотоцикле ломался механизм выжима сцепления, поэтому пришлось достаточно подробно изучить информацию про сцепление, заодно я узнал о существовании сцепления Rekluse. Это центробежное сцепление, которое ставится вместо штатного, при этом сохраняется функция ручного выжима. По описанию ставится bolt-on на место родного, однако на самом деле оказалось, что это не так просто.
Поиски и покупка
Так как механизм выжима мне сделали по гарантии, и мне не пришлось тратиться на это, стал более подробно изучать, что за зверь такой этот Rekluse. По отзывам на форумах вещь интересная, особенно вне асфальта. Ценник кусачий (700$), но переборол жабу и решил купить. В РФ у Rekluse есть дилер магазин Readytodirt, подтвердили, что готовы прислать, но со 100% предоплатой переводом на карту, по сути, под честное слово перевести больше 50 тр. Связываться с ними мне не захотелось, а напрямую из штатов вышло бы еще дороже.
На сайте Реклюза есть схемы каждого кита, и я понял, что все нужные мне детали есть в комплекте сцепления для 800 Гуся. На нем такая же корзина, как на 650 одностволке, только толще и дисков больше. Киты для 800GS гораздо более распространенные и на ebay иногда появляются от частников значительно дешевле цены магазинов. Как раз появился такой вариант, еще раз проверил, что точно подойдет и купил за 390$, в итоге с доставкой и пошлиной вышло чуть больше 30тр. Пришло, изучил, основной фишкой Rekluse является разжимной EXP диск.
В нем есть 6 пружин и 6 грузиков. Грузики имеют форму клина и под действием центробежной силы увеличивают толщину диска, таким образом, происходит включение сцепления. Пружинки наоборот сжимают диск, подбирая их жесткость, можно немного менять обороты включения сцепления. Диски сцепления сильно тоньше родных, фрикционные магнитятся, всего девять пар дисков, в стоковом сцеплении семь.
Еще приятной фишкой является наличие стальных «ушек», устанавливаемых в пазы на ведущей корзине, эти «ушки» препятствуют появлению выработки от контакта корзины с дисками.
Установка и допиливание
Мотоцикл остался на зиму в МистерМото, как появилась возможность, сразу забрал, сделал ТО, проверил зазоры клапанов и дальше занялся сцеплением. На этом моторе очень удобно его снимать, так как картер сухой и у сцепления есть своя крышка (на предшественнике F650GS нужно снимать целиком левую крышку с помпой). В результате даже не нужно класть мотоцикл на бок, достаточно немного наклонить, это очень помогло, так как суммарно точно больше 10 раз разбирал и собирал, в итоге наверное меньше чем за час могу снять-поставить.
Разобрал, установил по инструкции. Завел, проверил, не работает, причем даже при ручном выжиме ведет. Снова разобрал, понял, что когда диск не разжат (на выключенном моторе и ХХ) сцепление должно быть свободно, а оно зажато тарелкой. Перечитал инструкцию, Rekluse считает, что нужно натягивать трос сцепления, и таким образом добиваться нужного зазора, то есть на трос всегда нагрузка. Мне этот способ совсем не понравился, и я решил переделать тарелку выжима. Для этого просверлил отверстия, нарезал резьбу и закрутил в них винты. В результате тарелка упирается этими винтами в ведомую часть корзины и диски не зажаты. Померял зазор между пакетом фрикционов и тарелкой, получилось 0.3-0.4мм, диск EXP разжимается на 1.1-1.2 мм, поэтому решил увеличить зазор, подложив под винты шайбы 0.3мм. Плюс поставил пружины пожестче из комплекта в EXP диск (изначально шли 3 красные и 3 синие, дополнительно идут еще столько же, поставил все синие жесткие)
В итоге на ХХ заработало как надо, не ведет, но для включения нейтрали нужно все-таки выжимать рычаг. При добавлении газа сцепление включается, и мотоцикл плавно трогается. Но не все хорошо: при быстром трогании в «ручном» режиме из мотора издается очень противный звук. Прочитав «troubleshooting guide», нашел там подходящий пункт «Squeal or Chatter», первой рекомендацией было поменять масло. Как назло оно было свежее, ну ладно, может Eni ему не нравится, решил попробовать Motul, стало вроде как еще хуже. Дальше в этом мануале советуют заменить корзину, причем пишут, что даже с не изношенной родной корзиной успех не гарантирован, только со специальной от Rekluse «The Rekluse basket is known to eliminate most squeal or chatter, even if no wear is present», но при всем желании они не делают на мой мотоцикл. На вид на их корзинах гораздо больше отверстий для смазки, и по виду диски выглядели сухими. Снял ведомую часть корзины и радикально увеличил количество отверстий, предварительно проверил, что в случае чего на разборке недорого смогу купить. Не помогло, звук остался, но смазки стало действительно больше, в результате на холодную сцепление стало вести, прямо гидромуфта получилась, но нейтраль не поймать, только на горячую и то с трудом. В ролике с установкой Rekluse на KTM 390 (практически единственный обзор установки и отзыв на русском) обратил внимание, что разжимной диск ставится посередине, я же по инструкции устанавливал его последним.
Переставил и, о чудо, звук пропал. Правда, пришлось еще немного доработать «ушки», чтобы их край был вровень с корзиной, иначе последний фрикционный диск мог перекоситься.
Ради интереса проверил влияние положения EXP-диска в корзине: если поставить первым, то в «ручном» режиме все хорошо, но при резком старте на «автомате» опять появляется звук. Купил на разборе внутреннюю часть корзины, поставил, собрал, и, наконец, все заработало как надо.
Впечатления
В городе особо не нужно, но прикольно, немного помогает в пробках, мотоцикл меньше дергается и можно меньше переключаться. Сцепление полностью включается на не очень высоких оборотах, точно не могу сказать, так как на моем мотоцикле нет тахометра. Поэтому для совсем быстрого старта нужно брать управление на себя, но в целом и на «автомате» шустро трогается, так как низы неплохие. Торможение двигателем идет практически до холостых, на переключениях нужно выжимать. На грунте очень приятные впечатления, во-первых, с ним никогда не заглохнешь. Во-вторых, довольно удобно дозировать тягу, у меня газом получается точнее, чем раньше играя обычным сцеплением. На трассе ничем не отличается от обычного. Ну еще в теории не страшно порвать трос сцепления. При стоянке теперь на передачу ставить бесполезно. В целом результатом доволен, несмотря на то, что так сложно было заставить работать Rekluse нормально, процесс был интересный.