Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 22 : Мотоциклы с коляской семидесятых.

11

В начале 70х в гонках мотоциклов с коляской в классах 350 и 500 куб.см. мотоциклы были представлены в большом разнообразии. В классе до 750 куб.см. царили четырехтактные оппозиты из Ирбита, но времена их гегемонии заканчивались. Мотоциклы с двухтактными двигателями все выше поднимались в итоговых протоколах гонок тех лет. 

Рассмотрим некоторые мотоциклы 70х. Конкуренцию Стреле -1 в самом большом классе составляли мотоциклы с моторами КМЗ - вот один из них.


К сожалению, нет технической информации по этому мотоциклу. Гоночный "Днепр" на трассе - 

Так же нужно упомянуть экспериментальные модели завода КМЗ конца семидесятых. Например, сохранились фото мотоцикла с коляской, трудно идентифицировать эту модель и найти его технические характеристики, но приписывается этот мотоцикл именно к КМЗ. Хотя двигатель, очевидно, является двухтактным, водяного охлаждения и позаимствован у гоночной лодки.


 

К концу семидесятых четырехтактные оппозиты были полностью вытеснены с трасс мотоциклами с двухтактными двигателями. В классе "до 750 куб.см" встречались экзотические конструкции, например, с двигателями от Trabant и Vartburg.

Так же большое распространение получили мотоциклы с двигателями "спарка" - так называли сдвоенные моторы CZ, такие мотоциклы выступали в классах "до 500" (два цилиндра модели "980") и "до 750" (два цилиндра модели 981). Двигатель "спарка" -

Мотоцикл с двигателем "спарка" -

Те, кто имел дело с кроссовыми мотоциклами CZ, могут представить, какую отдачу имели эти сдвоенные моторы. 

В семидесятых заявляет о себе как о производителе гоночных мотоциклов Таллинский экспериментальный ремонтный автомобильный завод "Teras". Эти мотоциклы оказались очень удачными и широко применялись  в чемпионатах СССР и международных гонках. Они так же использовали сдвоенные моторы CZ. Мотоцикл Teras -

Teras на трассе -

В классе "до 500" чемпионами СССР в 1975 году стали спортсмены команды ЦСКА А.Мельников и В.Серов на мотоцикле из Серпухова ВНИИ - 575. А. Мельников и В. Серов на трассе, ВНИИ 575- 

Мощность 492 кубового двигателя ВНИИ - 575 составляла 72,6 л.с. при 7200 об/мин и степени сжатия 11 ед. Развивал мотоцикл скорость 210 км/ч.

 

 

 Так же известно, что в пятисот кубовом классе выступали мотоциклы с двигателями Jawa DT 500. Это был очень мощный и надежный двигатель по тем временам, кроме ледовых и гаревых мотоциклов, в социалистической Европе их устанавливали на шоссейники и даже на дрегстеры.

В самом массовом классе "до 350 куб.см"  спортсмены выступали на самодельных (как это не удивительно, нет никаких свидетельств того, что мотозаводы выпускали гоночные мотоциклы для шоссейно кольцевых гонок в этом классе) мотоциклах, оснащенных двигателями "ИЖ", "Ява".

Мотоцикл класса "до 350 куб.см." -

Мотоцикл с двигателем CZ, 1972 год.

Были и более экзотические мотоциклы, например, известно, что для шоссейно кольцевых гонок CZ выпускал мотоцикл с трехцилиндровым двухтактным двигателем с объемом 350 куб.см.

Так же можно упомянуть мотоциклы с самодельными двигателями, например, мотоцикл двукратного чемпиона СССР Л. К. Самсонова. На фото : экипаж Л. Самсонова и Ю. Чеснокова (за рулем).

Чемпионы СССР 1973 года в классе "до 350 куб.см", главный конструктор ВНИИ " Мотопром", А.Мельников  и В. Токарев, команда ЦСКА.

Пока это в общих чертах все, что можно сказать о гоночных мотоциклах с коляской семидесятых. До наших дней их сохранилось очень мало, порой в плачевном состоянии, как этот Teras из Грузии -

Так же Teras восстанавливает наш друг Эдгарс из Риги, уже готов пластик и реставрация на стадии финальной сборки.

Шасси ВНИИ, тоже у Эдгарса. 

В наших следующих публикациях мы расскажем о гонках на мотоциклах с колясками восьмидесятых - последних чемпионатах по ШКМГ СССР.

11
Написал oleg_poduzov 23 ноября 2018 в 20:26
Рассказать
Комментарии2

А что за колеса на верхних снимках? Вертолетные?

Fedotov 24 ноября 2018 в 11:22 Ответить
0

Fedotov, нет, нет, вертолетные колеса, они же маленькие колеса от БРДМ выглядят иначе. В СССР литые диски из магниевого сплава для мототехники выпускали в Ленинграде и боюсь ошибиться, но вроде в Киеве. Потом, в восьмидесятых, освоили легкосплавные диски в других местах, например, в Эстонии.

 

oleg_poduzov 24 ноября 2018 в 20:41 Ответить
5
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии