На площадке motoforum.ru разгорелся очередной спор. На этот раз решили найти истину в идеальной балансировке колес. Тут Гришеньka высказал мысль по которой самая тяжелая часть покрышки обозначается красной меткой, а самая легкая – желтой.
Кто хочет проверить баланс красного и жёлтого?
Решил проверить.
Оказалось, что тезис «красная точка – тяжелая; желтая - легкая» верен только для автомобильных покрышек. В мире мотопокрышек царит разнообразие.
Немного теории
Наверное самый большой труд, посвященный разноцветным точкам на покрышке был составлен Пегги Фишерем (Peggy Fisher) и опубликован в 2007 году на сайте (последний раз статья обновлена в сентябре 2012 года) www.tirebusiness.com. В научно-популярном стиле здесь излагаются основные принципы цветовой маркировки, помогающей в процессе балансировки. Недостаток этого произведения в том, что там даны ответы на вопрос «Как делать?», но не даны ответы на все вопросы «Почему так делать?».
Намного более обстоятельный труд, в котором устранены недостатки упомянутого выше произведения, принадлежит перу неизвестного автора, но зато выпущен известным производителем резиновых изделий для всех типов транспортных средств - Фирмой Bridgestone. Bridgestone выпускает ежемесячный журнал “Real Answer” в 13 томе которого (выпуск 1) была опубликована статья «Почему точки располагаются там, где им положено?».
Перевод с английского некоторых из ответов, помогающих понять основные принципы маркировки и как их с пользовать использовать, привожу ниже:
________________________________________
«Не могли бы пояснить, какие и где точки должны быть?»
Во-первых, если на покрышке нанесена красная точка, то не обращайте внимание на желтую. Если у вас штампованный диск, поищите метку, обозначающую минимальный радиус диска и установите покрышку таким образом, чтобы красная точка на покрышке находилась напротив этой метки на диске.
Если диск литой, или штампованный, но без метки, установите покрышку таким образом, чтобы красная точка находилась напротив ниппеля.
А если на покрышке есть только желтая точка?
Если на покрышку не нанесена красная точка, то независимо от типа диска установите покрышку таким образом, чтобы желтая точка находилась напротив ниппеля.
Почему так?
Мы начали объяснения с желтой точки, потому, что так легче понять. Желтая точка обозначает самую легкую точку покрышки, найденную во время статической балансировке. Другими словами, покрышка немного легче в том месте, в котором нанесена желтая точка.
Хорошо, теперь про желтую точку все ясно. А что означает красная точка?
Значение красной точки сложнее для понимания. Она обозначает «максимум первой гармоники изменения радиальной силы». Это, без сомнений, трудновоспроизводимый набор слов, но смысл этих слов описать место, в котором центробежная сила, срывающая вращающуюся покрышку с диска, достигает своего максимума.
Если посмотреть на это с другой стороны, то если покрышка не идеально круглая, то красная точка будет почти совпадать с местом в котором покрышка имеет наибольшую высоту или место в котором радиальная сила максимальна.
Почему нельзя просто измерить радиальное биение покрышки?
Измерение радиальной силы намного точнее предскажет особенности вращения покрышки. На самом деле красная точка часто не совпадает с максимальным радиальным биением. В тоже время красная точка точно покажет место, в котором сила отрыва покрышки с диска максимальна.
Однако, если вы рассматриваете красную точку как метку «действительно» максимального биения, то в этом случае становится очевидно, почему необходимо совместить красную точку на покрышке с меткой на диске, обозначающей минимальное биение. Это связано с тем, что в месте красной точки покрышка немного «толще» (от обода до протектора).
Так как метка обозначает на стальном диске минимальный радиус, мы можете сказать, что колесо в месте установки метки немного «тоньше» (от центра до борта).
Поэтому есть смысл совместить красную точку на покрышке с меткой на диске.
А как поступать в случае с алюминиевым диском?
В том месте, где установлена красная точка, покрышка немного сильнее стремится удалиться от оси вращения за счет центробежной силы.
Возвращаясь к нашему последнему примеру, это происходит потому, что покрышка немного «толще» в месте красной точки, из-за этого колесо и ось подбрасывает вверх, когда красная точка находится в положении 6 часов (прим. SixBiSix – соприкасается с дорогой).
Однако, в связи с тем, что диск немного тяжелее в месте установки ниппеля, то когда ниппель находится в положении 6 часов центробежная сила тянет ось колеса вниз.
Эти силы противодействуют друг другу.
И что в итоге?
Совпадение точек не заменяет балансировки колеса в сборе. Однако в конечном итоге это приводит к созданию лучших условий перед началом балансировки, а значит скорее всего вы устраните дисбаланс колеса грузами наименьшей массой.
________________________________________
Что пишут о точках в Интернете
Однако все выше описанное верно для покрышек для грузовых автомобилей. Верно ли оно для мотоциклетных покрышек?
Ответ на этот вопрос стал искать в интернете. С одной стороны нашел неофициальную информацию, что наиболее легкое место мотопокрышек Dunlop – маркируется желтой точкой (http://www.sportrider.com/hands-tire-mounting-and-balancing).
На одном из форумов обнаружил копию официального ответа (по утверждению опубликовавшего) от производителя покрышек Metzeler (http://www.hdforums.com/forum/wheels-tires/863462-metzeler-tire-mounting-and-red-dot.html ). В ответе есть информация о том, что красная точка должна совмещаться с ниппелем. При этом отмечается, что красная точка может использоваться как референсная и в любом случае балансировка колеса в сборе обязательна, поэтому не запрещено смещать красную точку на 45 или даже 90 градусов по отношению к ниппелю для того, чтобы использовать для балансировки минимальный вес грузов.
________________________________________
Отступление: В этом же ответе содержится информация для любителей различных альтернативных способов балансировки: «Metzeler не рекомендует использовать жидкие составы для балансировки или составы для быстрого ремонта или любые другие материалов для балансировки. Гарантия Metzeler не распространяется на любые повреждения покрышек, которые произошли при использовании жидких составов для балансировки или составов для быстрого ремонта или любых других материалов. Собранное колесо должно быть отбалансировано на компьютерном или статическом балансировочном стенде. »
Интересное примечание, что Metzler официально разрешает использовать бескамерные покрышки с камерами, но на скоростях не превышающих 120 миль/час (193 км/час).
________________________________________
Самый универсальный ответ по точка был выявлен к книге «Как … установить покрышки на мотоцикл и заклеить проколотое колесо» (James Russell How to… install tire on motorcycles and fix flat tires). В этой книжке, содержащей ответы на сотни вопросов по узкой тематике, на странице 181 под номером № 205 размещен следующий вопрос:
«На имеющийся у меня покрышке имеются две цветные точки. Какую точку мне нужно совместить с ниппелем?»
«Чаще всего у вас будет красная или желтая точка. Спросите у производителя покрышек обозначает ли красная точка самую легкую часть покрышки. Если да, то совместите красную точку с ниппелем. Желтая точка, если она обозначает самую тяжелую часть покрышки, может быть совмещена с самым легким местом диска. Это немного сложнее, но в рамках этой книги мы не будет рассказывать о балансировке в два этапа: сначала диска, а потом покрышки. Мы делаем балансировку колеса однократно. Просто находим самую легкую точку покрышки, спросив у производителя цвет точки и размещаем эту точку напротив ниппеля, а затем проводим статическую балансировку собранного и накаченного колеса с установленным на ниппеле колпачком. Обычно красная точка будет расположена рядок с ниппелем. »
Мнение производителей
Такая неопределённость привела меня в замешательство и решил тогда спросить производителей покрышек о цветных точках. Вопрос был простой:
«Отмечается ли как-то цветовой меткой самое легкое место на мотопокрышке?
Если такая отметка существует, то какого она цвета?»
Письмо с вопросом было послано всем производителям в отношении продукции которых в интернете имелась хоть какая-то информация, что самая легкая часть покрышки маркируются:
- Dunlop
- Bridgestone
- Pirelli
- Shinko
Вопросы направлялись как в Представительства в Российской Федерации, так и в головной офис компании или представительство Англии или США.
В итоге были получены три ответа:
Shinko — представительство из США сообщило, что
«Sam Tanzer
Thats a very good question! The dots on our tires were once used to mark the light spot on the tire.
Now though, we really manufacture our tires so close to spec that the dot is no longer used to mark the light spot.»
Dunlop — ответ был получен из представительства в Англии:
Tyre Doctor
«Andrew, thank you for your e-mail.
The colour of the dots depend on the bike manufacturer's specification.
They may also only be used for automated fitting machines to identify the correct way round on a rim.
The most common colour when applicable is either yellow or red.
Regards
Peter Wayte
Senior Advisor Product Support & Technical Services
GOODYEAR DUNLOP TYRES UK LTD
Tel: 08453 453 453 Option 3.»
К сожалению ответа на повторный запрос о том, используется ли соответствующая метка на мотопокрышках Dunlop остался без ответа.
Pirelly — оперативно отреагировало представительство в России:
«Здравствуйте!
Легкая точка на мотошинах была при производстве в советское время, мы делаем современные шины,
они сбалансированы и проходят тест на любую балансировку.
Соответственно, на шинах нашего производства самая легкая точка на обозначается.
С уважением,
Contact Center Pirelli Russia
ContactCenter.Russia@pirelli.com
Pirelli Tyre Russia YouTube Channel: http://www.youtube.com/user/PirelliTyreRussia »
Выводы
Если верить производителям наслово, то получается просто идеальная картина идеальных покрышек. Думаю производители дисков не отстают в идеальности изготовления своих изделий c точки зрения балансировки.
А почему тогда если соединить идеальную покрышку и идеальный диск без балансировки не обойтись?
Тут пока только одно разумное объяснение, не противоречащее словам производителей: покрышка садится на диск не идеально и поэтому и появляется дисбаланс, вызванный неидеальностью окружности колеса в сборе.
Тогда зачем эта точка, если все равно нужна балансировка колеса в сборе? Поэтому с целью оптимизации производства процесс балансировки покрышки можно из производственного цикла удалить.
Отсюда вывод один - не обращать внимания на точки и балансировать колесо в сборе. Если точка есть, то это только отправная точка, но не факт, что установка этой точки напротив ниппеля будет наилучшим решением. Однако для ускорения процесса попытать счастье можно.
Тем не менее, для перфекционистов собрал воедино ответы и информацию из интернета в таблицу:
Примечание к таблице:
1. http://www.dunlopmotorcycle.com/info-center/care-and-maintenance/#tip
2. источк информации потерян
3. http://www.metzeler.com/minisite/metzeler-motorcycle-tyre-guide-2015/files/assets/common/downloads/Metzeler_flipping.pdf (стр. 39)
4. http://forums.bmwmoa.org/showthread.php?48774-Installing-Tires
5. http://forums.bmwmoa.org/showthread.php?48774-Installing-Tires
6. http://forums.bmwmoa.org/showthread.php?48774-Installing-Tires
7. Официальное письмо из представительства
8. Официальное письмо из представительства
P.S. Оригинал на : https://sixbisix.livejournal.com/47887.html
P.P.S. Обсуждение и похвала были на http://moto-ru.livejournal.com/10308431.html
P.P.P.S. Ну не нарадуюс на редактор постов! публиковать просто наслаждение!
Хм, как интересно. А эта тема с точками только дорожной резины касается? Никогда не видел желтых и красных точек на шашке. Видел полоски, но полоски это просто обозначение для удобства складирования, кроме Mitas/Sava. У Mitas/Sava полоски означают тип грунта, и то только у кроссовой.
Что касается дисбаланса, то у некоторых бюджетных производителей он бывает очень сильный. Например моя любимая дуальная резина Kenda K270 как-то раз попалась с таким дисбалансом, что у меня на передке буксатор уравновесил дисбаланс покрышки. Это при том, что передний буксатор весит что-то типа 80 граммов. Резина эта правда на высокие скорости не рассчитана. Но всё равно вибрация заметно повышается уже на 70-80 км/ч.
Зато видел какие-то светлые квадратики на Петрошине. Без понятия, что они означают.
Cyrix, в Петрошине сказали, что это всего-лишь номер смены. ))))
Cyrix, Да квадратик ничего не значит. Просто штамп. В отношении точек на иной резине - нет касается любой резины. Нашт гост тоже это регламентирует. Но производители некоторые просто не ставят.
Sixbisix, ну вот я на внедорожной резине вообще красных/желтых точек никогда не видел. Я имею в виду мотоциклетную, само собой. Как на автомобильной, я не в курсе.
У меня был баллон Metzeler Enduro 3 Sahara, и на нём не было никаких точек. Это абсолютно точно, потому что я всегда внимательно смотрю на маркировки на резине.
В табличке очепятка, кстати. Во-первых не Yakohama, а Yokohama.
Yokohama Shinko Co., Ltd., находится соответственно в Yokohama, Japan.
А во-вторых она никакого отношения к моторезине не имеет. Эта компания занимается рекламой, страхованием, недвижимостью и парковками.
Производитель резины для велосипедов и мотоциклов Shinko Group включает в себя головной офис в Осаке, Япония, и три завода - в Миядзаки, Япония (Kyushu Shinko Co., Ltd., 43 000 м²), Южной Корее (Shin Hung Co., Ltd, 30 000 м²) и Китае (JinZhou Xinxing Rubber Production 100 000 м²).
Cyrix, Упс. Спасибо! Точно ошибка!
Спицованные колёса, кстати, тоже можно балансировать. В принципе можно просто лепить грузы на обод, ведь при вращении колеса цетробежной силой их лишь сильнее прижимает к ободу. Но бывают ещё и вот такие варианты многоразовых грузов, которые вешаются прямо на спицы. Дорогое только удовольствие - $40-50 за набор без учёта доставки. И встречаются в продаже редко.
Cyrix, Про балансировку будет скоро отдельный пост.