Интервью – формат для нашего портала новый, и, признаться, пробовать было страшновато. Вдобавок и спикер был не простой: Сергей Леонидович Доренко, в девяностых получивший прозвище «Телекиллер», из-за своих едких и тонких выпусков программы «Время» на первом канале, сегодня каждое утро жжёт в эфире радиостанции Говорит Москва, а в среде мотоциклистов запомнился всем по своему ролику на YouTube, где жёстко прошёлся по президенту клуба Ночные Волки.
О происходившем и происходящем в стране и острых вопросов внешней политики мы старались не касаться – его мнение об этом найти можно где угодно, а вот узнать Доренко как мотоциклиста – напротив, было безумно интересно. Всё, что вам покажут поисковики на запрос «мотоциклы Доренко» – ДТП 2001 года, когда только ленивый не кинул в него камень. А тем временем, в роли мотоциклиста Сергей Леонидович интересен не меньше, чем в ролях теле- и радиоведущего.
Видеоверсия интервью Сергея Доренко
Дмитрий Федотов
Когда вы задумались о покупке мотоцикла?
Сергей Доренко
Мне не велено было думать о мотоцикле отцом. В самом детстве он сказал мне: «Сережа, мотоцикл и вертолет – не наш транспорт». У него кто-то из близких погиб, разбился на мотоцикле. Мы, говорил отец, – самолеты и машины. Мой отец пилот, военный летчик.
Пока у него была власть надо мной, о мотоцикле я не думал, затем сильно работал и первый мотоцикл я купил в 38 лет. Им стал Yamaha TTR 600R, такой Dirt Bike, бескомпромиссный хардэндуро, 600-кубовый по лесу ездить. Весил он по-моему 131 килограмм, покамест его заправишь, уже под 140, прыгать через стволы у меня на нем не получалось, я сам тяжёлый, понимаете?
Потом у меня была Honda XR650R, та ещё лучше. Honda божественна абсолютно, она заводится с кик-стартера, мороз не мороз, плевать! Вокруг моей Yamaha приходилось пол-часа потеть, а Honda – изумительна! Её у меня отняли по уголовному делу, как орудие преступления.
В 2001 году?
Да. Потом у меня были разные машины: КТМ Supermoto, BMW F800GS, всевозможные Kawasaki – кроссовый 250-й и 450-й, и потом я беру очень много машин на тест-драйв. Мы тесно сотрудничаем с BMW, они мне дают поездить и большого «Гуся» и электроскутер CEvolution, всё время есть движуха. Сам я люблю сосредоточиться на Triumph, у меня Bonneville 1200.
Поскольку меня все время дёргают, чтобы я на чем-то ездил тестовом, мне нужно что-то свое. Такое базовое, но не много. У меня был Ducati, безумный козлик, Scrambler и был у меня Triumph Street Twin 900-кубовый, а сейчас Bonneville. Думаю, Ducati сбрасываю, Street Twin сбрасываю и беру Bonneville.
Почему Bonneville? Во-первых, мне нравится, а во-вторых, эта машина может стоять в гараже десять лет, и пятнадцать и двадцать, и ничего страшного. Не стыдно сказать, что у тебя Bonneville 2017 года выпуска. У меня Bonneville. И через 10 лет, в 2027 я скажу, что у меня Bonneville 2017 года. Это хорошо. А ездить буду на том, что мне постоянно дают на тест-драйв.
Есть ли любимый мотоцикл?
Знаете, они все… Я все вспоминаю с теплом. В свое время поэт Евтушенко сказал – я люблю всех женщин, которых я когда-то любил. Люблю до сих пор. Вот эта интересная фраза, которую я никак не могу сказать про женщин, фиг я их всех люблю, кого любил, но я могу сказать это про мотоциклы. Все мотоциклы цепляют, совсем пресных нет.
Недавно разглядывал свои старые фотографии на Ducati Scramler. Он же совершенно безумный фокс-терьер, Scrambler на поворот ручки газа реагирует так, будто ему в жопу воткнули кактус! Просто безумный. А на Triumph ты проникаешься, если говорить о классиках (на Tiger 800 я тоже ездил), ты едешь, проникаясь самоуважением.
И звук, который отдает в грудную клетку. Не двойной отбой, как на Harley, а рокот, абсолютно вкусный. Можно просто стоять, подрабатывать газом и больше ничего не надо. Ни пить, ни есть, ни спать, красавец!
Мотоциклы, которые вы называли, в первую очередь выбирают молодые и энергичные люди. Это страсть к ярким эмоциям?
Есть мотоциклы, которые лучше меня. BMW-шники это знают: я беру на неделю большой GS и отдаю через два дня. BMW R1200GS лучше, чем я. Рядом с ним я ничтожество, я не могу его выдержать, он мной командует. Понимаете, когда я беру R Nine T – этот мотоцикл подо мной. А беру большого «Гуся» и сам оказываюсь под ним. Я не чувствую, что командую им. Меня спрашивают почему? Я еду, бросаю взгляд на спидометр, уже 180. И я не могу понять, где перешел.
На шоссе разрешено 110, поток идет 125-128. Этого никто не понимает, но на мотоцикле я должен ехать хотя бы 130-140, мне нужно как-бы нависать над ними, я не могу идти с их скоростью. Если я буду идти с их скоростью, меня тут же начнет придавливать какой-нибудь тонированный идиот. Поэтому я иду 140, больше не надо. Но на большом «Гусе», когда я иду 140, смотрю на спидометр – 180. Нет, иду 140, четко 140. Смотрю – 190! Ну что ты будешь делать! Я не чувствую скорости на большом гусе, поэтому я теряю контроль. Слишком быстрый мотоцикл, поэтому я его отдаю.
И ещё я становлюсь плохим. По отношению к машинам я товарищеский, я слежу, я аккуратный, я считаю. Я ищу знаки в машинах: водитель меня увидел, он взял чуть-чуть левее в полосе, он меня пропускает. Увидел знак, пошёл! Я люблю увидеть знак, а если я не увидел знака, я думаю, что этот больной на голову метнётся куда-то, разложит меня по шоссе. Это в обычной езде на Triumph.
А когда я на «Гусе» – веду себя как говно: начинаю наезжать, поддавливать, моргать дальним светом, нависать над углом бампера. Я вешу над углом и травмирую (рычит). На большом гусе я становлюсь каким-то подонком, каким-то гнетущим бычарой. Мне это не нравится. Возвращаюсь на Triumph – снова товарищеский и клёвый, такой джентльмен. Я сам меняюсь от машины к машине.
Что касается правил дорожного движения. В своих роликах вы неоднократно проходились по гаишникам.
Они душки, особенно мотобат. Я езжу с 1998 года, за 19 лет меня остановили один раз. Один раз! Первые 17 лет я ездил без категории А. Ты аккуратно становишься за автобусом, ты делаешь неудобно, ты видишь вот он стоит. А, например, когда у меня была желтая куртка Clover и белый F800GS. Они думают – свой едет! Я руку поднимаю, а они – «привет!». Либо, завидев его с высоты мотоцикла, я куда-нибудь встану, ну как он меня оттуда вытащит?
Не забежит же он вперед машины ради меня, а формальных оснований останавливать вообще всё движение – нет. Это, что касается мотобата. Во-первых, я считаю, что они клёвые, а во-вторых, учитывая, что они за 19 лет остановили меня один раз, можно сказать, что не сильно досаждают.
А если не мотобат – мы в шапке-невидимке, они нас не видят. Один раз чувак выскочил на меня, на Васильевском спуске, показывает палочкой, без машины, без ничего. Может урка какой, может бомжара.
Еду мимо него и жестом спрашиваю – я? Он мне – ага! Отвечаю – да ладно, газу дал и пошёл. Да пошёл ты в жопу! Ну, в хорошем смысле. Я никогда не ругаюсь и соблюдаю правила.
Правила дорожного движения, они для всех? Или могут быть исключения?
Наше дело безопасность. Если правила ведут тебя напрямую к смерти… Преамбула к правилам, если вы читали, она как конституция для водителя. Преамбула говорит: мы обязаны предотвратить ДТП, в наших руках средство повышенной опасности. Исходя из этого, мы должны поступать разумно, проявляя осмотрительность.
У меня вопрос другой. Сколько раз президент страны был замечен на мотоцикле, ни разу на нём не было шлема. Это касается и глав некоторых республик.
Это декоративные проезды. Давайте не будем шутить. Это как взять лошадку на палочке и проскакать на ней. Это вообще не проезд.
Но это пример.
Я считаю, что это сцена. Когда на сцене кто-то, играя Отелло душит Дездемону, вы скажете мне, что это пример? Это 105-я «Убийство»! Да, но на сцене можно. Президент проезжал, дабы использовать некий флёр присущий мотоциклу как таковой, некий флёр мужественности, использовал это имиджево. Это было сценическое действо, я к нему не придираюсь.
Я езжу только в шлеме. Клянусь, с 1998 года, я сел на Yamaha в шлеме. У меня сначала был какой-то белорусский уродливый эндуристый шлем, потом я купил в Австрии, в Вене, красный, хороший, сейчас у меня SHOEI. В этом смысле я ориентируюсь на своего отца, он, будучи военным летчиком, говорил так: «Единственное, что меня расстраивает в автомобиле – отсутствие четырёхточечных ремней. Нам нужны четырёхточечные ремни, нам нужны шлемы». Я на велосипеде в шлеме езжу. В шлеме от Харлея, у меня есть такая «половинка».
Вслед за многими исследователями человека я считаю, что человек это сознание заключенное в голове. Можно быть великим человеком без тела, как Хокинг, возглавлять кафедру в Кембридже. Тела у него нет, он говорить не может, он синтезирует звуки. Но нельзя хоть сколько-нибудь быть человеком без сознания. Поэтому, ребята, всем говорю – берегите бошки, потому что это и есть вы.
Не руки, не пенис ваш, бошки – это и есть вы. Не будет головы – будете додиком, травой. Будете овощем, идиотом. Считаю, это тоже самое, что смерть. Смерть личности есть смерть тебя. Будешь ездить без шлема – станешь додиком, станешь додиком – считай, что тебя нет. Лучше б тебя не было, чем ты будешь додиком. Мне кажется. Именно поэтому я защищаюсь, покупаю лучшие шлемы. Ну не лучшие, на «кевлар» денег нет, я покупаю шлемы в районе 35-40 тысяч рублей. Я понимаю, что можно купить шлем и за 11 и за 12, но нафиг.
Ездили ли в какие-то путешествия? Может, есть какое-то яркое приключение, случавшееся с вами на мотоцикле?
Я не турист. Я вылезал на Плещеево озеро, в Ярославскую область ездил, иногда езжу в Смоленскую область. Но все сильно зависит от сезона. Я человек настроения, и то, что я делаю в апреле, на это я не согласен в сентябре. В апреле, при +8, несусь на Вазузу в Смоленскую область или в Волоколамск кофе попить. Приезжаю на заправку в Волоколамск, прошу чашечку кофе, тетечка мне варит кофе, выпиваю и еду назад – соточка километров туда, соточка назад. Это апрель.
В сентябре – нафиг-нафиг, меня не выковыряешь. +12 – холодновато. У меня открытый байк, у меня нет щитка, я еду туловом своим толстым рассекаю пространство. В апреле ты жрешь эти километры, жрешь-жрешь. В этом сезоне у меня к июлю восемь тысяч было, в августе я уехал в отпуск, за полтора месяца я наездил, может быть 500 километров. А с середины апреля – восемь тысяч.
При том, что сезона особенно и не было.
К осени начинаешь себя любить и лелеять, и нежное ощущение к себе. Когда полные боты воды, носки воняют, боты воняют, как их высушить непонятно, черт его знает, уже не хочется. Думаю, сезон у нас короткий. Но если я в сентябре так не хочу ездить, то может наоборот, слишком длинный? А чего, нормальный сезон.
А байкерские мероприятия посещаете? Какие-то слёты?
Байкерское движение в России стало слишком политизированным, и я не хочу встречаться с людьми, которые с хоругвями разъезжают. Я не могу сказать «Мы». Любой человек должен сказать о чем-то «Мы». Мы-такие-то. Мне не нравится то, что происходит с байкерским движением.
Я понимаю, что на BMW ездят богатые дяди, всё понятно, молодцеватые плейбои под 40-45, с этими можно говорить «мы». На Harley-Davidson ездят люди, играющие в детство. Я понимаю, что они та же разновидность, только я на Triumph. Но я на «Триумфе», чтоб не быть на Harley. Меня бесит, что все на «Харлеях».
Если все будут на Mercedes-Benz ездить, я буду на BMW, не могу быть как все. С другой стороны, очень много и тех, кто не как все. Но вот те, которые с хоругвями, которые рвут на себе косухи, ложно эстетически. Байкерское движение возникает, когда армия массово возвращается из Европы в США.
Так оно возникало в Америке, у нас же иначе?
Нигде у нас оно не возникало. Поймите, вы снимаете интервью, весь этот жанр придуман в США. Все придумано в США. Мыло придумано в США, принимать душ ежедневно придумано в США, фотокамеры, телевидение и все его жанры, всё, включая байкерское движение, придумано в США. Нужно признать, что почти всё в мире придумано там.
Мы должны сказать, что байкерское движение возникает не из немецко-фашистких военных байкеров, а движение, в современном понимании, возникает, когда армия возвращается из Европы. Огромное количество разочарованных в жизни молодых мужчин, повидавших войну, возвращаются в штаты и не хотят работать. Они призирают буржуазный мир и хотят его разрушить, они хотят с ним расправиться.
Они садятся на байки и создают четыре знаменитых банды, такие как «Аутло», «Бандиты», «Ангелы Ада». Они начинают заниматься перевозкой наркотиков из Чикаго в Лос-Анджелес, вот это и есть байкерское движение. Философия его – свобода и нежелание общаться с официальным миром, в особенности с правоохранителями. Когда к ним внедряли полицейских, происходили расправы. Даже, когда выводили в программу защиты свидетелей, байкеры их находили и вырезали семьями, даже вместе с детьми. Расстреливали.
Байкеры начинаются как как бандисткие организации, транспортирующие наркотики и ненавидящие официальные структуры. Вот что такое байкеры. В России мы получаем карикатуру на это, которая ездит с хоругвями и постоянно чуть ли не сидит в Кремле. Если вы сидите в Кремле вы не байкеры, снимите свои кожанки. Вы подражаете перевозчикам наркотиков по одежде, стилю и мотоциклам? Тогда вам должно быть в падлу общаться с официалами. Если вы общаетесь с официалами – снимите маскарад, наденьте погоны ГБУ, НКВД, ФСБ, всё круто. Но не надо ежа с ужом скрещивать!
Если вы «Аутло» – вы «Аутло», или вы «Ангелы ада», я понимаю это. Наши «Ангелы ада» тоже игрушечные, они же не занимаются наркотиками и не убивают полицейских. А «Ангелы ада» исторически занимаются наркотиками и убивают полицейских, исторически, генезис. Но если вы с хоругвями, это чистая дурка.
Но те же Ночные волки, это лишь часть всего мотоциклетного мира России.
Поэтому я и не хочу ни на какие праздники ездить. Я увижу там этих дивных людей и блевану, а если я блевану, то зачем мне туда ехать? Для чего? Я мотоциклист одиночка. Мотоцикл дает чувство индивидуализма, ты наедине не с мотоциклом, ты наедине с фурами, с очередями, которые объезжаешь слева на МКАД. И 50 и 60 и 80. И нет в этом коллективизма, коллективчик стоит, а ты едешь!
Принцип мотоциклетный в индивидуализме. Если мы создаем семьи, подобные 50-м в Америке, семьи, телки, надписи на куртке «если ты читаешь это, значит моя сука свалилась с мотоцикла», если мы эту эстетику будем делать – я чужд ей. Я понимаю её, но я не бандит.
Ровно поэтому у меня Triumph, поэтому я стараюсь постепенно, я не такой богатый мальчик, который сразу всё купит, купил Triumph, потом, на следующий год, курточку от Triumph, ещё что-то подкупаю. Стану абсолютным джентльменом! Честно говоря, не очень нравятся «триумфовские» шлемы с открытым подбородком, для меня существуют шлемы только Arai и SHOEI.
Поэтому я не хочу ездить на праздники. Не хочу ездить в коллективы, для меня нет коллектива, я над коллективом, коллектив стоит в пробке, а я еду. Вот мой коллектив. Я как птица, все ползут в пробке, а я – парю. Если мы будем как галки или как вороны парить толпой, это будет не прикольно для меня. Я хочу парить один.
Возвращаясь к началу нашего интервью. Ваш отец мотоцикл вам не разрешал, но сейчас у вас есть дети. Проявляют интерес?
Сын очень любит, ездил на Kawasaki 250 по лесу, я вижу, что он талантливее меня. Я вижу, как он разворачивается почти на месте, он владеет джимханой, он работает интуитивно лучше меня. Он лучше меня. Но я проехал более миллиона километров на тачках, я езжу с 82 года. Этот вид мерзости, машины, я их изучил, я знаю их повадку, я вижу их передние колеса, я знаю, что они хотят сделать и знаю, что захотят. А сын мой нет.
Я сказал ему – сто тысяч проезжай на машине, а лучше миллион. Но до этого ты должен понять их повадку, чего они хотят. Чего может захотеть безмозглая тёлка с телефоном у уха, которая рулит одной рукой на «поршаке». У нее в голове ни шиша. Чего она может захотеть? Она может захотеть неадекватные вещи! Чего захочет чувак, залезающий в нашу полосу на МКАД. Ему любопытно посмотреть, сколько там пробки, и он наперерез тебя клинит. У меня такое было, я тормозил в пол!
Ты как собака бегаешь между коровами, на мотоцикле, а вдруг ленивая корова пойдет в бок, нужно знать зачем. Это я и говорю сыну – не лезь, пока не изучил повадок.
Спасибо огромное! Пожелаете что-то нашим подписчикам?
Ребята защищайте голову, не будьте овощами. Первое – защищать голову, второе, я вам скажу несколько лозунгов моего пилота-инструктора. Я учился летать, на маленьком легкомоторном самолете в Мячково. Я был курсантом Доренко и у меня был пилот Леонид Леонидович Созинов, и он говорил: «Сережа, проявляй осмотрительность, а то будет полный рот земли. Это первое, что относится к мотоциклистам.
Авиация – развивает все группы мышц, особенно очко. Это тоже относится и к езде на мотоцикле. Были ещё очень хорошие мудрости. Мы должны быть похожи на таких очень точных и очень умных кошек. Ты бери, когда точно уверен. Посчитал, раз, два, три, пошел! Не сразу.
Когда я вижу, как чувак, проходит на скорости 160, в 10 см от чуваков, которые могут его просто толкнуть, на 160 цена ошибки огромна, он едет, а там колхозник дядя Вася, который легко может дать вправо. Ещё тёлка сзади, убьешь девчонку! Может я седой, но мой пилот-инструктор так же говорил: подошел, оценил, посчитал до трёх, проверил, верна ли оценка, пошёл!
Не надо перекладывать на других людей, не думай, что они тебя спасут. Они не спасут, такое бывает. Поэтому верь только в себя. Больше, исходи из того, что они дебилы. Все вокруг тебя дебилы. У них нет зеркал и никогда не было, они тупые, у них изъята часть мозга, они могут делать всё, что угодно. Они как пешеходы, могут ни с того ни с сего в бок пойти.
Если же они хоть как-то наделены интеллектом, если они не дебилы, тебе повезло. Но не верь, что они тебя будут спасать. Единственный, кому ты нужен – ты сам. Вот и все. Поэтому подошел, взвесил, оценил, раз, два, три, пошел! Проявляй осмотрительность, а то будет полный рот земли!
Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы узнавать самые интересные истории из жизни мотоциклистов!
"Не надо перекладывать на других людей"
Вот и я тоже всегда говорю. Каждый мотоциклист, садясь за руль мотоцикла, должен взять на себя ответственность за любые возможные последствия. В том числе за те, в которых формально виноват будет не он.
Возьмите ещё интервью у Сергея Бурунова. Он тоже, насколько я знаю, гоняет на моте. У него вроде как гусь
Отличный формат. Приятно послушать опытного водителя, который еще и словом владеет русским. Ваще, Доренко тип харизматичный, если в отрыве от его телекарьеры рассматривать. Клевое интервью, взоржал даже пару раз.
Всё верно !
Сел на мотоцикл - все вокруг тебя враги, которые хотят тебя убить.
И бабушка-пенсионерка с авоськой, и ребёнок перебегающий дорогу, и собака сидящая во дворе под лавочкой ...
Ой как хорошо, наконец-то текстом! Наконец-то можно с удовольствием прочитать за пять минут и не тратить пол часа на разглядывание видео. Спасибо!
tualatin, 6 октября 2017 текст был опубликован)
Fedotov, меня тут ишшо не было в это время. Потому и пропустил дату публикации. Каюсь, жизнь - боль.