В 1977 году на смену Восходу - 175 ШК приходит новая модель - Восход - ШК 3. Предназначенный для классов 175Б "Мужчины" и 175 "Женщины", мотоцикл развивал решения, примененные на предшественнике.
Фотография из официального релиза.
Передняя вилка аналогична вилке, устанавливавшейся на дорожные "Восходы", но укороченная и имеет на стаканах ушки для крепления крыла. Задние амортизаторы так же применены обычные, восходовские. Так же некоторые детали двигателя использованы от стандартных мотоциклов Восход. Уровень унификации с дорожными мотоциклами доходил до 70%. Все остальные детали оригинальные и созданы для гоночного использования. Дуплексная рама из тонкостенных труб, 18 дюймовые колеса, 160 мм тормозные барабаны, оригинальные тормозные механизмы, клипоны вместо руля, короткоходная ручка газа, фрикционный тормозной демпфер, пластиковый аэродинамический обвес. В системе выпуска применен резонатор без глушителя.
Восход - ШК 3 на трассе.
Гонщик G. Johansons.
Двигатель Восход - ШК 3 отличается от двигателей других гоночных Восходов (СК, СМБ) передаточными числами коробки передач. На каждой шестерне КПП стоит клеймо "ШК". Система зажигания типична для спортивной техники Ковровского и Минского заводов, включает в себя коммутатор 38А.3437 и генератор 59.3701. На впуске вместо воздушного фильтра стоит раструб, выполняющий функцию резонатора впуска. Карбюраторы применялись как советские К - серии, так и Jikov. Кик стартер на мотоцикле не предусмотрен, не устанавливались и сектор с храповиком. Мощность двигателя объемом 173,7 куб.см. достигала 17 - 20 л.с., это позволяло разгонять 80 килограммовый мотоцикл до 150 км/ч. Диаметр цилиндра 61,75 мм, ход поршня 58, степень сжатия 11 единиц. Испытания в ходе шоссейно-кольцевых гонок Чемпионата СССР на трассах в Киеве, Каунасе, Риге и Таллине проводил мастер спорта В. Тюрин (ЦСКА).
Фотография с праздничного мероприятия в Коврове 70х годов.
В 1981 году мотоцикл был модернизирован, это было связано с запуском в производство нового мотоцикла "Восход - 3".
Пример тюнингованного Восход ШК3 - использованы неоригинальные детали обвеса, в тормозных опорных дисках отверстия для охлаждения тормозов. Все аккуратно и добротно.
Фотография 1987 года, Восход ШК3 №13 Латвийского гонщика Gunars Johasons.
Среди известных гонщиков, выступавших на Восход - ШК 3 можно упомянуть эстонскую гонщицу Luule Tull. В период с 1966 по 1991 год она завоевала 21 золотую, 7 серебряных и 3 бронзовые медали на кольцевых, ипподромных гонках. Она становилась чемпионом Эстонии 42 раза.
Luule Tull на трассе, 1983 год.
Предполагаемый годовой выпуск – 80 шт, однако в действительности количество выпущенных мотоциклов не превышало 30 - 40 в год.
Ориентировочная цена – 480 руб.
Продержался Восход - ШК3 в производстве до 1980 года. Конечно, наши гонщики использовали их еще долгое время.
Восходы на старте.
Немногие сохранившиеся до наших дней Восходы ШК - 3 экспонируются в музеях, участвуют в гонках, присутствуют и в частных коллекциях.
Восход - ШК 3 на гонках в Риге.
"Капсула времени" - Восход - ШК 3, никогда не использовавшийся в гонках. Именно в таком виде они поступали в клубы - с неокрашенным пластиком.
Мотоцикл Эльдара Хайрова из Петербурга.
Восход - ШК 3, приобретенный Николаем Тубаевым из Коврова.
Этот же мотоцикл после реставрации.
Еще один "новый" Восход - ШК 3, простоявший много лет без использования.
Восход из Москвы.
Мотоцикл из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum, Эстония.
Конечно, гонщики вносили изменения в конструкцию своих мотоциклов, исходя из своих потребностей и возможностей. Восход - ШК 3 с применением не оригинальных деталей.
Еще один такой Восход из Эстонии.
Восход - ШК 3 1984 Вадима Чернецкого из Москвы.
Следующее поколение, Восход ШК 4, появилось в 1985 году, этот мотоцикл стал последним в гоночной программе Ковровского завода имени Дегтярева. Рассказ о нем в отдельной публикации.