С теоретической частью и обслуживанием мотоцикла разобрались в прошлых записях, самое время рассказать про железо. С ним, если хотите приделать коляску, придется поработать. Расчеты и чертежи это здорово, но перед тем, как начать что-то делать, стоит посмотреть на чей-нибудь опыт.
Опыт в основном зарубежный, но часто можно найти что-то похожее и у нас. При строительстве коляски из СВ400 и наварив огромную конструкцию я удивился, увидев, что в России это не первый колясыч из "сибихи", и что сам подрамник можно было сделать минимум вдвое меньше и легче.
С БМВ еще проще, в Европе это популярный донор для сайдкара, а значит придумывать вообще ничего не нужно. Просто повторить. Так и сделали.
Как я писал раньше, у БМВ серии "К" рама идет только сверху, а часть несущей функции возложена на картеры КПП и Двигателя. К ним же придется "привязывать" и кронштейн коляски, ничего страшного в этом нет. Впрочем, не только к ним, в трех точках подрамник коляски все же соприкасается с рамой, фактически дублируя ее и "обнимая" силовые агрегаты мотоцикла снизу.
Обычно заводские дуги крепятся к самым надежным местам шасси мотоцикла, это идеальные точки крепления для кронштейнов коляски.
Прикручивается эта конструкция в четырех точках к картеру, туда, где крепятся оригинальные дуги, а так же через пластину к картеру КПП, на место, где до этого был кронштейн центральной подставки. Звучит страшно, но во-первых, учитывая, что это кронштейн "централки", картер усилен, а во-вторых, сам подрамник имеет много точек крепления к мотоциклу, поэтому каких-то излишних нагрузок в этом месте не возникает.
При создании подрамника было много токарных работ, но в действительности вы можете обойтись и без них - шарики цанговых зажимов от мотоцила ИЖ есть в продаже, да и подходящие втулки найти можно. Заморачиваться стоит лишь в том случае, если вам хочется красоты.
В контексте "колясыча" главное преимущество деталей, выточенных на токарном станке - нарядный внешний вид.
Помимо этого подрамник крепится и к раме - в местах крепления двигателя, там, где раньше крепились оригинальные дуги, и в одном месте к раме мотоцикла в районе седла, для большей жесткости. При создании подрамника будьте внимательны к таким вещам, как доступность агрегатов и фильтров, легко перекрыть к ним доступ и потом тратить огромные усилия на снятие/установку подрамника ради копеечной операции, так что все эти моменты лучше учесть сразу.
А заодно стоит позаботиться и о боковой подставке, колясычу она не нужна, а вот отцеплять коляску с ней намного удобнее, чего уж говорить о том, что без нее практически невозможно ездить.
Так выглядит готовый подрамник для БМВ серии "К" - ничего лишнего, на мотоцикле он почти не заметен.
При создании подрамника нужно руководствоваться принципом семь раз отмерь - не ленитесь по нескольку раз ставить и снимать его на мотоцикл во время создания, важно, чтобы этот процесс был максимально легок и прост. Помимо этого, при сварке все элементы может уводить, поэтому нужно чрезвычайно аккуратно варить, не перегревая деталь. В противном случае ее просто поведет и то, что десять минут назад буквально само заскакивало в места крепления перестанет натягиваться даже при большом усилии.
На этом все. В следующих записях расскажу о раме коляски и, собственно, самом корыте.