Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 22 : Мотоциклы с коляской семидесятых.

14

В начале 70х в гонках мотоциклов с коляской в классах 350 и 500 куб.см. мотоциклы были представлены в большом разнообразии. В классе до 750 куб.см. царили четырехтактные оппозиты из Ирбита, но времена их гегемонии заканчивались. Мотоциклы с двухтактными двигателями все выше поднимались в итоговых протоколах гонок тех лет. 

Рассмотрим некоторые мотоциклы 70х. Конкуренцию Стреле -1 в самом большом классе составляли мотоциклы с моторами КМЗ - вот один из них. 

ШК-2 конструкции Александра и Фёдора Серопова. КБ спортивных машин КМЗ. 1974-1975г.


К сожалению, нет технической информации по этому мотоциклу. Гоночный "Днепр" на трассе - 

Так же нужно упомянуть экспериментальные модели завода КМЗ конца семидесятых. Например, сохранились фото мотоцикла с коляской, трудно идентифицировать эту модель и найти его технические характеристики, но приписывается этот мотоцикл именно к КМЗ. Хотя двигатель, очевидно, является двухтактным, водяного охлаждения и позаимствован у гоночной лодки.

 


Упомянем и еще один гоночный мотоцикл КМЗ. По сути, он представлял собой стенд для испытаний четырехцилиндрового оппозитного двигателя. Достоверно известно о его участии в гонках, но о результатах мы не знаем.

 

К концу семидесятых четырехтактные оппозиты были полностью вытеснены с трасс мотоциклами с двухтактными двигателями. В классе "до 750 куб.см" встречались экзотические конструкции, например, с двигателями от Trabant и Vartburg.

Мотоцикл с двигателем Вартбург на трассе.

Так же большое распространение получили мотоциклы с двигателями "спарка" - так называли сдвоенные моторы CZ, такие мотоциклы выступали в классах "до 500" (два цилиндра модели "980") и "до 750" (два цилиндра модели 981). Двигатель "спарка" -

Мотоцикл с двигателем "спарка" -

Те, кто имел дело с кроссовыми мотоциклами CZ, могут представить, какую отдачу имели эти сдвоенные моторы. 

В семидесятых заявляет о себе как о производителе гоночных мотоциклов Таллинский завод металлоконструкций "Teras" ("Сталь"). Директором завода был знаменитый колясочник Алвар Хиртентреу, он организовал мелкосерийное производство мотоциклов с коляской, начало этой славной истории датируется 1974 годом. Использовали эти мотоциклы такие гонщики, как Хэнно Палм, Вамбола Хелм, Тыну Карнер. Пятикратный чемпион СССР Тармо Тэмпел после основной работы по вечерам в 1975- 1976году на этом заводе строил свой мотоцикл. Продукция завода Терас оказалась очень удачной и широко применялись  в чемпионатах СССР и международных гонках. Как сказал наш друг Ивар Ваадерпасс, "Это было единственный завод, который делал мотоциклы, на которых можно было стать чемпионом союза без переделки." 

Публикация из журнала За рулем от февраля 1975 года.

  Teras так же использовали сдвоенные моторы CZ. Мотоцикл Teras -

Teras на трассе -

На трассе Mati Jaago-Tiit Kontus.


"Раздетый" Teras со спаренным двигателем ЧЗ.

Братья Тайво и Арви Сапас, мотоцикл Терас. 

В классе "до 500" чемпионами СССР в 1975 году стали спортсмены команды ЦСКА А.Мельников и В.Серов на мотоцикле из Серпухова ВНИИ - 575. А. Мельников и В. Серов на трассе, ВНИИ 575- 

Мощность 492 кубового двигателя ВНИИ - 575 составляла 72,6 л.с. при 7200 об/мин и степени сжатия 11 ед. Развивал мотоцикл скорость 210 км/ч.

 

 

 Так же известно, что в пятисот кубовом классе выступали мотоциклы с двигателями Jawa DT 500. Это был очень мощный и надежный двигатель по тем временам, кроме ледовых и гаревых мотоциклов, в социалистической Европе их устанавливали на шоссейники и даже на дрегстеры.

В самом массовом классе "до 350 куб.см"  спортсмены выступали на самодельных (как это не удивительно, нет никаких свидетельств того, что мотозаводы выпускали гоночные мотоциклы для шоссейно кольцевых гонок в этом классе) мотоциклах, оснащенных двигателями "ИЖ", "Ява".

Мотоцикл класса "до 350 куб.см." -

Мотоцикл с двигателем CZ, 1972 год.

Были и более экзотические мотоциклы, например, мотоцикл с трехцилиндровым двухтактным двигателем с объемом 350 куб.см. Двигатель представляет собой мотор Ямаха - ТЗ 250 с добавленным одним цилиндром.

Так же можно упомянуть мотоциклы с самодельными двигателями, например, мотоцикл двукратного чемпиона СССР Л. К. Самсонова. На фото : экипаж Л. Самсонова и Ю. Чеснокова (за рулем).

Чемпионы СССР 1973 года в классе "до 350 куб.см", главный конструктор ВНИИ " Мотопром", А.Мельников  и В. Токарев, команда ЦСКА.

Еще один мотоцикл - шасси ВНИИ, но оппозитный двигатель. Гонщики Паулс Зюисенс и Валдис Лапинс.

 

Гонки мотоциклов с коляской 70х : мотоциклы Терас (12) и Вихур (6).

Пока это в общих чертах все, что можно сказать о гоночных мотоциклах с коляской семидесятых. До наших дней их сохранилось очень мало, порой в плачевном состоянии, как этот Teras из Грузии -

Так же Teras восстанавливает наш друг Эдгарс из Риги, уже готов пластик и реставрация на стадии финальной сборки.

Готовый мотоцикл Эдгарса.

Шасси ВНИИ, тоже у Эдгарса. 

В наших следующих публикациях мы расскажем о гонках на мотоциклах с колясками восьмидесятых - последних чемпионатах по ШКМГ СССР.

14
Написал
oleg_poduzov 23 ноября 2018 в 20:26

Комментарии7

А что за колеса на верхних снимках? Вертолетные?

Fedotov 24 ноября 2018 в 11:22
0

Fedotov, нет, нет, вертолетные колеса, они же маленькие колеса от БРДМ выглядят иначе. В СССР литые диски из магниевого сплава для мототехники выпускали в Ленинграде и боюсь ошибиться, но вроде в Киеве. Потом, в восьмидесятых, освоили легкосплавные диски в других местах, например, в Эстонии.

 

oleg_poduzov 24 ноября 2018 в 20:41
5

"Хотя двигатель, очевидно, является двухтактным, водяного охлаждения и позаимствован у гоночной лодки."  это копия мотора konig 

oopser 27 июня 2019 в 16:01
0

oopser, поделитесь своей информацией о этом мотоцикле?

 

oleg_poduzov 29 июня 2019 в 04:35
0

oleg_poduzov, это мне рассказывал мото спортсмен..... попробую у него фото взять отсканить

oopser 22 июля 2019 в 15:36
0

Возмутительно и непростительно забыт Владимир Калюжный https://russianbikes.blogspot.com/2010/01/blog-post.html?m=1

Чемпион СССР и известный изобретатель

Оригинальный гоночный мотоцикл В.Калюжного

Оригинальный мотоцикл для кольцевых гонок в классе 750 куб.см. с коляской, созданный мастером спорта СССР Владимиром Калюжным. Мотоцикл отличался сверхнизкой конструкцией, литыми магниевыми дисками с автомобильными гоночными шинами размера 5.50-13. Поскольку покрышки были намного шире обычно применявшихся в то время, двигатель пришлось переместить вправо.
 

 


Низкая рама, маятниковая длиннорычажная передняя вилка позволили расположить рукоятки руля на высоте 450 мм над землей, т.е. на 220-250 мм ниже чем это было принято в 1967 году.
У гонщика полулежачая посадка, голени располагаются в специальных опорных нишах. Бензобак располагался у колеса коляски. В результате конструктору удалось максимально понизить расположение центра тяжести и снизить лобовое сопротивление воздуха.
Мотоцикл был оснащен форсированным 650-кубовым двигателем Ирбитского завода с двумя карбюраторами К-36.

Murka 28 ноября 2019 в 19:11
0

Murka, спасибо за материал! Самодельным, уникальным конструкциям, созданным руками одиночек - энтузиастов я хотел посвятить отдельную публикацию.

oleg_poduzov 29 ноября 2019 в 19:33
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: