В этой статье я хочу поупражняться и поставить себе непростую задачу для ума - попытаться описать свои впечатления со стороны для тех, кто на таком мотоцикле не сидел и не водил. При том, что в общем-то я другие классы мотоциклов не водил - прокатиться пару сотен метров доводилось, а вот полноценно хотя бы на день - нет. Скутера и ёбрик не в счёт.
Что такое большой круизер с V-twin как мотоцикл в целом?
БОЛЬШОЙ?
Да да, я знаю что у меня не самый большой, не самый тяжелый, не самый мощный, не самый самый мотоцикл чтобы вот на него опираться. Это просто добротный круизер, и опираться я буду именно на это. Я тут не Харлей описываю и не 8-литровый BOSS HOSS, а свой мотоцикл.
BOSS HOSS
КРУИЗЕР?
Кру́изер, или кру́зер (англ. cruiser) — разновидность мотоциклов.
Название происходит от английского слова cruise/cruising, что означает «крейсировать», «идти по курсу», «путешествовать с целью путешествовать». Характеризуется низким сиденьем, вертикальной посадкой, часто вынесенными далеко вперед подножками, обилием хрома и значительным весом. Круизер не предназначен для быстрой езды или езды по пересеченной местности; его двигатель обычно не обладает высокой мощностью, однако имеет лёгкую и удобную управляемость, большой крутящий момент на низких оборотах и соответствующее «грозное» звучание.
Итак, большой круизер это мотоцикл для дорог. Причём для дорог в самом романтическом понимании этого смысла. Вы можете испытавать удовольствие от владения им как таковым, вы можете радоваться звуку мотора, багажному пространству, хрому, словом, чему угодно, но чем дальше дорога будет уходить от "романтического идеала", тем меньше на этом мотоцикле вы будете ей рады. Что такое идеал дороги? это легко объяснить картинкой:
Большой круизер это (вот неожиданность) мотоцикл для дальней дороги, для шоссе, упирающегося в горизонт.
И не надо думать, будто я говорю об американских автобанах. Нет, у нас тоже есть отличные дороги (ну, по крайней мере большая их часть):
трасса М-4 "Дон"
Но, как только дорога станет плохой по качеству (а таких дорог вне федеральных трасс у нас крайне много), или вы попадёте в плотный траффик (я в Москве живу, для меня плотный трафик это норма жизни) - наслаждения от поездки Вам не испытать.
V-TWIN?
На случай, если вы не знаете, что такое V-Twin, у меня есть упрощённая схемка в виде gif. У меня вообще много таких схемок, по ним тоже надо наверно запилить отдельный пост..
Да и с V-Twin есть загвоздка. Собственно двух-цилиндровые V-образные моторы я могу условно поделить на 3 шутливых вида:
- правоверные
- неверные
- бытовые
Правоверные это Harley & Davidson Co. Это Вам каждый владелец харлея скажет. Шучу, не каждый. Стоит различать владельцев харлеев и харлеедрочеров, да и вообще - не поддаёмся стереотипам, от этого мозги киснут. Но, так или иначе, "правильным" я обозвал харлевский вариант V-Twin - трясучий и вибрирующий на холостых и издающий легендерный потато-потато звук.
Но пардоньте, а что если мне нравится образ таких мотоциклов, но не нравится сидеть на вибраторе? Ушлые японцы взяли да и соорудили такой агрегат. При том модификаций у линейки - не счесть. Судите сами: Shadow A.C.E.; Shadow A.C.E. Tourer; Shadow Sabre; Shadow Aero; Shadow Spirit; Shadow Phantom; Shadow Slasher; просто Shadow (врое он и есть A.C.E); Black Widow; Steed наконец - и то я мог ещё и не всех вспомнить. Собственно не только Shadow и не только Honda - моделей-то масса. Но говорим мы в основном о моём.
Кстати Steed 400 и 600 и Shadow 400 и 600 вообще слабо различаются - а произошло так из-за того что Стида для внутреннего рынка заделали, а Шадовку - для внешнего.
В зависимости от модификации Шадовка может быть больше или меньше похожа мотором на харлей (читай - более или менее трясучая, на больших или меньших оборотах максимальный крутящий момент). Но только похожа - водяное охлаждение штука полезная (настолько, что даже новые харлеи его уже не гнушаются). Особенно в таком городе как Москва. И если бы только водяное охлаждение! Японцы решили не париться - момента-то дофига и воткнули.. карданный вал мне в заднюю дверцу, только гляньте:
Хитрые японцы много чего навертели ещё. Вот раньше бунтари делали hard tail - это когда заднего маятника и амморта просто нету. Потом, когда пятые точки себе наотбивали, стали ставить soft tail - это когда рама сварена так чтобы было похоже, будто там hard tail, а аморт прячется внутри рамы, под сидушкой. И если в Steed ещё так и есть (он кстати куда ближе к чопперу чем остальные), то в Shadow они просто не парились и поставили 2 амморта снаружи.
А с Sabre пошли ещё дальше - как-то принято было, что воздушный фильтр у V-Twin сбоку. А у Shadow Sabre японцы взяли, да и убрали его в освободившееся место под сиденьем. Сравните:
C одной стороны - вроде опять неправильно. А с другой - так удобней же.
А, ну и бытовые - вообще V-твин не обязан быть низкооборотистой бухтелкой. Такие моторы спокойно прижились и в Afica Twin и в Transalp и в том же Suzuki V-storm. И не только там, но речь не о них.
Ладненько, раскидали в пух и прах мой первый вопрос к себе, и погнали сравнивать всё и вся!
ПОСАДКА
Вообще посадка - понятие индивидуальное. Мне вот на Валькирии 1500 оказалось жутко неудобно сидеть почему-то. Тем не менее, посадка на таком мотоцикле удобна. Она и должна быть удобной, если вспомнить, что наша задача - поехать далеко и цель - скорее ехать чем "доехать побыстрее".
Человеку, ни разу не сидевшему на таком мотоцикле, могу предложить сесть в обычное офисное или компьютерное кресло, вытянуть ноги горизонтально, опустить их на пол и слегка подтянуть к себе, чтобы ступни полностью касались пола, но не казалось что вы ногами куда-то тянете. Вот в общем-то и всё.
Что касается ширины руля.. руль люди часто меняют под себя (как и сиденье), но общий принцип такой: представьте что перед вами стоят вплотную друг к другу милые двойняшки с 4м размером. Возьмите их за крайние си в общем взяли. А теперь перестаньте мечтать, сожмите кисти как положено и опустите руки параллельно полу. Если вы не дрыгали ногами в процессе - поздравляю, это нужная поза.
ЕЗДА
А вот тут всё отличается кардинально от любого другого класса. Главное, о чём не надо забывать - этот мотоцикл предназначен для неспешного променада, или неспешного же путешествия, желательно по прямой и никоим образом не подразумевает вхождения в повороты под спортивными углами, вилли или стоппи. Да, я вряд-ли войду в поворот на той же скорости, на которой это сделает спортбайк или даже дорожник. Возможно, мой байк даже сможет это, но такие телодвижения - не смысл передвижения на этом байке. Хотя до подножек я его наклонял несколько раз, сильные наклоны - это всё таки не эта дверь.
То же самое касается динамических манёвров. Если я спрошу у своего товарища: "6,3 до 100 это быстро?" - он скажет "да", потому что водит 29ю Волгу и для него это - быстро. А если я спрошу спортбайкера, он скажет.. не знаю, наверно рассмеётся.
Если у вас быстрый мотоцикл, вы без труда сможете представить что такое 7 секунд до 100. А теперь прочитайте абзац про посадку ещё раз, примите эту позу и представьте разгон в ней. Хрень? Вот и я так думаю. То есть возможность оторваться на старте от потока есть, в Москве я ей регулярно пользуюсь (если дальше дорога пустая), но в целом - не сказать, что мне есть большая разница 6,3 там, 7 или 10. Собственно я и не замерял разгон - 6,3 это цифры из интернета.
Но что интересно - казалось бы, зачем тогда вообще нужно больше литра? Взял бы 600-750 кубов и катался бы?
Вообще многие так и делают. Но мой знакомый на Aero с таким объёмом с пассажиром и грузом выжал 145 и не больше. А он лёгкий, да и пассажирок выбирает.. ну в общем тоже не тяжелых))
Shadow Aero
И это в общем-то ответ - мощность нужна ради резерва по скорости, резерва по ускорению. А не ради того чтобы валить 200+ км/ч. Gold Wing умеет, у него макисмалка 230 кажется. Кстати, вилли она тоже умеет.
Часто ли мы видим валящий 200 Gold Wing? Ну или делающий вилли? Я - нет. Впрочем, голда, это люкс турер. Тут есть большая разница.
НЕ ЛЮКС
Благодаря тому, что "круизерными" возможностями оброс образ, заданный Харлеем, множества столь полезных вещей в таких мотоциклах не хватает. Я не хочу гоняться за люкс-турерами и их комплектацией, но банальный прикуриватель и подогрев ручек в заводских комплектациях для "круизера" были бы весьма разумным решением. Впрочем, это мало того что придирки, так ещё и в планах у меня есть, а частично - уже и реализовано - например тот же прикуриватель. Хотя конечно было бы неплохо иметь ещё одно положение ключа, в котором будет включена некоторая электрика, но ключ можно вынуть. Или АБС.. Эх, мечты.
Собственно и основных-то приборов минимум. Считайте сами, что у меня есть:
- спидометр (в милях и километрах)
- одометр (в милях)
- одометр - "текущая поездка" (в милях)
И индикаторы:
- большая температура
- мало масла
- нейтраль (в основании руля)
- поворотники (в основании руля, на фото не видно)
- дальний свет (в основании руля, на фото не видно)
И на этом всё. Хотя для путешествия существует масса полезной машинерии, те же датчики давления (прокола) в шинах.
Таким образом круизер, который не люкс-турер, это скорее мотоцикл чтобы "просто ехать" нежели аппарат для серьёзных передряг. Всё это весьма условно, было бы глупо не ездить на нём куда-то далеко потом что у него видите ли датчиков прокола нет. Люди и не на таком ездят. Но концепция именно такова, и, если вы хотите обладать такой техникой, вам придётся её принять.
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ КРУИЗЕР?
Вот я привязался к этому слову, да?) А это потому, что у меня ещё при покупке был установлен практически весь набор для доделки такого мотоцикла именно под дальнюю поездку по шоссе.
- платформы вместо подножек
- высокое и широкое ветровое стекло
- гелевая сидушка для большой американской попы
- 2 вместительные боковые сумки с замками (замки на сумках чопперообразной техники вообще вещь нечастая)
Не хватало только дуг безопасности и адекватного выхлопа. Но за то время пока я им владею, появились и пассажирские подножки, и дуги, и сумка задняя и куча других мелочей с тем же уклоном.
Кстати о сумках. Боковые сумки у меня быстросъёмные, но даже без них остаётся ещё задний "чемодан" литров на 30 объёма. Это значит, что я могу спокойно возить с собой ремкомплект для колёс, чехол, цепь, рюкзак с вещами и всё это легко вместится только в 1 сумку. Приятно? Безусловно, однако для путешествия (особеноо если оно с палатками) придётся сильно умерить аппетиты, а возможность таскать с собой кучу вещей несколько.. развращает расслабляет. Но в целом да, шансы что у показавшегося на горизонте мотоцикла с сумками будет так нужный вам сейчас жгут, куда выше, чем у того же спортбайка.
Что будет, если снять весь этот обвес? Будет вроде бы круизер, но и не совсем - не каноничный "чоппер", но и не круизер, готовый для "круиза". Словом, он не сильно будет отличаться образом от какого-нибудь HD 883. В чём тогда смысл бóльшей кубатуры в этом случае? Ну, во первых ускорение. Как ни странно, даже владельцы "спокойных" байков иногда меняют машину на "побыстрее". Второй, и не менее важный момент - рык мотора. Не зря именно владельцы такой техники много внимания уделяют звуку глушителя и глушителю в целом. А ничто так не придаёт "внушительности", как плохо глушащий глушитель на большой кубатуре :D
Кстати, к вопросу, почему называть такой мотоцикл чоппером - неправильно.
Чоппер (англ. chopper) — стиль мотоцикла.
Слово «чоппер» (англ. chopper — от англ. «chop» — рубить) прочно закрепилось за видом мотоциклов с удлинёнными рамой и передней вилкой. Мотоциклы со стандартными рамой и вилкой обычно называют стоковыми. Предшественниками чопперов были серийные мотоциклы, подвергшиеся переделке для уличных гонок — «бобберы» (англ. bob — короткая стрижка). В отличие от бобберов, у будущего чоппера убирается не только все лишнее — переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьёзной переделке и сама рама. Ставится высокий руль, зачастую достаточно эпатажный (например «Ape Hangers»), спинка («Sissy bar»), корни которой происходят от тех же бобберов, вынесенные вперёд подножки для ног мотоциклиста. Типичными атрибутами многих нео-чопперов также являются задний «каток» (широкое колесо, иногда в России называемое ВШК — Великое Широкое Колесо), сухая (hardtail) рама (без задней подвески), бензобак в виде небольшой капли, гранёный diamond tank или «гроб» (coffin tank) и неизменное обилие хромированных деталей. ©Вики
То есть ключевые особенности "каноничного" чоппера - минимальный обвес, вынесенная вперёд вилка и переделанная рама. Например, вот так =)
ТАК КТОЖ ТЫ НАКОНЕЦ?
Подводя итог, Honda Shadow Sabre - мотоцикл-заготовка (не обижайтесь на такое наименование, тут нет негативного подтекста), мотоцикл, который в простонародье называют "чоппером" (хотя с точки зрения чопперостроения ну никак не чоппер) или круизером, что куда ближе по сути. Это мотоцикл, который можно доделать именно под свои задачи. Это мотоцикл для тех, кто хочет "харлей", но не хочет харлей и, возможно, хочет практичности. Это мотоцикл для тех, кто берёт 2 колеса не для того, чтобы куда-то успеть, не ради адреналина, не ради возможности проехать там, куда волки срать боятся, а просто ради возможности ехать. Это мотоцикл, сочетающий чопперно-круизерный образ с хондовской надёжностью и практичностью.
И да - большой круизёр - это повышенный расход всего - бензина , масла , резины , колодок )
viktoralekseevih, не соглашусь. Бензина я по городу расходую 6 литров, по трассе от 5 до 5,5 - вполне сравнимо с другими аппаратами сходной кубатуры. Куда больше влияет состояние двигателя.
Масло этот двигатель не расходует, по крайней мере пока ты не начнёшь держать выше 140 км/ч.
Резина у меня подтёрлась за 2 сезона, но опять же не думаю что её расход сильно выше чем у дорожника - да, вес больше, но и манёвры менее динамические. То же самое и с колодками - расход будет больше только в сравнении с заметно более лёгким мотоциклом. Но так и сравнивать литровый байк и городские 200-300 некорректно.
Спасибо, очень доходчиво.
Прекрасная статья. Прочёл на одном дыхании. Хочу Спортстер1200 :)
Genry, я покатал немножко. Если коротко, то это своеобразные аппараты, так и хочется сказать "с душой". Вообще я вроде писал что-то типа миниобзора, но похоже сюда он не попал. Непорядок. В общем если в двух словах, на оборотах вибраций у харлея меньше чем у шадовки, они абсолютно не мешают. зато на холостых трясешься так что не можешь увидеть цифры на светофоре стоящем на встречной стороне. Приятный мотор - и тащит снизу и не сдувается рано. Приятная коробка - длинные передачи, что в сочетании с моментным мотором даёт просто фантастическое удобство в плане коробки - на шадовке уже после 30 казалось что ща всё развалится, а на шпроте я докрутил первую до 80 когда уперся в отсечку, а желание перестать крутить появилось только на 60ти. Третья в городе вообще нужна только там где лимит 80. При этом он маленький.. не, не такое слово. Как rar-архив маленьким называть. Сжатый, концентрированный, вот так вернее.
Что не понравилось - во превых места для двойки маловато, хотя в принципе терпимо. Во вторых - он совершенно не смотрится с кофрами или стеклом, то есть поехать на нём куда-то не особо, а это сейчас мое основное направление в выборе. В третьих и наверно самое главное - надо что-то делать с подвеской, её вообще нет. То есть когда я на шадовке проходил неровности она мне как бы говорила "ай, осторожнее, я вообще-то не вездеход", тайгер говорил "это что, стык? я сделаю вид что этого не видел. Лежак? Ну я тебе там обозначил что ты его переехал чтобы ты не пугался". А шпрот "да, это нервоности, почуствуй насколько мне на них пофиг". Поэтому шпрот по мне хороший выбор для одного и для города. За город можно, если все вещи влезают в небольшой рюкзак (или вешаются на сиссибар) а ты готов терпеть плохую подвеску.
Genry, хотел ещё прикрепить ссылку на статью свою, но понял что позорнейшим образом пропустил её публикацию сюда, на омоймот. Исправил: https://omoimot.ru/journal/garage/1541-Slovo_o_kharlee
NoAdO, бывает, не парься, это наш косяк скорее — индикация черновика в списке постов неочевидная.
Jackson, не не, я в несколько мест публикую, но именно эту статью на омоймот не выложил. Непорядок, исправлено) У меня прост проблема в том что на обеде на работе время есть но слабенький планшет не справляется с объёмными постами а дома не до того.
NoAdO, а, понял) А то у нас есть ряд постов, которые не смогли опубликовать сразу после реги и они зависли в черновиках)