Советские мотоциклы для ШКМГ часть 2: М-75.

4

1943 год, на базе мотоцикла М-72 в Ирбите создан гоночный мотоцикл М-75. Двигатель представляет собой блок от М-72 с цилиндрами и головками от BMW-R 75. Отличия М-75 от М-72 следующие. Мощность двигателя М-75 достигала 35 л.с. при 5100 об/мин против 22 л.с. при 4800 об/мин у М-72, а отдельные экземпляры М-75 удавалось форсировать до 44 л.с. На М-75 применялись специальные карбюраторы, отлитые из алюминия, со съемными поплавковыми камерами.


Диаметр диффузора был доведен до 27 мм против 24 у стандартных К-37, устанавливавшихся на М-72. С завода воздушный фильтр не устанавливался и на многих фотографиях тех лет можно увидеть КПП с отпиленным приливом под воздушный фильтр. 

М - 75 на трассе. На шлеме гонщика эмблема клуба "Трудовые резервы".
М - 75 на трассе. На шлеме гонщика эмблема клуба "Трудовые резервы".

За счет шлифовки затылочной части кулачков подъем клапанов был увеличен до 8,5 мм. Системы смазки и зажигания на первых М-75 не отличались от систем серийных М-72. В КПП путем изменения числа зубьев шестерен были изменены передаточные отношения которые стали равны 0,916; 1,0; 1,3; 1,87, а общие передаточные отношения соответственно составляли 4,23; 4,62; 6,0; 8,65. Кроме того, путем изменения главной передачи можно было менять общее передаточное отношение. Грязевые щитки облегченного типа на М-75, были более узкими, чем на М-72, багажник не устанавливался, вместо него монтировалась задняя подушка, что в совокупности с отнесенными немного назад подножками создавало возможности для гоночной посадки. Выпускные трубы имели мегафоны, диаметр и форма которых зачастую подбирались гонщиками индивидуально. На М-75 первых серий запуск двигателя осуществлялся кикстартером, хотя многие гонщики этот механизм демонтировали. В таком виде мотоцикл выпускался с 1946 по 1951 год небольшими партиями по 10-15 шт. в год. 

В июне 1948 года в журнале "Автомобиль" выходит статья Вильгельма Бекмана "Советские спортивные мотоциклы". В ней автор представлял читателю новые спортивные и гоночные мотоциклы. Обзор этих машин начинался с описания М-75. По существовавшей тогда классификации верхнеклапанные машины назывались "спортивными", а их облегченные и более форсированные версии, предназначенные для соревнований, "гоночными". Все мотоциклы имели крепления для коляски и использовались как в качестве одиночек, так и с колясками.


М - 75 из музея В. Задорожного.
М - 75 из музея В. Задорожного.

М - 75 из коллекции В. Шеянова, Самара.
М - 75 из коллекции В. Шеянова, Самара.

М - 75 из С. Петербурга
М - 75 из С. Петербурга

Несколько исторических фото М - 75.
Несколько исторических фото М - 75.


 

4
Написал oleg_poduzov 2 декабря 2017 в 13:27
Рассказать
Комментарии1

Головы 4-клапанные?

Fedotov 2 декабря 2017 в 16:17 Ответить
0

Fedotov, нет, двух.

oleg_poduzov 2 декабря 2017 в 17:38 Ответить
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии