В Мотоджимхане я участвую достаточно давно как участник, а с недавних пор и немного как организатор, поэтому хотел бы раскрыть тему с разных сторон, ответить на вопросы тех кто приехал первый раз, рассказать об опыте так называемых маршалов ну и о том, зачем это всё, конечно же.
О чём это?
Джимхана — вид автомобильного спорта, соревнование по выполнению цепочки упражнений на время. Мотоджимхана — аналогично для мотоциклов, только, конечно, без езды задом или бокса. Это — то объяснение, что вы найдёте когда, услышав слово, спросите в Интернете. Для краткости я буду писать «джимхана» но иметь в виду — «мотоджимхана», и у джимханы есть вторая сторона — неочевидная из определения.
Задача учебной версии джимханы, которую устраивают на регулярной основе энтузиасты в Москве и других регионах — не научить вас проходить трассу за как можно более быстрое время. В джимханах (что авто что мото) запоминание трассы заранее — важный элемент, от этого зависит время прохождения. Но в еженедельной джимхане трасса каждый раз разная. Почему так? Потому что цель не-соревновательной джимханы — заставить водителя отработать навыки маневрирования и торможения до автоматизма, быстрее реагировать на траекторию которую нужно проложить, лучше понимать его мотоцикл и его пределы и увеличить тот самый потенциальный запас.
Если гонщик-хрустик на пределе возможностей лупит в шашки по городу, любая непрочитанная ситуация приведёт к аварии. Если же адекватный водитель едет с потоком на 20% возможностей своего мотоцикла и знает, как распоряжаться ещё хотя бы 60% — он избежит большинства аварий. Джимхану стоит рассматривать именно как продвинутый и усложнённый вариант учебной площадки. Сюда, на Л73 (одна из площадок Москвы) часто приезжают люди. Они приехали с другого конца Москвы. Они возможно ездят на мотоцикле не первый год. Они проходят разворот на 180 градусов с ножками.. как так? Ну вот так, не знает человек возможности мотоцикла и как им управлять в таких условиях, за тем и приехал — учиться. Прокатав хотя бы 3-4 дня трассу вы уже получите больше понимания как управлять своим мотоциклом и эта разница будет заметна и в повседневной езде и в критической ситуации особенно.
Есть и ещё один менее очевидный момент. Люди что выкладываются на Джимхане по моим наблюдениям спокойней ведут себя на дороге. Во первых они куда лучше представляют что может их мотоцикл, а во вторых ту самую задорную соревновательную искорку они уже успешно реализовали на джимхане.
Большую часть рассказа я посвящу площадке под названием Л73 в Москве, поскольку бываю там чаще прочих. Это согласованное мероприятие, проходящее вдали от жилых домов на перехватывающей парковке с ближайшим адресом Ленинградское шоссе, 73. И да, это бесплатно. В Москве такие мероприятия проводят ещё Gymkhana.Moscow (Преображенский Вал, 31с2, иногда Формула Х) и Джимхана на Липецкой (в 2022 не работает, площадка занята из-за реконструкции развязки). Если вы знаете ещё площадки — скажите мне, я туда тоже заеду. Разные маршалы по разному строят трассы, это интересно.
Брифинг
Многие площадки похожи друг на друга правилами. Правила просты и разумны:
- езжай только в шлеме. Обычно это не надо комментировать, но это означает, что даже если нужно недалеко переставить мотоцикл, надо сделать это в шлеме или перекатить вручную, хотя казалось бы — 20 метров по площадке. Увы, площадка — парковка, на парковку действуют правила, мероприятие согласовано — и это помимо очевидного момента с безопасностью
- медленный всегда прав. Вы же помните, это учебные трассы, задача научиться. Если кто-то едет медленней вас, значит знает меньше и ему нужно дать возможность учиться
- не поджимай того кто впереди. Малая дистанция + неожиданное препятствие = ДТП. Трасса устроена так что чередует повороты и небольшие прямые участки. Повороты крутые, требуют сильного наклона мотоцикла. Проблема заключается в том что сильно наклонённый мотоцикл не падает пока есть центробежная сила т.е. скорость, а при остановке надо либо выпрямиться и выпрямить траекторию, либо упадёшь.
- поднимай конусы. Конусов на трассе много — несколько сотен. Маршалов — от 1 до 3 человек. Важно чтобы участники мероприятия помогали восстановить трассу. И важно чтобы конусы стояли там где начерчено — сдвинутый даже на 20 сантиметров конус может капитально упростить или усложнить элемент
- не останавливайся на трассе. Сбил конус или кажется что что-то не так? Съедь с трассы в любом месте (обычно место по бокам есть почти везде) и решай проблему. Не надо стопорить движение.
- обгоняй безопасно. Если кто-то медленный собрал «хвост» и ты не едешь — это твоя проблема, не его. ты можешь срезать кусок трассы чтобы его обойти, но только убедись что ни съезд ни заезд обратно никому не помешают и что ты заезжаешь не против движения. Верно и обратное — если ты собираешь хвост это не твоя печаль — ты учишься.
Деление трасс и участников
Не все Джимханы так делают, но у площадки Л73 есть чёткое деление на тип трассы. Трасса Cruise строится так что обязана вместить крупные неповоротливые мотоциклы типа крузеров или люкс-туреров. Воскресная трасса — не обязана и потребуется больше навыка чтобы там поместиться на большом мотоцикле. Само собой это не значит что Cruise всегда лёгкая =)
При большом количестве участников производится деление на «быстрых» и «медленных». Это нужно затем чтобы «медленные» не пугались тех кто ездит быстро а «быстрым» было где развернуться, но кто такие эти «быстрые» и «медленные», как определить в какой ты категории? Всё достаточно просто:
- «медленный» — это если у тебя есть сложности с прохождением элементов или ты просто хочешь спокойно прокатиться в своё удовольствие, не пытаясь оптимизировать траекторию или время.
- «быстрый» — если все или большинство из «медленных» едут хуже тебя и ты постоянно за кем-то плетёшься.
На трассе с «быстрыми» может действовать исключение из правила и слишком медленный участник будет выдворен с трассы, если он мешает всем остальным. Извините за это, но на то оно и трасса для «быстрых» чтобы дать возможность ехать быстро.
Для новичков
Вы приехали первый раз, мотоциклы мельтешат туда-сюда и всё похоже на дурацкий кардабалет «ну-его-нафиг»? Не пугайтесь, всё не так плохо. Вы видите так потому что смотрите со стороны через десяток дорожек. На большом квадрате площадки трасса уложена как лабиринт с единственным путём, вот и выглядит странно. Посмотрите картинку выше отслеживая 3 мотоцикла от левого нижнего угла и к центру — все они едут вдоль «стен» из конусов разного цвета вдоль которых прочерчены линии. Поэтому «внутри» трассы всё иначе — и проще. Одна сторона всегда размечена оранжевыми конусами, другая — зелёными/синими. Границы трассы либо обозначены мелом, либо следуют парковочной разметке. Заехать на трассу и выехать можно в любом месте, поскольку трасса закольцована, но обычно все предпочитают это делать в одном месте, возле парковки.
Не бойся того что ты слишком медленный или что над тобой будут смеяться. Медленный? Так ты приехал учиться. Смеяться? Нет, ты уже́ лучше тех кто приехал, сделал хорошую мину при плохой игре и предпочёл не учиться. Знаю таких. Не получается какой-то элемент, не вписываешься? Съехал с трассы и смотри, как похожие на твой мотоциклы проезжают этот элемент. Или подойди к организаторам, попроси объяснить. Думаешь что твой мотоцикл не подходит для джимханы? Удиви меня. Дорожники, спорты, эндуро и адвенчуры, крузеры и люкс-туреры, Урал и Ява.. кого я только не видел на трассе. Но да, нужно всегда держать в голове тот факт, что ты приезжаешь тренироваться, а в тренировке может что-то не получиться, и это будет либо выезд с трассы, либо падение.
«Я первый раз, мне куда» — один из самых частых вопросов. Напомню, трасса построена так чтобы в неё можно было влезть есть ты понимаешь как строить траекторию. Есть и особая мини-трасса, её строят не всегда и она имеет вполне официальное наименование «лягушатник». Эта трасса специально строится для начинающих посетителей, кто боится подвести остальных на большой трассе. Она короткая, но всё равно тренирует некоторые элементы маневрирования. У gymkhana.Moscow эта трасса проще чем основная, у Л73 — не проще. Хотите на основную трассу? Не вопрос, пробуйте, мы за этим тут и собрались. Если есть деление на быстрых и медленных — сессии обычно длятся по 15 минут, всегда можно подойти спросить кто сейчас едет и когда смена.
Что делает маршал
Как и у любого мероприятия, у джимханы есть организаторы. При этом есть организаторы движа в целом и те кто непосредственно отвечает за трассу. Вторых зовут маршалами. В чём их задачи?
Маршал должен приехать на место заранее, до официального старта мероприятия. На пустой площадке нужно создать трассу, эффективно используя имеющееся место, особенности покрытия (например, разметку), запас конусов и скомбинировав элементы так чтобы над их прохождением нужно было работать, чтобы они были сложными, но проезжабельными, чтобы было место для «передышки» и «затычные» места. После расстановки конусов трассу обязательно нужно протестировать — проехать по ней круг и возможно где-то сузить или расширить, усложнить или упростить элементы, добавить конусов. После проверки трассу можно зафиксировать, прорисовав всё мелом. В этом могут помочь желающие из числа участников, заодно посмотрев трассу вблизи. Хотите посмотреть трассу заранее? Приходите её рисовать!
Само мероприятие начинается с инструктажа, который проводит либо организатор либо один из маршалов. Ну, вот это «медленный всегда прав» и прочий текст. Также маршалы управляют движением по трассе — снимают с трассы тех кто сбил много конусов и не ставит их или останавливают движение чтобы разменять медленных на быстрых или развернуть движение в другом направлении.
В некоторых случаях в трассу вносятся небольшие корректировки — например в последний раз мы сдвигали разворот чтобы люди не проезжали по масляному пятну. Иногда бывают и просчёты по элементам и люди проезжают их не как запланировано, ну или элемент оказывается слишком сложным и приходится его упрощать.
Завершается мероприятие благодарностью тем кто остался до конца и помогает собрать конусы. Серьёзно, при расстановке трассы в творческом процессе это как-то проще чем когда нужно единомоментно собрать всё.
Ну вот примерно так всё и проходит. Бонусом — красивые фотки, да =)
P.S. У меня тут уже без малого год есть телеграм-канал с короткими очерками. Есть на Омоймот куда "мысли из душа" публиковать или не место им тут, пускай в Телеге и остаются?
Публикуй, тут всеравно глухо.
fedotov_ilya, надо подумать. Как-то везде глухо, только БП поживее но там редактор упоротый да и в целом мне БП не нравится.
NoAdO, а БП - это что?
tualatin, байкпост подозреваю
fedotov_ilya, да, точно. А то чот в голове только "блок питания" крутится.
нормально, не катал не разу)надо бахнуть)