Шестидесятые для советского мотоспорта можно назвать золотым веком. Страна овладела космическими технологиями и была на острии научно - технического прогресса. Мотозаводы совершенствовали свою продукцию и выпускали новые модели своих гоночных мотоциклов.
В 1961 году в журнале "За рулем" вышли две статьи, в которых критике были подвергнуты гоночные мотоциклы Минского мотозавода. Отмечалось низкое качество и брак, а так же недостатки конструкции. Руководство завода в ответ ссылалось на объективные трудности и представило новые модели. Правда, дальше опытных образцов дело не пошло и спортсмены продолжали использовать в классе до 125 куб.см. М1А, М1Е, К - 58 и Серпуховские мотоциклы.
В 1961 году был создан ШК - 125, мотоцикл с кардинально новым двигателем, золотниковым впуском, шестиступенчатой коробкой передач и очень высокой литровой мощностью -125 куб.см, 23 л.с. при 10000 об.мин. Это тогда было на уровне лучших гоночных мотоциклов мира.
Один из опытных мотоциклов Минского завода - М - 205.
Ижевский мотозавод так же разработал новые модели.
ИЖ 62Ш создан на базе серийного ИЖ - Юпитер и использовал его основные детали. Мощность подняли до 28 л.с. при 5300 об.мин. Двигатель отличался продувкой, подрезанными для обеспечения степени сжатия 9,5 головками, двумя карбюраторами и системой зажигания без генератора с аккумулятором, работающим на разряд. Более высокая степень сжатия потребовала применения бензина Б - 91 и Б - 95, а так же других свечей зажигания ВКС - 24, 26, 28. В остальном же мотоцикл был максимально унифицирован с дорожным ИЖ - Юпитер. Даже глушители со стандартными резонаторами завод спортсменам не рекомендовал изменять.
Первыми на мотоциклах ИЖ - 62Ш выступали заводские гонщики и в своем классе очень успешно.
ИЖ на трассе.
Сейчас ИЖ - 62Ш можно увидеть в мотомузее Тулы.
Так же нужно отметить экспериментальный мотоцикл ИЖ - 344 А.
"V" или "L" образный трехцилиндровый двигатель объемом 344 куб.см. развивал 36 л.с. при 9000 об.мин. Нужно заметить,что конструкция двигателя заимствована с DKW. Мотоцикл оснащался шестиступенчатой коробкой передач.
В 1963 году на гонках в Таллине впервые проводятся соревнования на мотоциклах кубатуры 50 куб.см. Всего на старт вышли пять гонщиков, первым победителем на мотоцикле Ява - 50 стал шестнадцатилетний Лембит Теесалу - будущая легенда мотоспорта СССР.
Рижский завод "Саркана звайзгне" представил свой первый гоночный мотоцикл SZ - 50. На снимке заводской гонщик А. Ахранович.
Небольшая заметка из журнала "За рулем" об этом мотоцикле -
Этим мопедом рижский завод открыл славную страницу истории советского мотоспорта - историю гоночных мопедов "Рига" - одних из самых высокотехнологичных мотоциклов СССР. Возможно, сейчас это самые ценные и редкие советские гоночные мопеды.
1965 год, Чемпион СССР по ШКГ в классе 50 куб.см. А. Раутенфельд.
В 1963 году впервые в СССР впервые проводились гонки мотоциклов с колясками в классе 350 куб.см. Первое место заняли гонщики команды ЦСКА А. Раутенфельд и В. Иванов.
Чемпионы СССР 1963 года А. Раутенфельд и В. Иванов., мотоцикл "ESO".
На международных соревнованиях советские гонщики произвели сенсацию, в 1962 году Николай Севостьянов занял в Германии пятое и шестое места, а позже гонщики СССР занимали поулы на старте и призовые места. Об этом в наших следующих публикациях. На фото : №1 Джакомо Агостини на MV, №3 Юри Рандла на Востоке С - 565, Гран При ГДР, 1968.