Паранойи пост.
Пока утро и хорошее настроение, выкладываю на ваше обозрение пост на краеугольную тему защиты Вашего железного коня. Классификации, я люблю классификации. Так что поделим все виды защиты на 3 вида: механические, электронные, антропогенные человек.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Весь смысл механической защиты сводится к одному и тому же - не дать механически же убрать мотоцикл от определённой точки. Функция оповещения владельца / окружающих имеет право на существование, но всё же для этого вида она - дополнение.
ТРОС
Ну, если ваша любимая техника - не такая уж и любимая. Или же вы уверены, что она не представляет ценности, можете пользоваться этим вариантом. Нет, я не против тросов, но за разумную цену я пока не встретил достаточно массивного хотя бы на вид троса. Кроме того любой трос обычно - переплетение жил. И как в древней мудрости с веником, никто не мешает покусывать их по чуть чуть, по одной-две. Что касается тросов с кодовым замком, дольше чем на пару минут их вообще оставлять нельзя. В своё время я лично подорбал комбинацию к такому тросу тупым перебором за 7 минут. Это не в смысле чт оя вор, а в смысле что был у друга старый велик на даче, вокруг рамы трос и ничего не держит, но код никто не знает.
ЦЕПЬ
Цепь - основная защита от кражи "на шару". Если ваш мот не пристёгнут ничем, погрузить его в подъехавший микроавтобус - дело минуты. И никакая мудрёная сигналка вам не поможет - банальная глушилка на нужном диапазоне и вся электрика не сможет ничего сообщить. Ну а дальше - в разбор. Впрочем не будем пугаться раньше времени, у многих моделей своя специфика. Рекомендации по цепи?
Читайте обзоры, ищите варианты, сравнивайте их. Этот пост обзорный так что не рассчитывайте что я тут всё раскатаю прям так уж подробно. Заодно можете глянуть это видео (которое конечно рекламит свою цепь, но всё же) о том, что может сделать с цепью 1 человек с хорошим болторезом:
Кроме того, существует ещё U-образный замок, который в общем-то выполняет те же функции. Предполагается что он надёжнее, но очевидно менее удобен. Зато на indiegogo уже собрали в 2 с лишним раза больше чем требовалось на такой замок с одной мааааленькой разницей - при распиливании из него вырвется облачко, вызывающее рвоту. Интересный сюрприз для вора.
ЗАМОК НА ДИСК
Как ни странно, замок на диск часто мешает больше самому пилоту, чем угонщику. Полагаться только на замок на диск - ждать угонщиков со "скейтом". Да, на таком мотоцикле сложнее уехать, но укатить с людного места - вполне реально, особенно при достаточном запасе наглости. Кроме того, самое слабое (хоть и самое защищённое извне) место этого замка - сам штырь. Я уже встречал сообщения где люди писали что трогались с места и суппорт срезал этот замок сам. Не думаю, что вы хотите такое проверять, но злоумышленникам плевать.
Итого? Замок на диск штука полезная, но во первых нужно брать правильной толщины штырь, во вторых обязательно нужен трос-верёвочка-пружинка на руль, чтобы вы про него не забыли, ну а в третьих - я бы ещё дополнил этот комплект версией замка с аккустической сиреной. Это не электроника а электрика так что ей плевать на глушилки или питание бортсети - она просто будет орать когда вы её встряхнёте.
За последнее время я несколько раз встречал и ещё один вид замка - дужка продевается не в сам диск, а за него - тогда штырь по толщине сравним с обычным навесным замком и куда крепче. Вот только надо как-то убедиться, что вы сможете тако поставить.
БЛОКИРОВКА РУЛЯ
Не секрет, что блокировка руля при желании срывается и срывается несложно. Но это и не повод ей не пользоваться.
ГАРАЖ
Гараж сам по себе не только не защищает от угона, но даже наоборот. Металлические стенки не только скрывают мотоцикл от посторонних глаз, но и воров, обеспечивая достаточно времени для любых действий. Да и на шум в гараже вряд-ли кто-то обратит внимание. Так что гараж станет хорошим средством защиты только в дополнении с другими двумя видами (то есть электроника и человек). А для тех, кто всё ещё скептически смотрит на этот текст у меня есть вопрос - вот у вас гараж в кооперативе, общий въезд под замком, ваш "металлический тент" на два замка закрыт... а куда смотрят стены? Не выйдет ли так что проще просто бокс сзади вскрыть? И часто ли вы пристёгиваете в гараже мотоцикл цепью / сигналкой / замком на диск? Или 2 простеньких замка на воротине это всё?
ЧЕХОЛ
Как это ни парадоксально, но чехол - тоже средство защиты. Чехол мешает определить:
- марку-модель мотоцикла (а значит то, насколько он может быть востребован или уникален)
- его возраст и состояние (то есть хотя бы примерную цену)
- наличие и объём средств защиты (насколько сложно его угнать)
- наличие или отсутствие уникальностей (таких как аэрография или переделки, то есть приметность в случае продажи)
Как минимум это может замедлить вора или вынудить найти добычу полегче. Да и от школовандалов и любителей посидеть на чужой технике тоже помогает.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Я больше чем уверен что перебрал не все средства защиты. К примеру относительно недавно видел на байкпосте обзор полусферы, которая вкручивается в асфальт, а уже к ней цепляется мотоцикл за переднее колесо. Не могу сходу оценить полезность этой конструкции, но она как минимум существует.
ЭЛЕКТРОНИКА
Задачи и возможности электроники весьма широки. С помощью различных приборов, работающих от электричества, мы можем потенциального вора отпугнуть, огорошить, замедлить, зафиксировать, даже остановить (ну это если вы к примеру подведёте фазу на ворота гаража.. шутка).
СИГНАЛИЗАЦИЯ
Электронная защита любого транспортного средства начинается с сигнализации. Набор возможностей зависит от финансов владельца и уровня доверия к сигнализации. К примеру есть люди, которые не готовы пользоваться меткой только на основании того что сигнализация может её потерять, а значит двигатель может быть заглушён, к примеру, в повороте. Можно подумать кроме сигнализации поломки быть не может... впрочем идею вы уловили.
Есть с сигнализацией одна беда - чем более именитая фирма выпускает более дорогой модуль, тем она круче.. но тем она и известней, а значит и воры будут искать против неё свои методы. Если же вам удастся огорошить противника - вор скорее всего откажется от риска. Так, недавно я встретил в интернете человека, который реализовал начальный функционал сигнализации на.. Ардуино (это такие слабые платы типа миникомпьютера, к которым можно писать программы).
Про мвои муки выбора сигнализации я ещё расскажу)
ИММОБИЛАЙЗЕР
У кого-то штатный, у кого-то в сигналке, у кого-то нету. Мне также известно, что иммобилайзер с меткой или завязанный на определённый набор действий (к примеру сцепление-тормоз-сцепление) можно купить в некоей фирме и встроить в проводку. Сходу его не найдёшь, в режиме покоя он не потребляет (или почти не потребляет), а вот завести такой мотоцикл - не получится. Если будет интерес, дам ссылку но в комментариях. Дабы не рекламить. Уверен, эта фирма не единственная кто такое выпускает.
GPS-GSM МАЯК
Маяк - не панацея, но случается так что и он выручает. На мой взгляд идеальный маяк - не должен снабжаться какими-либо метками и вообще должен подчиняться своему расписанию и СМС. Это такая штука, о существовании которой вор и не должен догадаться, а она тем временем выведет вас на мотоцикл. Питание автономное, заряд от бортсети - исключить. Лучше уж раз в год менять батареи чем дать ворам понять что он у вас есть. Само собой, если это организованная группировка которая имеет "отстойник", где мотоцикл может стоять месяцами под глушением GPS и GSM, то ничего вы не сделаете, но вещь ИМХО нужная.
ЧЕЛОВЕК
Принято думать что охранник в гаражах или на парковке существо неинициативное и может проспать всё на свете. Чтож, некоторые из них действительно такие, но многие вынуждены работать там из-за невозможности устроиться куда-либо, их зарплата оставляет желать лучшего а настрой к клиентам - никакой. Однако как ни странно эти же люди - вполне добрые и общительные, если вы покажете, что вы - друг. Что сложного угостить человека конфетами / чаем / кроссвордами / бутылкой наконец, поговорить по душам разок другой, оставить контактный номер и намекнуть на вознаграждение в случае, если они оперативно сообщат о странностях с вашим боксом? Поддерживать отношения с теми, кто следит за вашей техникой (следит не значит отвечает) важно, даже если эти люди вам не по нраву.
ПРОХОЖИЙ
Тут речь скорее идёт о временных парковках. Выбирайте места где есть витрины и скучающие продавцы. Люди любят пялиться на мотоциклы и как минимум забеспокоятся, когда вместо вас (человека в шлеме и экипировке) к мотоциклу подойдёт какой-то левый тип и начнёт в нём ковыряться. Идеально - оставить такому человеку номер и попросить сообщить... но мы не в идеальном мире.
Подводя итог могу сказать что хорошая защита строится из благоразумия и эффективной комбинации отталкивания, незаметности и информирования вас (или тех ко может проинформировать вас) о покушении на вашу технику. В общем-то и всё. Удачи вам и никаких угонов.
Вот это, канеш, прям отпугивает от покупки...
timsabiroff, ага, лучше купить машину. В Москве её вполне на законных или "законных" основаниях упрёт эвакуатор :D
Вот тнтересные видео от чужого.
3 части:
1)
2)
3)