В начале месяца я ездил в Карелию и, среди прочего, попал (в качестве зрителя) на соревнования «Шустрая Белка». Эндуро — это очень зрелищный вид спорта, особенно когда наблюдаешь за конкуренцией между сильными гонщиками. И вот в числе прочих на треке выступил Георгий Иванов: молодой и талантливый гонщик, которого я помню со времён, когда он ездил за команду Avantis Racing Team. Правда, в этот раз он ехал не на Avantis, а на Sherco. Мне стало интересно, что это за бренд, поэтому я решил поискать информацию в сети.
Гергий Иванов на Шустрой белке 2023. Фото @neonka23
Несмотря на то, что за границей их мотоциклы достаточно популярны, в российском сегменте Интернета данных почти нет — и то это в основном обзоры на отдельные модели. Поэтому я решил собрать всё, что нашёл, в одну большую статью: возможно, кому-то она будет полезна.
Sherco — это французский бренд, созданный профессиональными гонщиками-триалистами Андре Кудино и Марком Тессье. Несмотря на относительно молодой возраст компании, на текущий момент Sherco является одним из ведущих производителей в своей стране: ежегодно с конвейера завода сходит порядка 15 тысяч мотоциклов.
За последнее десятилетие им удалось выйти сначала на европейский, а затем и на мировой рынок. В числе достижений мотоциклов Sherco — регулярное участие (и победы!) в RedBull Romaniacs, Sea to Sky, RedBull Megawatt, Scottish Six Days Trial и других соревнованиях уровня PRO.
Марио Роман на Red Bull Romaniacs
По сравнению с ветеранами мотоциклостроения компания Sherco достаточно молодая: она была основана в 1998 году. Изначально они специализировались на производстве триальных мотоциклов, которые и принесли им изначальную популярность. Первой ласточкой компании стал Sherco Trial 2.5: модель была собрана из комплектующих сторонних брендов и полностью оправдывала своё «триальное» название.
Первый триальный мотоцикл SHERCO ST 2.5
Так же в 1999 году начинает своё становление гоночная команда Sherco Trial: одним из её первых участников стал легенданрный Грэм Джарвис. Спустя пару лет к нему присоединятся Хосеп Мансано, Марк Фрейшей и Марселем Жустрибо. Ещё чуть позже параллельно Sherco Trial начнёт блистать заводская команда по супермото.
Легендарный Грэм Джарвис в составе команды Sherco Trial
В 2000 году выходит Sherco Trial 2.9. Мотоцикл оказался настолько хорош, что долгое время не претерпевал никаких серьёзных изменений: лишь в 2006 году была переработана шасси, а двигатель не менялся аж до 2011 года — что для быстро меняющегося мира современной техники практически рекордные сроки.
Однако останавливаться на достигнутом они не планировали. В 2002 году Sherco открыли производство в Ниме, где сосредоточились непосредственно на мотоциклах эндуро и супермото. В 2005 году они представили свой собственный мотор 320 см³: на фоне остальных компаний, развивавшихся в направлении кубатур 250 и 450, это было весьма необычное решение. Необычное, но — выигрышное: именно трёхсоткубовые двигатели сейчас являются своеобразным фирменным знаком бренда.
Довольные пацаны, фабрику открыли=) Андре Кудино и Марк Тессье в Ниме. 2002г
На основании собранных данных от гонщиков они приняли решение внести первые серьёзные изменения в модель Sherco Trial, доведя кубатуру двигателя до 272 см³. Также за счёт увеличения объема камеры сгорания удалось добиться более мягкого отклика дроссельной заслонки, а вместе с этим — лучшего сцепления с дорогой при езде по влажному грунту. Параллельно они сменили заводской окрас рамы с хромированного на чёрный, добавили новые передаточные числа и сменили переднюю вилку.
3-я победа Джарвиса на Sherco на SSDT
С 2009 года в нейминг модельного ряда входят префиксы, которые означают принадлежность мотоцикла к той или иной линейке. Они используются и по сей день: это аббревиатуры «ST» (Sherco Trial), «SE» (Sherco Enduro) и «SU» (Sherco Supermoto — тут по очевидным причинам французы решили отойти от выбранной схемы).
Так же в 2009 году Sherco представила широкой общественности Sherco R — первую в историю бренда реплику гоночного мотоцикла, полностю аналогичного тому, на каком ездил спортсмен Альберт Кабестани. Среди прочих модификаций, отличающих его от стоковой версии, были титановая выхлопная труба, головка блока цилиндров с высокой степенью сжатия, карбюратор Keihin и многочисленные карбоновые элементы. Для покупки было доступно две модели: Sherco Trial 2.9 (2-тактный) и Sherco Trial 3.2 (4-тактный).
В 2010 году компания Sherco радикально изменила внешний вид своих мотоциклов. Главным из них стало то, что топливный бак и коробка воздухозаборника поменялись местами. Это позволило снизить вес мотоцикла, а также сместить центр тяжести вниз и назад — в то время как изменение положения воздушной камеры обеспечило подачу в двигатель более чистого воздуха.
По мере роста популярности бренда рос и спрос на их мотоциклы. Поэтому в 2017 году Sherco покупает в Ниме новое здание для производства. После переезда в помещение площадью 12 000 м² они активно расширяют штат. В 2019 Sherco празднуют большой двадцатилетний юбилей, в честь которого выпускают мотоцикл ST 20th Anniversary.
Новое здание фабрики Sherco площадью 12 000 м2
В настоящее время компания имеет два основных производства: на заводе во французском Ниме выпускают эндуро мотоциклы, в барселонском Кальдес-де-Монтбуй продолжается изготовление триальных байков.
Sherco 300sef 2023 в салоне Мопеды.РФ
Если говорить о России, то до недавнего времени фирменных магазинов бренда в стране не было — технику можно было купить только у частников, которые возили мотоциклы из Европы. Однако в 2023 году полноценное сотрудничество с французами начали Мопеды.РФ: они стали официальными представителями Sherco, которые не только продают мотоциклы, но и предоставляют на них гарантию от производителя. Сейчас в наличии у них два мотоцикла: двухтактный Sherco 300 SE Factory (855 000 рублей) и четырёхтактник Sherco 300 SEF (936 000 рублей). Триальные модели на складе отсутствуют, но их готовы привезти под заказ, всё с той же гарантией. Поэтому если вы захотите проверить французские эндуро на деле, то купить их можно в Мопеды.РФ
Sherco 300se 2023 в салоне Мопеды.РФ