Путешествие
по реке Неглинной

17

Куда бы ты не поехал, там уже кто-то был, если не на машине, то как минимум на мотоцикле. Белых пятен на карте все меньше, а ведь именно они самые интересные и именно их хочется открывать.

Весна, рабочие будни, очередной рутинный тест пит-байков… Идея! А почему бы не совместить работу с отдыхом, тем более, что спуститься в коллектор реки Неглинной хотелось очень и очень давно. Получилось очень хорошо и интересно, статья на редколлегии была признана лучшим материалом номера, но она старая и все, кому не лень ее прочитали http://moto-magazine.ru/tests/mototsikly-i-skutery/deti-v-podzemele/ , а вот отчет моего друга  Ивана Степашина https://vk.com/i.stepashin , так сказать взгляд со стороны - текст относительно новый, прочитанный не многими. 

P/S/ Когда мы проворачивали эту затею, за подобную авантюру светила максимум административка, но спустя несколько месяцев после выхода материала в журнале приняли какой-то антидиггерский закон и начали куда более крепко давать по жопе за подобные выходки, так что подумайте два раза, перед тем, как повторить)

Наслаждайтесь текстом:)

 

Пролог

Пасмурное воскресное утро в парке, расположенном практически в центре столице нарушилось руганью и шумом воды, доносившимися из открытого канализационного люка, в который дюжина крепких ребят опускала обмотанные пленкой свертки. Вслед за свертками парни в бахилах ОЗК опустились и сами, последний из которых, окинув взглядом местность, закрыл над собой тяжелую чугунную крышку, восстановив утреннюю безмятежность.
Предложение от которого невозможно отказаться

Залипая в ленту Вк, я уже подумывал лечь спать, но сообщение старого маргинала и затейника Зилибобы сняло сон как рукой. Он писал, будто есть в столице подземная река Неглинка, будто ее заточили под землю около двухсот лет назад, и что нам просто необходимо туда залезть, да еще и не пешком, а с мотоциклами. Разумеется, отказаться от предложения, опьяняющего переплетением слабоумия и отваги, я не смог.

В нашем распоряжении оказалась пара пит-байков, подобранных исключительно из способности в разобранном состоянии пролезать в канализационный люк и опытный диггер, знающий Неглинку как свои пять пальцев. А с остальным пришлось импровизировать: затея оказалась настолько «не совсем законной» и мягко говоря, рискованной, что уже в процессе планирования из разряда «слабоумие и отвага» была переквалифицирована в «слабоумие и слабоумие».
 


 

День "Хэ"

Телефон орал и бился в припадке, выдирая меня из объятий Морфея, пора вставать. Пасмурная погода за окном грозила проблемами, ибо в дождь уровень воды в коллекторе поднимается до несовместимых с жизнью показателей, но отбросив сомнения, я отправился в назначенное место – загружать разобранные питбайки и инвентарь в фургон с еще одним участником нашей авантюры Мишей.

Подкатив к месту встречи мы встретили остальных участников подземного трипа и, еще раз обсудив детали, одевшись отправились к ожидавшей нас крышке люка. Мы с напарником Ваней спустились первыми в сырую темноту, и, пытаясь привыкнуть к кромешной темноте, с крошечным пятачком света, пробивавшемуся через люк, принялись принимать детали и инструмент.
 




Замотанные тушки питбайков моментально заняли островки, состоящие из намытого течением песка, инструменты и вещи – пересохшие огрызки бетонных труб, торчавших из сводов коллектора. Пара минут, и вот, последний участник, задвинувший над головой люк внутри.
Осталось самое сложное – собрать пару байков, заранее разобранных Зелибобой, под тусклый свет налобных фонариков в кромешной журчащей темноте. Задачка, скажу я вам, не из простых! Удивительно, но под истеричные вопли Димы про «хреновых механиков» и «руки-ножницы», справились мы с ней быстро, слаженно и почти без мата, не потеряв не единой детали в удивительно чистой воде.

 







Поэтому через 10 минут каменные своды сотрясли раскаты прямоточного выхлопа, расходясь по тоннелям эхом. Аппараты, не очень-то тихие даже на улице, в подземелье казались оглушительными, из-за чего приходилось кричать, но опыт общения на рок концертах был у всех, так что с этим проблем не возникло, а вот с маскировкой – наоборот. Уверен, грохот, доносившийся из под земли, заставил понервничать не одну бабушку, проходившую над нами.
 

 

В темноте

Первыми, как летчики испытатели, поехали мы с Ваней. Дно было скользким, фонарик, заменявший отсутствующую фару, светил в никуда, а грохот выхлопа сливался с эхом и оглушал вдвойне. Изредка под колеса попадались кирпичи, куски бордюрного камня и даже бетонная клумба! Фонарь норовил свалиться с головы, брызги летели в стороны, колеса постоянно уходили то в одну сторону то в другую, но мы вошли во вкус и шпарили как могли.
 


 





 

Через километр фонарь выхватил расширение прямоугольной формы. В этом месте сходилось несколько больших труб, и был небольшой сухой участок. Остановившись и дождавшись остальных, мы решили сделать пару фотографий, ведь фотограф у нас, не поверите, был, и под рассказы о истории заточении реки под землю, помогали Саше расставлять вспышки. В такой атмосфере, под свет фонарей происходящее казалось чем-то захватывающим!

Сделав несколько общих фотографий мы с Ваней уступили аппараты Зелибобе и Мише, а сами пошли пешком с диггерами под неумолкающее щелканье затвора фотоаппарата Саши. Вскоре показалось ответвление в коллектор советской постройки. Бетонный спуск оказался резким: для пешеходов висела веревка с узлами, ну а парням на питбайках пришлось спускаться вниз ходом, с зажатыми тормозами. Все прошло как по маслу, и вот мы уже идем по широкому квадратному тоннелю из бетонных плит с настоящими тротуарами по краям. Из стен торчат куски арматуры, какие-то лохмотья. Вот — старый противогаз, как призрак прошлого, висит на стене и поглядывает на нас выбитыми стеклами, жутковато насмехаясь над нашей неуклюжестью.
 


Мы подбадриваем друг друга пошлыми шуточками, а рокот моторов вдалеке не дает сконцентрироваться на зловещей тишине. В нескольких метрах стоит ствол дерева с прибитыми на него современными дорожными знаками. Похоже на насмешка диггеров над неопытными "подземниками", как бы говорящая, что это не подземелье, а прямо-таки автострада! "Все когда то бывает в первый раз" — подумал я, — "И вообще, для нас на питбайках эти знаки куда актуальнее, чем для них пешеходов!

Еще одна остановка, перекур, и снова мы с Ваней снова за рулем, а ребята решили пройтись пешком и обсудить следующие точки съемок. Александра, второй диггер, всю дорогу страстно желавшая покататься на питбайке, отжала у Зилибобы шлем и уселась вторым номером. Ширины тоннеля хватило бы и для машины, а дно было ровным, будто дорога к пляжу, идеальное место для покатушек!

Саша взвизгивала, а пилот добавлял еще газку для пушего эффекта. Увеличилась средняя скорость, и моторы орали уже на полную катушку постреливая огнем из глушителей. Перекрикивал их только Зилибобер, пытаясь донести до нас, что баки на половину пусты, а нам еще нужно вернуться назад. Толкать мопеды против течения не хотелось, даже с учетом того что баки наполовину полны (так оптимистичнее), мы поумерили пыл и вскоре за руль снова сели Миша и Зилибоба.

Опять ответвление и вот наша компания снова в старом коллекторе, только в этот раз он значительно больше. Это изменение опять возвращает нас в атмосферу истории Неглинной. В некоторых местах с потолка хлещут водопады, чернеют проржавевшие скобы ведущие к люкам наверху. Кирилл говорит, что большая часть из них замурована но есть несколько выходов которые открываются, но пользоваться ими небезопасно – есть риск вылезти где ни-будь посередине дороги, переломать крышкой руки или попасть под машину.

Пока ребята были заняты фотосессией, мы разбрелись по сторонам, подолгу рассматривая древние своды, а немного погодя — зажгли припасенные факелы, в свете которых Неглинка заиграла новыми красками. Свод заволокло дымом, а пламя отражаясь от воды рисовало в дыму причудливые образы, наполняя это место каким то зловещим оттенком. Лучшей финальной точки для путешествия не придумать!
 


 






Нет, не то, что бы нам не хотелось дальше, но круглая труба, отходившая вниз под большим углом, по словам Кирилла, оканчивалась решеткой, через которую питбайк не пролезет, да и доехали мы практически до Охотного ряда, поэтому вдоволь нагулявшись, развернулись и пошли назад.
 

 

Путь наверх
 

Под землей время течет по-другому, поэтому его счет мы совершенно потеряли. Наша компания, порядком уставшая, готовилась к возвращению назад. Бензин заканчивался, а веселый энтузиазм сменился апатией. Мы рассматривали альтернативный вариант вылазки на Трубной площади. Со слов Кирилла там можно было выбраться без разборки мотов. Это существенно сохранило бы силы и время. Преодолев лишний километр, мы обнаружили, что для человека этот путь не составляет труда, а вот просунуть питбайк через вырезанный кусок решетки в палец толщиной, стоя на краешке арматуры, да еще и посреди бассейна неизвестной глубины, залитого водой — проблематично.

Ребята которые пришли вместе с диггерами и девочка Саша решили вылезти на Трубной, а мы вернулись в основной коллектор и пошли вверх по течению. Последние километры давались тяжело не только нам но и технике. Поролоновые воздушные фильтры напитывались водой, моторы глохли, поэтому приходилось останавливаться и выжимать фильтры. Заглядывать в бензобаки не хотелось от слова «совсем».

Даже у фотографа Саши, всю дорогу излучавшего энтузиазм изрядно поубавилось блеска в глазах, а затвор его камеры практически смолк. Но, наконец бетонный коллектор закончился, впереди нас ждал подъем с хлещущей водой и финишная прямая. Вода все приходила, а пятачок где умещался чемоданчик с инструментом, практически исчез в водах реки.

Понимая, что еще немного и нас смоет, принялись за разборку питбайков. Рук не хватало, ведь теперь нас осталось всего пятеро, и процесс рисковал затянуться, если бы не одно обстоятельство. Новый, незнакомый доселе шум, раздававшийся где-то далеко вверх по течению, становился все громче. Напрягся даже Кирилл, «обрадовавший» нас: где-то началась откачка грунтовых вод, поэтому у нас есть от силы десять минут, поистечении которых воды здесь будет метр-полтора, а крепчавшее течение не давало ни малейшего повода усомниться в его словах. Оценив эффект, который его слова произвели на нас, он добавил, что смыть нас не смоет, ибо не далеко ответвление, в котором можно укрыться, но вещички лучше вытаскивать поскорее.

Процесс по разборке мопедов значительно ускорился, все позабыли про усталость, наверное это и называется вторым дыханием. Зилибоба выпрыгнул наверх, отбросив от себя чугунную крышку люка, как пушинку, чем распугал несколько старушек и влюбленных парочек. Темную и мутную воду озарило дневным светом, слегка ослепив всех присутствующих. Начали выбрасывать наверх вещи, шлема и части питбайков.

Внизу остались мы с Ваней, вода все прибывала, а у наших ног по-прежнему оставались две разобранные тушки мопедов, с веревками на концах. Дима орал что-то сверху про то, что их надо замотать пленкой, ибо за каждую отломанную деталь хозяева питбайков ему сломают какую ни-будь конечность, просил кнутом и грозил пряником, но услышав куда ему нужно идти и что там делать, усвоил, что наше чувство самосохранения не располагает к спасению от ущерба казенных питбайков.

Выбравшись наружу и сняв с себя мокрые бахилы, почувствовав свежий ветерок и запах весны, все разом поняли, как неприкольно было бы эту свободу потерять — с нашим видом, любой наряд полиции принял бы нас к себе с распростертыми объятьями. В связи с этими реалиями Миша побежал пригонять микроавтобус, а мы в который раз за день начали собирать питы, устанавливая очередной мировой рекорд. Моты и шмотье в подоспевший фургон загружали молча, думая о своем, но понимая, что сегодня сделали то, что не делал никто и никогда до нас.
 

 

Эпилог

В майском номере журнала "Мото" за 2015 год вышла статья "Дети подземелья". Великолепный рассказ Зелибобы, отличные фотографии, вот только ее читатель вряд ли когда ни-будь узнает, сколько людей и их труда стояло за этой статьей, сколько наших переживаний осталось за кадром! И, конечно же, идиотская идея, благодаря которой "дети подземелья" все же увидели свет.


Фото – Александр Батыру

17
Написал
Fedotov 2 ноября 2016 в 00:14

Комментарии12

Круто! Молодость и задор в данном случае победил опыт и алкоголь... =)

MRyabinin 2 ноября 2016 в 21:49
2

MRyabinin, молодость всегда опыт побеждает, если ты хочешь сделать экшн) Но ты в Астрахани доказал на кукурузере, что есть еще порох в твоей песочнице, сейчас надо повторить)

Fedotov 3 ноября 2016 в 00:48
0

Круто!

korncholio 28 января 2017 в 01:50
0

Читал как раз статью в журнале "Мото") Но тут эмоций явно больше.

Lesnik45 3 января 2018 в 16:38
1

Бывал на лекции в зиле по подземной Москве, о неглинной рассказывали много и интересно, приятно было не только читать но и узнать такие же тоннели, какие видел там на фото. 

 

Есть вопрос: одиночной вспвшки хватало или делали как-то хитрее? На лекциях говорили часто чтобы снять хорошо помещение нужно больше 1 вспышки. 

NoAdO 11 февраля 2018 в 13:19
0

NoAdO, Вспышки было две или три, плюс факелами добивали.

Fedotov 11 февраля 2018 в 22:40
0

Реально круто! Жаль два плюсика не ставятся. 

Я так понимаю, что удивить тебя достаточно проблематично :)

Redcap 29 апреля 2018 в 23:55
2

Комментарий виден только зарегистрированным пользователям старше 18 лет.
Fedotov 30 апреля 2018 в 01:11
2

Fedotov, Питер-Салехард подойдёт? До Игарки в этот раз не добрались, но я уверен, что доберутся в следующий. )))

Триалить по крышам у нас не так-то просто, надо ещё как-то мотоцикл на крышку затащить. Это в начале 90-х можно было спокойно по крышам да чердакам тусить, а сейчас на крышу вылез - уже бунтарь и экстремал... А Европах вон можно триалить на крыше бывшего Российского консульства и не сесть.

Но вообще да, фантазия у нас бурная, удивить нас сложно. Но можно! =)

 

Cyrix 30 апреля 2018 в 04:38
1

Cyrix, =D

"Безумие и безумие", как было сказано ранее!

Вообще, конечно, круто! 

Redcap 30 апреля 2018 в 12:22
0

Redcap, Олег, всё хочу уточнить — вы аватарку не ставите по идеалогическим соображениям или в настройках это найти не получается? :)

Jackson 30 апреля 2018 в 03:29
0

Jackson, именно по ним :)

На самом деле все гораздо прозаичнее - мне картинка шлема больше нравится.

Redcap 30 апреля 2018 в 12:17
3
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: