Предлагаем перевод исследования, проведенного американским производителем масел и смазочных материалов Bel-Ray. Ничего не будем говорить о "беспристрастности", можем добавить лишь комментарий на основе собственного опыта: да, все так и есть! И если у вас есть аргумент поддержать или опровергнуть - добро пожаловать в камменты!
Взгляните на любой современный высокопроизводительный гоночный мотоцикл, и вы увидите цепной привод. Использование в конструкции цепи и звезд дает возможность задней подвеске быть высокомобильной, позволяет экспериментировать с передаточными числами и облегчает ступицу заднего колеса. Цепь является очень важным элементом конструкции мотоцикла и если ее должным образом не поддерживать в рабочем состоянии, то неизбежны потеря мощности и производительности, что в конечном счете сильно сказывается на езде.
Когда мы говорим, что цепь требует ухода, мы имеем в виду прежде всего техническое обслуживание высококачественной цепной смазкой. Трение и коррозия – вот два главных врага цепи и причины ее отказа, шумности и потери мощности. Все это можно предотвратить благодаря лишь небольшому ликбезу и правильной смазке.
CHAINS 101:
В мотоциклах и ATV существует два основных типа цепи: стандартные (без уплотнительного кольца) и О-ring. Стандартная цепь состоит из боковых пластин, штифтов, втулок и роликов. O-ring идентична по своей конструкции стандартной цепи за исключением резиновых прокладок, как показано на рисунке ниже:
STANDARD CHAIN ‘O’ RING CHAIN
Боковые пластины являются самым видимым элементом цепи. Внутренняя и внешняя пластины идут парами и принимают на себя всю нагрузку при растяжении цепи.
Плотные штифты запрессовываются в наружные пластины, чтобы удерживать их вместе, в то же время полые втулки таким же образом держат вместе внутренние пластины. Стержни снаружи проходят через втулки следующего звена, образуя цепь. В этих узлах звенья могут свободно двигаться относительно друг друга и тут важность смазки сложно недооценить. Хорошо смазанные штыри и втулки позволят цепи вращаться свободно на звездах и сведут потери мощности из-за трения к минимуму. Плохо смазанные штыри и втулки приведут к так называемому «вытягиванию», проще говоря к износу цепи. Термин «растяжение цепи» относится к увеличению общей длины цепи вследствие износа контактов. По мере того, как штифты и втулки изнашиваются, каждый штырь садится немного глубже на следующей втулке. Умножьте этот небольшой износ на количество звеньев, и получите изменение общей длины цепи.
Ролики цепи являются следующей частью головоломки. Это цилиндрические валики вокруг каждой втулки, которые контактируют со звездами. Эти ролики вращаются на наружной поверхности полой втулки и требуют смазки под ними для уменьшения сопротивления и износа, а так же на внешней своей поверхности для смягчения ударной нагрузки при контакте с колесом.
O-ring (X-ring или T-ring)
Герметичные цепи ставятся на многие мотоциклы и квадроциклы. На этих цепях между пластинами цепи в качестве уплотнения ставятся резиновые кольца. Цепь уже от производителя идет со смазкой в области втулки, а уплотнительное кольцо способствует сохранению смазки внутри, а грязи снаружи.
Стандартная цепь против O-ring:
Поскольку анатомия обоих видов цепей теперь ясна, пришло время взглянуть на возможности применения каждой из них:
Стандартная цепь
ХАРАКТЕРИСТИКИ: Минимальное сопротивление вращению при надлежащем состоянии. Требует частых чисток и смазки. Более короткий срок службы, чем у O-ring
ПРИМЕНЕНИЕ: Гонки
O-ring
ХАРАКТЕРИСТИКИ: Гораздо более надежная и более прочная цепь. Требует меньше обслуживания по сравнению со стандартной цепью. Чуть выше сопротивление качению за счет трения в кольцах.
ПРИМЕНЕНИЕ: Все виды дорожных мотоциклов и внедорожной техники в тех случаях, когда на первом месте стоит надежность.
То есть основное отличие заключается в том, есть ли смазка внутри уплотнительного кольца. Bel-Ray Super Clean Chain Lube был разработан, чтобы минимизировать сопротивление трению в любом виде цепей.
Немецкий дистрибьютор Bel-Ray, Meneks, разработал механизм, имитирующий вращение приводной цепи. Цепь покрыли Bel-Ray Super Clean Chain Lube и заставили работать на скоростях 300 км/ч (186 миль/час). Механизм находится в коробе из оргстекла, чтобы было отчетливо видно любые следы разлетающейся смазки. Но к изумлению зрителей таких следов нет. Вся смазка Bel-Ray осталась на цепи. Где ей и надлежит быть.
Основной задачей смазки цепи является удержание самой смазки на цепи, не смотря на внешние факторы, как то воздействие грязи, вымывание водой и, самое частое, выбивание под действием центробежной силы.
Центробежная сила – это то, что будет работать против смазки цепи всегда и везде. Со временем большинство смазок цепи, из-за контакта со звездой, мигрируют к внешней части поверхности цепи, в результате чего ее критические области оказываются незащищенными от трения и коррозии. И когда это происходит, никакие свойства смазки цепи больше не имеют значения.
Воском можно попробовать частично решить эту проблему, однако этот вариант имеет несколько существенных недостатков:
- Воск не может проникнуть между втулками и валиками и максимум, на что способен – это защищать боковые пластины от ржавчины.
- Натуральные масла, содержащиеся в воске, как правило испаряются, уменьшая и без того ограниченный смазочный эффект воска.
- Липкий воск имеет тенденцию к тому, чтобы привлекать к цепи грязь. И вот где свойства Bel-Ray Super Clean Chain Lube просто незаменимы.
Super Clean Chain Lube берет лучшее от воска и смазочных масел. Эта смазка была создана таким образом, что пары растворителя очень быстро испаряются, позволяя смазывающим химикатам проникать в участки цепи, наиболее подвергающиеся нагрузкам, и равномерно распределяться по всей поверхности. После того, как растворитель испаряется, пленка покрытия приобретает характеристики покрытия твердой смазки, создавая гладкое, белое покрытие на цепи. Теперь все, что вам остается, это почувствовать разницу между воском и смазкой, которая абсолютно не разлетается и при этом дает цепи все преимущества нанесения спрея.
Где Bel-Ray Super Clean Chain Lube по-настоящему хорош, так это в своей способности обеспечить амортизацию экстремальных ударных нагрузок в движущихся местах цепи. При правильном применении эта смазка образует покрытие как внутри, так и снаружи роликов. Когда зубья звезд вступают в контакт с роликами, белая пленка смазки обеспечивает максимальную защиту, смягчает нагрузку, значительно снижает шум, износ звезды и потерю мощности. И эти свойства отличают Bel-Ray Super Clean Chain Lube от любой другой смазки цепи.
Наряду с уменьшением трения, одной из главных причин необходимости защищать цепь, является ее защита от коррозии. Именно коррозия ставит под удар целостность металла, ухудшая работу цепи и сокращая срок ее службы. Bel-Ray Super Clean показывает наилучший результат защиты от коррозии среди всех доступных на рынке смазок. Она распыляется по всей поверхности цепи, в том числе и на боковые пластины, чтобы защитить металл от агрессивного воздействия окружающей среды. Образующаяся при этом белая пленка спроектирована таким образом, чтобы противостоять вымыванию водой и одновременно отталкивать грязь, предохраняя цепь от повреждения абразивами, то есть «супер-чистой».
Качественная упаковка является еще одной отличительной чертой Bel-Ray Super Clean Chain Lube. Давление и характер распыления должны быть сконструированы таким образом, чтобы продукт шел туда, куда вам нужно. Плохо разработанная упаковка приводит к тому, что продукт используется неаккуратно и расточительно. Но баллон Bel-Ray Super Clean Chain Lube идеально подходит для распыления смазки на цепь.
Немаловажным для получения всех вышеобозначенных преимуществ является правильная техника смазки. Наилучшим способом является распыление смазки на цепь сразу после поездки, пока та еще не остыла, внутри цепи у заднего колеса. Для этого используется прилагаемый к баллону наконечник. Удерживайте его кончик на расстоянии 1-2 см от цепи и наносите смазку, вращая заднее колесо. Цепь полностью смазывается со всех сторон после четырех полных оборотов. Белый цвет смазки Bel-Ray Super Clean Chain Lube позволяет легко понять, где поверхность покрыта смазкой, а где нет.
Тестирование
В ходе разработки Bel-Ray Super Clean Chain Lube было проведено всестороннее тестирование, для того, чтобы гарантировать лучшее исполнение смазки для цепей типа O-ring, какое только возможно. Так же были проведены сравнительные испытания других цепных смазок для того, чтобы показать, что Super Clean имеет конкурентное преимущество. Bel-Ray Super Clean был разработан и испытан, чтобы превзойти конкурентов в следующих областях: сопротивление разлетанию, прочность пленки, проникновение, защита от коррозии и вымывания водой.
Разлетается ли смазка Bel-Ray Super Clean Chain Lube?
Как упоминалось ранее, сопротивление разлетанию с цепи является очень важным параметром, влияющим на состояние мотоцикла. Оно представляет собой способность смазки оставаться на месте и продолжать смазывать необходимые компоненты цепи. Для тестирования этого параметра на звезды были установлены секции смазанных цепей. Стенд имитировал вращение колеса с определенной скоростью в течение определенного времени внутри большого контейнера, облицованного материалом для того, чтобы улавливать разлетающееся масло. В конце каждого теста этот материал взвешивали, чтобы определить точно взвешивали цепь и звезду, чтобы определить точно количество смазки, оставшейся на них.
Тест на прочность.
При резком ускорении ролики и втулки, зацепляясь о зубья звезды, испытывают максимальное, предельное давление. В лабораторных условиях есть стандартный метод выявления предела прочности. Штифт вращается между двумя блоками, а нагрузка увеличивается вплоть до отказа из-за отсутствия смазки. Более высокая разрушающая нагрузка означает, что смазка имеет более высокую производительность.
Тест на проникновение.
Этот тест наглядно показывает способность масла проникать в ролики цепи. Глубина проникновения, приведенная в таблице, показывает относительную способность всех продуктов.
Устойчивость к коррозии
Когда мотоцикл или квадроцикл эксплуатируется в условиях повышенной влажности, ничто так не подвергается ее воздействию, как цепь. Если смазка цепи не обеспечивает необходимой защиты от коррозии, цепь будет окисляться, что значительно сократит срок ее службы. Испытание на стойкость коррозии проходит в соответствии со стандартом ASTM D665 методом погружения изделия, покрытого смазкой, в соляной раствор. Результаты делятся на категории «нет коррозии», «легкая коррозия», «умеренная коррозия», «сильная коррозия».
Тест на вымывание водой.
Это испытание демонстрирует способность цепной смазки оставаться на месте под воздействием струи воды. Общей проблемой цепных смазок является то, что они вымываются грязью и водой, что приводит к уменьшению смазки и защиты от коррозии. Испытание проводится около 2-х часов и в конце вычисляется процент смытой смазки.
Результаты всех испытаний представлены в таблице. Смазка для цепи Bel-Ray Super Clean Chain Lube доказала, что может оставаться на месте лучше, чем кто-либо из конкурентов, обеспечивая продолжительную смазку и защиту, а так же является лучшей защитой от коррозии, обладает максимальным сопротивлением вымыванию водой и способностью наибольшего проникновения в требующий смазки механизм.
В качестве заключения: Bel-Ray Super Clean Chain Lube испытана во всех вышеупомянутых областях. Эта смазка при нанесении весьма похожа на воск, но на этом сходство заканчивается. Уникальная стойкая пленка остается на месте даже в самых жестких условиях эксплуатации и обеспечивает лучшую смазку из тех, что предлагает рынок. При правильном применении Bel-Ray Super Clean Chain Lube гарантирует длительный срок службы цепи, сохраняя ее в чистоте.
#рекламатакаяреклама. Сколько цепей скатал, не счесть, мазал иногда, разницы никакой. И какбэ всегда думал, что основное предназначение смазки - предотвратить рассыхание сальников. А тут ононо чо. И да, какого столетия эта статья? Без сальников и О-ринги и усе? Странно, что варить в солидоле не пробывали, диды говорят помогает.) От себя добавлю, цепь тянется в одном направлении, так что от безысходности ее можно расклепать, перевернуть и куда то доехать. На фото перевернутая цепь догрызает второй комплект звездей. Мазали ее мало и мотюлем. Так что райдеры ездят, а сами знаете кто используют смазки для цепей и прочие любриканты для сами знаете чего. Всем бобра)
Mor, и на сколько км в среднем у тебя цепи хватает, если не мазать?
ездишь ли ты в дождь, по грязи или зимой? дай угадаю - нет.
смазка смазывает не только сальники, предотвращая их рассыхание, но и ролики. именно поэтому у автосмазчиков всего один разбрызгиватель. особенно заметна разница на пределе ресурса цепи. правильная смазка способна значительно продлить ресурс цепи, потому что помимо всего прочего она ещё и снижает коэффициент трения между сальниками и щёчками, в результате цепь лучше гнётся и от этого получает меньше рывков.
Cyrix, а он ни разу не менял ещё, судя по фото))
#Мишатролль ;)
Cyrix, что ты, никаких дождей, грязи и снега. Чистый, шершавый асфальт, ага. Фото идеальных условий прилагаю. Цепь на фото прошла около 12 тысяч, два маленьких баллона смазки потрачено. Не подскажешь, а что конкретно в роликах смазывают скотойлеры? Ролики? И от автосмазчиков, окромя грязного экипа и козявок на кожухе звезды, пользы никакой) Плацебо)
ЗЫ: #Филиппсамтакой)
Mor, лично у меня на WR250R цепь DID520VX2 ходит не меньше 20 тысяч (включая зиму). переживает две задних звезды и две передних с переворотом оных (то есть считай четыре передних). после 20 тысяч начинает сильно тянуться на скоростях выше 70 км/ч, но в принципе тоже ещё вполне ездабельна, главное почаще подтягивать. у меня мот конечно легче чем трансляп, но он намного злее и у меня демпферов в колесе нет.
на трансляпе с его демпферами и разгонной динамикой беременной черепахи цепь может и 40к пройти, если её смазывать и подтягивать вовремя. нормальная цепь конечно же, а не самая дешевая. самую дешевую сальниковую EK520SROZ я на своей WRRке уделываю тысяч за 5, так для сравнения.
ну и да, на тему райдеров, которые ездят - пробег на нынешнем моте 60 тысяч за 2.5 года. сейчас взял ZVMX на тест, посмотрим сколько она пройдёт, а то задолбался два раза в год цепи менять.
а ещё тебе стоит попробовать на спортбайке километров 250-300 в час разогнаться без смазки. у тебя после прохвата цепь вся будет в металлических опилках от этих самых роликов. причём для этого ещё не каждая смазка годится. сам не пробовал, пацаны-спортоводы рассказывали-показывали. если найду фотку в хистори, попозже закину.
а вот если хард-эндуро катать, там особо не важно чем мазать. там пины и звёзды уйдут раньше, чем смазка внутри звеньев кончится. отработка моторки вполне сойдёт для нищебродов.
так что всё зависит от режима эксплуатации.
Cyrix, насчет цепи, маленький личный опыт - дид золотой, пережив одну поездку в Крым (5т) стал тянуться, как резиновый и был сменен где то на пробеге в 8т. Дешманский ек, который мне из бухточки нарезали, спокойно отъездил где то 10ку и был успешно продан с мото в очень бодром состоянии. Такие дела. Мот ахараз, явно не злой. На фото кстати тоже ек, потом джити катал - нормальные цепи под мои цели. Так что не дидом единым)
По поводу пластиковых, безумных скоростей и обтягивающих кожаных комбезов - эт не ко мне, я натурал и пенсионер)) 130-140 это мой психологический барьер)
И по поводу "райдеры ездят" - это локальный мем, широко известный в узких кругах, его некий продажный мотожурналист форсил активно)) А не повод принять на свой счет и трясти регалиями своих пробегов)
Mor, а, ну я видимо в этих узких кругах не вращаюсь, поэтому неправильно понял тебя.
если на ТА дид золотой прошёл 8к, значит это был левак. кстати, золотой или не золотой не влияет на ресурс цепи, влияет только на устойчивость к коррозии и на коэффициент трения между сальниками и щёчками. золотой чуть легче гнётся в звеньях при отсутствии смазки. на кубатурниках нет разницы, на малокубатурниках ощущается в динамике разгона. мотокроссеры на безсальниковых цепях именно поэтому ездят.
у по поводу безумных скоростей - я это к тому, что не стоит выдавать собственный опыт за обсолют, если опыт есть только в одной области. я повторюсь, всё зависит от режима эксплуатации. в некоторых цепь действительно можно не мазать вообще или мазать пофиг чем или мазать редко, а в некоторых приходится изрядно заморочиться, чтобы цепь не умерла за очень короткий срок.
этот ваш Bel-Ray стоит какие-то космические деньги. впрочем как и Motul.
есть более дешевые смазки, которые неплохо смазывают. к примеру CRC Adhesive Lubricant показал себя не хуже чем Liqui Moly Offroad, при этом стоит в полтора-два раза дешевле. Presto ещё неплохо смазывает, правда от неё заднее колесо потом всё грязное. но самая крутая смазка, которая у меня была - Energy Release P018 ("Смазка для открытых узлов трения, зубчатых и цепных передач"), жаль её перестали возить в РФ.
Cyrix, зато он стоит своих денег. И при его описании не используется ни одного "но".
DriveBike, это очень спорное утвреждение, но я не буду спорить, пока не попробую.