Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 9: М - 77.

4

В 1954 году в Чемпионате СССР по ШКМГ впервые участвует мотоцикл М - 77. Надо отметить ,что после аварии 21 августа 1954 года в Таллине, в которой погиб мастер спорта СССР Борис Николаевич Свешников соревнования одиночных мотоциклов в классе 750 куб.см были прекращены. Таким образом, М - 77 стал последним таким мотоциклом. 

Но с колясками они продолжали выступать и достойно продолжили гоночную историю Ирбитских мотоциклов.

Ходовая часть отличалась от предшественников тормозами с широкими колодками и барабанами с отверстиями для вентиляции. 

Появился полуобтекатель, переходящий в бак. Масса мотоцикла - одиночки 200 кг, мотоцикла с коляской 236 кг. Косынки, которые усиливали раму М - 72, на М - 77 отсутствовали и трубы рамы были более тонкостенными для снижения веса.

 

 

 

Обороты двигателя контролировались при помощи штатно установленного тахометра, который приводился в действие гибким валом от шестерни привода масляного насоса.


Разоренов А. и Нагорнев С.

 

Передачи переключались по принципу - первая вверх, остальные вниз. Двуплечая педаль устанавливалась на оси подножки и к рычагу переключения шла регулируемая тяга. На ранних М - 77 устанавливались специальные гоночные карбюраторы К - 97 без дозирующих игл и воздушных корректоров,  с ускорительными насосами, впоследствии К - 99. Фильтров очистки воздуха не предусматривалось, были установлены "дудки". В системе выпуска применены мегафоны. Зажигание от магнето М - 90. Завод комплектовал каждый мотоцикл тремя парами шестерен задней передачи для лучшего соответствия конкретной трассе. Шины специальные, облегченные, с капроновым или шелковым кордом. 
 

Двигатель М - 77.

Двигатель имел мощность 45 л.с., что позволяло разгоняться до 160 км/ч. Цилиндры к картеру крепились на анкерные шпильки, на эти же шпильки крепились головки. Увеличен диаметр впускных клапанов, каналы отполированы. Все детали ГРМ облегчены, штанги изготовлены из дюралюминия. Система смазки с сухим картером, двухсекционным масляным насосом, пятилитровым маслобаком, размещенным под седлом. Усиленные пружины сцепления, примененные на М - 75М перешли и на М - 77. КПП осталась штатной с М - 72.

Всего с 1954 по 1959 год было произведено около семидесяти таких мотоциклов.

С середины пятидесятых на мотоциклах появляются полные обтекатели. Первые энтузиасты клеят их из папье маше. Потом появляются алюминиевые, время стеклопластика еще не пришло. 

Раутенфельд А. Е. на мотоцикле М - 77.


Сейчас М - 77 можно увидеть в музеях Латвии - 

Ирбита - 



 

И в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме. Последний подвергся доработкам  в ЦКБ в Серпухове, что делает его уникальным.

ЦКБ в пятидесятых заработал на полную мощность, о его продукции - в следующих публикациях.

 

4
Написал oleg_poduzov 1 февраля 2018 в 12:47
Рассказать
Комментарии1

Как всегда великолепно!

Fedotov 1 февраля 2018 в 14:43 Ответить
1
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии