В 1954 году в Чемпионате СССР по ШКМГ впервые участвует мотоцикл М - 77. Надо отметить ,что после аварии 21 августа 1954 года в Таллине, в которой погиб мастер спорта СССР Борис Николаевич Свешников соревнования одиночных мотоциклов в классе 750 куб.см были прекращены. Таким образом, М - 77 стал последним таким мотоциклом.
Но с колясками они продолжали выступать и достойно продолжили гоночную историю Ирбитских мотоциклов.
Ходовая часть отличалась от предшественников тормозами с широкими колодками и барабанами с отверстиями для вентиляции.
Появился полуобтекатель, переходящий в бак. Масса мотоцикла - одиночки 200 кг, мотоцикла с коляской 236 кг. Косынки, которые усиливали раму М - 72, на М - 77 отсутствовали и трубы рамы были более тонкостенными для снижения веса.
Обороты двигателя контролировались при помощи штатно установленного тахометра, который приводился в действие гибким валом от шестерни привода масляного насоса.
Разоренов А. и Нагорнев С.
Передачи переключались по принципу - первая вверх, остальные вниз. Двуплечая педаль устанавливалась на оси подножки и к рычагу переключения шла регулируемая тяга. На ранних М - 77 устанавливались специальные гоночные карбюраторы К - 97 без дозирующих игл и воздушных корректоров, с ускорительными насосами, впоследствии К - 99. Фильтров очистки воздуха не предусматривалось, были установлены "дудки". В системе выпуска применены мегафоны. Зажигание от магнето М - 90. Завод комплектовал каждый мотоцикл тремя парами шестерен задней передачи для лучшего соответствия конкретной трассе. Шины специальные, облегченные, с капроновым или шелковым кордом.
Двигатель М - 77.
Двигатель имел мощность 45 л.с., что позволяло разгоняться до 160 км/ч. Цилиндры к картеру крепились на анкерные шпильки, на эти же шпильки крепились головки. Увеличен диаметр впускных клапанов, каналы отполированы. Все детали ГРМ облегчены, штанги изготовлены из дюралюминия. Система смазки с сухим картером, двухсекционным масляным насосом, пятилитровым маслобаком, размещенным под седлом. Усиленные пружины сцепления, примененные на М - 75М перешли и на М - 77. КПП осталась штатной с М - 72.
Всего с 1954 по 1959 год было произведено около семидесяти таких мотоциклов.
С середины пятидесятых на мотоциклах появляются полные обтекатели. Первые энтузиасты клеят их из папье маше. Потом появляются алюминиевые, время стеклопластика еще не пришло.
Раутенфельд А. Е. на мотоцикле М - 77.
Сейчас М - 77 можно увидеть в музеях Латвии -
Ирбита -
И в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме. Последний подвергся доработкам в ЦКБ в Серпухове, что делает его уникальным.
ЦКБ в пятидесятых заработал на полную мощность, о его продукции - в следующих публикациях.
Как всегда великолепно!