Как избежать сульфатации кислотного мотоаккумулятора кроме как покупкой гелевого

4

Чтобы весной «сесть и поехать», грамотные мотоциклисты задумываются о состоянии аккумулятора еще с осени. Хотя те, у кого стоит гелевый аккумулятор АТОМ, особо не задумываются. Почему?

  • Безопасность.

Гелевый аккумулятор Atom безопаснее: электролит находится в связанном виде в форме нетекучего геля. Так что электролит (кислота) не вытечет.

  • Срок неэксплуатируемого хранения в 2 раза больше.

Срок неэкспуатируемого хранения у гелевых аккумуляторов в два раза больше. Они теряют в среднем 1/600 вольта в день, а AGM разряжается на 1/300. Получается, что AGM аккумулятор нужно подзаряжать каждые 3-4 месяца, а гелевый АТОМ раз в 6-8 месяцев.

  • Расширенный температурный диапазон эксплуатации.

Гелевый аккумулятор может работать в температурном диапазоне от -40 до +65С. В то время как температурный режим работы AGM аккумулятора ограничен даипазоном от -20C до 45C. За пределами температурного режима аккумулятор теряет емкость, и она уже не может быть восстановлена.

  • Большая емкость.
  • Не подвергается сульфатации.

Емкость гелевого АТОМа больше за счет того, что электролит не расслаивается и, таким образом, батарея не подвергается сульфатации (свинец не образует сульфатных соединений и работает всей своей поверхностью). В стандартных кислотных и AGM аккумуляторах на пластинах образуется сернокислый свинец, и батарея перестает принимать и держать заряд.

Все аккумуляторы Atom соответствуют стандартам JIS и ISO и производятся в соответствии со спецификациями аналогичных аккумуляторов Yuasa.

Тем же, кто по-прежнему использует кислотные аккумуляторы, можно дать пару рекомендаций, ведь сульфатацию можно не только устранить, но и предотвратить!

Процесс сульфатации происходит постепенно:

  • сначала возрастает внутреннее сопротивление;
  • уменьшается площадь активной поверхности заряженных электродов;
  • снижается емкость батареи аккумулятора.

Некоторые из наиболее часто встречающихся причин сульфации:

  • недостаточный заряд аккумулятора
  • отсутствие системности проверок аккумулятора уравнительным зарядом
  • хранение частично или не полностью разряженной аккумуляторной батареи
  • недостаточный уровень кислотного электролита в ёмкости
  • высокие температуры

Неестественные образования коричневатого оттенка – верный признак сульфатации. Разбухание пластин и появление на них грязновато-белых пятен, быстрое закипание аккумулятора, снижение емкости батареи – все это говорит о том, что аккумулятор надо спасать. Остановить сулфатацию можно лишь на самой ранней стадии разовой разрядкой-зарядкой аккумулятора.

Для устранения сульфации пластин рекомендуется произвести следующие действия:

1. Протереть батарею.

2. Довести уровень электролита до нормы, путём добавления в него воды.

3. Далее следует присоединить батарею к зарядному устройству. Установите силу тока заряда с расчётом восьмичасового режима. Если во время зарядки температура электролита перейдёт отметку в 43 градуса по Цельсию, следует уменьшить силу зарядного тока, чтобы удерживать температуру хотя бы на этом уровне или, желательно, снизить её. Если напряжение на одном из элементом будет меньше среднего напряжения аккумуляторной батареи на 0,2 Вольта, то необходимо немедленно извлекать элемент из батареи и отремонтировать. Только после этих манипуляций работы по ликвидации сульфатации можно продолжать.

4. После поступления в батарею определённого количества электричества, что приравнивается к её номинальной ёмкости, заряд будет продолжаться до тех пор, пока плотность электролита в продолжении четырёх замеров с интервалом в один час, останется константой. Запишите показания вольтметра и ареометра. Пересчитайте значение плотности электролита с учетом температуры. Эти показания характеризуют состояние заряженности батареи.

5. Разрядите батарею током шестичасового режима. Во время разрядки батареи, снимите показания с каждого отдельного её элемента и в целом. Проделывать это стоит через определённые временные интервалы: 15 минут после запуска разряда, после каждый час, пока один из элементов не покажет напряжение около 1,8 Вольт, затем снова каждые 15 минут. После этого строго начинайте контролировать напряжение на каждом элементе и фиксируйте время падения напряжения ниже 1,75 Вольт. Операция закончится тогда, когда большая часть элементов разрядится до 1,75 Вольт. Если в одном из элементов будет происходить обратный процесс, прекратите испытание.

6. Никаких дальнейших испытаний и манипуляций проводить не стоит в том случае, если разрядная ёмкость аккумуляторной батареи сравняется с номинальной. Просто дайте нормальный заряд и выровняйте плотность электролита.

7. Если же она оказалась ниже номинальной, тогда разряд батареи придётся продолжать, не изменяя силу тока, пока напряжение на одном из элементов не станет 1,0 Вольт.

8. Вновь произведите заряд батареи до полной ёмкости и заряжайте до тех пор, пока на протяжении четырёх последующих замеров с интервалом в один час, плотность электролита станет постоянной.

9. Вновь разрядите батарею шестичасовым разрядом. Если после этого её ёмкость сравняется с номинальной, зарядите батарею снова и установите.

10. В случае, если ёмкость будет ниже, но не меньше 90% от номинальной, повторите цикл вновь.

11. Если ёмкость батареи не поддаётся восстановлению, то значит, что сульфатация проникла настолько глубоко, что все дальнейшие манипуляции будут попросту нецелесообразными и остаётся только заменить батарею.

4
Написал
DriveBike 21 сентября 2017 в 13:44

Комментарии4

На моей ямахе с завода стоял Yuasa YTZ7S - VRLA (разновидность AGM).

Судя по маркировке, прожил он аж 10 лет, из них 5 лет на мотоцикле. Ниразу не снимали на зиму, ниразу не подзаряжали. Мот правда на морозе не хранился, но регулярно эксплуатировался до -15°C. После снятия с мотоцикла с напряжением на клеммах 12.85v он простоял в тёплой комнате 1.5 месяца, за это время напряжение упало на 0.05v.

Сейчас его докатывает товарищ на китайце, т.к. я себе взял LiFePo4.

У аккумулятора помимо ёмкости есть ещё такой важный параметр, как ток холодной прокрутки. У YTZ7S он 130 CCA. 

 

Расскажите пожалуйста, что всему этому может противопоставить гелевый АТОМ, кроме цены? АТОМ это же отечественная марка? Где реально производятся сами батареи, у нас или в Китае каком-нибудь?

Cyrix 21 сентября 2017 в 16:51
1

Cyrix, На советских аккумуляторах маркировался ток холодной прокрутки, тогда был ГОСТ. Сейчас не знаем, проверяется ли тот параметр. Насчет российской марки или китая какого-нибудь: на каждом аккумуляторе конкретно написано, что аккумулятор произведен в Китае. Не знаем, сопоставимо ли качество российских и китайских аккумуляторов.

DriveBike 22 сентября 2017 в 08:36
2

DriveBike, ясно, спасибо.

Cyrix 22 сентября 2017 в 13:19
0

..."зарядите батарею снова и установите на погрузчик".

Cyrix 21 сентября 2017 в 16:54
1
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: