"Ничто не сможет нарушить план, если его нет" - мораль, которую я вынес, когда составлял маршрут в этом году... А изначально планировали мы в этом году дальняк в Норвегию. Но когда стало ясно, что в Европу дорога не откроется, маршрут лег в диаметрально противоположном направлении - на юг. План был как всегда наполеоновский: Москва - Ростов - Владикавказ - Грозный - Дербент - Баку - Тбилиси - Ереван - Батуми - Тбилиси - Владикавказ - Москва. Но и этот план ждала корректировка, выезд из России через сухопутные границы оказался закрыт, поэтому после Дербента планы мы строили не далее, чем на день вперёд, уже будучи в пути.
1 день: Москва - Ростов, всем знакомый М4 и целый день в пути. За Воронежем мы попали в ливень, недолгий, но очень сильный, которого хватило, чтобы затопить мне фару... А лампочка вообще лопнула. Вроде бы поменять лампочку не проблема, только вот ~500 км мы нигде на заправках не могли найти Н4, везде почему то исключительно Н1. В итоге лампочку купил как раз как стемнело в Каменск-Шахтинске. Там же напротив байк-отеля спокойно ее и поменял. Далее Ростов, гостиница, шаурма и сон.
2 день: перегон Ростов - Владикавказ дался как-то посложнее первого дня, хотя вроде бы и расстояние поменьше. И все бы ничего, но четко на въезде во Владикавказ у Андрюхи (второй болт) рвется приводной ремень...
Въезд во Владикавказ. Незадолго до...
порванный ремень...
Дело к ночи, так что докатили мот до ближайшей заправки, нам показали, где можно оставить его под камерой и мы двинули заселяться в отель и кушать. Естественно за ужином приступили к поиску ремня. Во Владикавказе и других ближайших городах глухо по запчастям, позвонили другу в Москву, нашли в одном месте ремень в наличии, магазин работает с 9.00, нашли ближайший по времени к открытию магазина рейс из Шереметьево в Магас (Ингушетия) и выпили за то, чтобы все удачно срослось. (Так мы узнали, что рекомендация возить с собой в дальняк запасной ремень - не просто рекомендация, а очень даже жизненный совет) Третий день провели во Владикавказе, сутра, пока от нас ещё ничего не зависело, мы отправились изучать город. Позавтракали, погуляли по набережной реки Терек, заглянули в прилегающий парк и обошли центр города.
Тем временем в Москве наш друг Антон (за что ему нереальное спасибо) купил ремень и поехал в аэропорт искать того, кто нам его передаст. В большом аэропорту это отдельный квест, потому что регистрация подходит не по конкретному рейсу, а по авиакомпании (в нашем случае Аэрофлот). Не знаю, надо ли говорить, что ему пришлось опросить очень большое количество людей, куда они летят, прежде чем нашел нужного человека (так же огромное спасибо Мусе, который очень помог незнакомым ему ребятам и к тому же отказался от благодарности). Дальше Московская история пересекается с нашей где-то на просторах Ингушетии. Я поехал в аэропорт, встретился с Мусой и забрал ремень (а ещё умудрился проехать разворот и немного опоздал). Далее обратно во Владикавказ на заправку к Андрюхиному мотоциклу, почти сразу после меня подъехали ребята и мы начали плясать вокруг мота.
Рядом стояли три парня и понаблюдав за нашими телодвижениями, подошли, спросили что случилось и предложили помощь. Нам немного не хватало инструмента и в идеале был нужен домкрат - уно моменто, один звонок и к нам приехал огромный дорожный набор и подкатной домкрат. Пока мы все доделывали, мы в знак благодарности предложили ребятам кофе, на что узнали, что "здесь угощают они" и нам вынесли с заправки чай, кофе и бутерброды. (Огромнейшее спасибо Тимуру и его друзьям за такое гостеприимство) Мы были в культурном шоке, но на этом история не закончилась. Мотоцикл поехал, мы собрались, а Тимур поинтересовался нашими планами - а план был простой, поужинать, пропустить по холодному пиву и собираться, чтобы сутра пораньше стартануть в путь. Вообщем Тимур рекомендовал нам бар "Бавария" и танковое пиво и даже забронировал нам столик на вечер. Не смея более задерживать наших новых знакомых, мы поехали оставили мотоциклы, взяли такси и отправились кушать. Нас ждал отдельный зал, вкусный ужин (осетинский пирог с мясом - очень вкусно), холодное пиво, а в конце - сюрприз. С нас не взяли денег, Тимур закрыл наш счёт... Сказать, что он нас поразил - ничего не сказать, мы конечно слышали про кавказское гостеприимство, но такого никак не ожидали.
Сутра пораньше в дорогу, начался 4-й день нашего мотопутешествия и конечной точкой был запланирован Дербент (Дагестан). А до нее ещё целый день и начался он с выезда из Осетии, где нас тормознули для проверки документов, и все бы ничего, если бы не собаки... Вообще я люблю собак, но ненавижу, когда они кидаются на мотоцикл! (Кстати к вопросу о том, зачем я вожу с собой перцовый баллончик) Но воспользоваться им не пришлось, хотя Витошкина (на хорнете) потрепали за штанину. Самое интересное, что мужики на контроле (как правильно? региональные погранцы?) смотрели на эту картину и даже не шелохнулись, да и хрен с ними. Пролетели Ингушетию, Чечня - Грозный.
Этот город был обязателен к посещению и мы решили заодно там пообедать, погулять по центру города, посмотреть мечеть "Сердце Чечни" и смотровую на "Грозный Сити". Город действительно очень красивый, все опрятно и аккуратно, даже с учётом, что вокруг ещё идёт много строек. Не знаю, что писать про Грозный, его надо просто увидеть.
вид со смотровой
Дальше двинули в сторону Дагестана. Километров через 50 навигатор (а мы слушаем его через интерком) начал уводить нас с трассы и в какой то момент мы решили тормознуть и свериться с маршрутом. Пока стояли на обочине около нас остановился крузак с номерами КРА, все как полагается, выходит парень (ну как парень, мужчина) - "чё как ребят, ничего не случилось? все хорошо?" в итоге постояли поболтали, он, очень просто, по доброму рассказал как нам проще проехать, а потом предложил вернуться с ним в Грозный, хотел нас угостить местной кухней. Вообще на ровном месте. Предложение конечно заманчивое, но мы и так выбились из графика, пришлось отказаться... Дагестан - трасса. Хасавюрт проехали на сквозь. Ну как проехали, там вечная пробка, так что протиснулись. Но честно говоря город не впечатлил, пыль, грязь, броуновское движение всего и вся, так что возникло желание не остановиться, а наоборот побыстрее выехать. Дальше прямая ведёт на Махачкалу, но после Хасавюрта у реки Сулак мы свернули в горы. Собственно дальше у нас на пути одна из основных точек Дагестана - Сулакский каньон.
Собственно закат мы встретили на каньоне и дальше двинули уже по сумеркам. Любим же мы по ночам кататься... Выехали на трассу Махачкала - Дербент уже далеко после заката, а ближе к морю было уже прохладно. Тормознули на заправке переодеться. За нами ехала приора, которая завернула вместе с нами. Из нее вышел дядька, на вид лет 50 и поинтересовался куда мы едем ночью. До Дербента оставалось ещё чуть больше 100км и он продолжил нам остаться у него, а сутра уже доехать, но мы ребята упорные, решили в Дербент - значит Дербент, хотя от местного гостеприимства мы по прежнему в шоке.
Кстати по поводу заправок в Дагестане - здесь нет федеральных сетей, то есть заправляться нам приходилось Росьнефти, Руснефти, Ликойле и т.д. но вроде бы по качеству горючки норм, движки работали стабильно.
Приехали поздно, хозяин отеля нас встретил, заселил, а все вопросы оставили на завтра, день был длинный и хотелось отдохнуть.
5 день - мы проснулись в Дербенте, конечно не так рано как следовало, но и не поздно, чтобы корректировать планы, а по нашим планам у нас на сегодня экраноплан "Лунь" и заброшенный горный город - Гамсутль. Начали с Луни, от отеля нам было ехать максимум минут 10.
Оттуда снова зарулили в Дербент позавтракать, т.к. у Луни ничего не было, а кушать уже хотелось. Заехали в Sea Zone - специально посмотрел название, прикольно, что около моря, но по еде не особо, а официантами нанимают студентов, так что половину наших заказов нам даже не принесли... И очень долго, вот прям очень все долго. А время, особенно дневное - очень ценно, особенно когда то, что мы хотим посмотреть находится в разных концах республики. Вобщем не наелись и стартанули в Гамсутль. Из Дербента чуть недоезжая Избербаша свернули в горы. На улице было мягко говоря очень жарко и мы решили поехать в футболках... До поворота мы ехали пол часа, и нам пришлось остановиться, чтобы надеть что-то с длинным рукавом, потому что руки успели у всех сгореть, при том достаточно сильно. Дальше 120 увлекательных километров по серпантинам Дагестана. Виды потрясающие, я словил визуально-эстетический оргазм.
Правда жара сильно выматывала, так что ехали с остановками. Но доехали. У подножия оставили мотоциклы, потому что дальше дорога такая - что не вариант, но договорились с местными мужиками и нас ещё немного подвезли на УАЗике. Дальше только ножками километра полтора в гору, но это того стоит. По дороге есть родник - и попить и умыться, очень помогает.
Гамсутль - в переводе с аварского означает "у подножия ханской крепости".
Интересный факт - селу более 2 тысяч лет, оно пережило множество эпох, а на его территории находили множество артефактов и последний житель прожил здесь до 2015 года. Сейчас это заброшенное горное село, но неплохо сохранившееся, было очень круто пройти по узким улочкам, местами на краю пропасти. Изнутри - намного больше, чем кажется на первый взгляд, а вообще - чем описывать - лучше один раз увидеть.
Пока спускались с горы уже стемнело и обратно ехали в ночь. Я немного переживал по поводу ночных серпантинов, но свет фар очень хорошо отражается от гор, поэтому дорогу было видно хорошо, а нас обдувал уже не такой раскалённый воздух, так что по дороге обратно мы кайфанули от самой езды.
На 6 день мы снова проснулись в Дербенте, Андрей предупредил, что сутра ему придется поработать, так что нужен хороший интернет, поэтому особых планов на день не строили. Андрюха остался в номере, а мы с Витошкиным отправились на пляж. Море в черте города - мягко говоря не очень, но мы все же окунулись, прошлись по пляжу и зашли за мороженкой. К 16.00 должны были приехать новые жильцы, поэтому, пока Андрюха доделывал дела, мы собрали вещи, запаковали мотоциклы и просто ждали отмашки. Поскольку получался день отдыха - решили перебазировался в Избербаш и покупаться в чистой воде, ехать куда-то дальше не хотелось от слова совсем. На выезде из Дербента заехали в крепость, кстати из нее открывается потрясающий вид на весь город.
Долетели до Избербаша, заселились в отель - ужин и отдых... На следующий день маршрут обратно в Осетию, так что день без дальних разъездов был очень кстати.
7 день начался рано с утреннего купания, быстрых сборов и завтрака в столовой. Дальше трасса, мимо Махачкалы, потом пробка в Хасавюрте (между Махачкалой и Хасавюртом с трассы отлично видно бархан Сарыкум, специально к нему не поехали, пришлось бы много крутиться), Чечня - знакомые заправки, Ингушетия, Осетия и въезд во Владикавказ. На окраине города, как раз где мы заезжали (со стороны Чермена) - отделение Деловых линий, мы четко успевали до закрытия сдать Андрюхин мот. Не срослось у него с двухнедельным отпуском, поэтому чтобы не терять дни на дорогу домой он решил отправить болта транспортной компанией, а сам на самолёте. Дружно сдали его мотоцикл и поехали в наш, уже почти родной, отель "Сон". Вечером как полагается пошли обмывать все это дело.
На утро 8го дня Андрей остался в номере, самолёт у него был только днём, а мы с Витошкиным постарались сильно не задерживаться и побыстрее стартануть в горы. План опять был грандиозный, проехаться по горам северной Осетии, посмотреть достопримечательности и заехать в Южную, в Цхинвал... Но про что мы забыли? Правильно, про ПЦР. Да и дорога здесь оказалась совсем не такой, на которую мы рассчитывали, вместо асфальта - гравий, поэтому 100-километровый маршрут занял пол дня, но то что мы видели по дороге - просто потрясающе. Печально известное, но невероятно красивое Кармадонское ущелье, город мертвых и горный Аланский Успенский монастырь.
Слева - Кармадон
Город Мертвых
По дороге очень много смотровых площадок, да и без них дорога очень красивая, так что мы не сильно расстроились, что ехали, чуть быстрее черепах.
Вернувшись в город - первым делом на мойку, на мотоциклах был сантиметровый слой пыли, собственно как и на нас, так что мылись мы вместе с мотоциклами под одной струёй. Заранее подсобрали вещи, поужинали и составили маршрут - решили следующим днём заехать на Эльбрус.
9 день - вещи на моты и в путь. Спустя несколько километров с поворота в Баксанское ущелье начинается красота. Я здесь был только зимой, когда трансфер вез нас из аэропорта на поляну Азау - виды кардинально отличаются. Все зелёное, цветущее, везде ручьи, и цвет зелени такой очень яркий - насыщенный. Да и дорога там такая ненапряжная, едешь абсолютно расслабленно.
Так вот на расслабоне докатились мы до той самой поляны Азау, скинули на парковке моты и пошли обедать. Народу у подножия - чуть ли не больше чем в горнолыжный сезон, только экипировка другая. Взяли разовые подъемы на фуникулёр и три очереди вверх до станции Гара-Баши 3847м.
Из гондолы были интересно смотреть, как по тем местам, где несколько месяцев назад я катался на борде теперь бьют водопады. Наверху же ситуация иная - вид особо ничем от зимнего не отличается - разве что снег не такой свежий и рыхлый. Зато наверху попрохладнее, мы хоть немного остыли, в снежки поиграли.
На обратном пути зарулили на Уллу-Тау. Я никогда там раньше не был, но находил отметки про это место, а в частности про грузовой подъемник для транспортных средств, очень хотелось хотя бы посмотреть на него. Оказалось что от указателя ехать до него меньше километра, он почти около центральной дороги. Да и нам повезло, подъемник собирались поднимать с вещами для альплагеря, то есть место для мотоциклов было. Рельсовая грузовая платформа построенная аж в 1968 г. и мы это прочувствовали когда поднимались - поскрипывает, покачивается, но уверенно тянет вверх.
(Спустя неделю на подъемнике произошел трагический инцидент - во время подъема машина скатилась в бок и упала вниз, водитель погиб, а на подъемнике теперь едут только транспортные средства, а все включая водителей поднимаются пешком)
За подъёмником по ущелью Адыр-Су ведёт грунтово-гравийная дорога, иногда с крупными камнями, вообщем не самое подходящее место для дорожников, а вот турдуры бы себя там чувствовали очень даже хорошо (собственно там катаются на огромных военных Уралах не просто так). Почти сразу - первый пост погранзаставы и проход в пограничную зону (паспорт с собой обязательно, а то не пустят). Дальше места потрясающе красивые, даже несмотря на то, что нас хватило только на пол пути до альплагеря.
Отдохнули, кайфанули и поползли обратно. На спуск на подъемник была очередь, но мы же мотоциклисты, так что нас поставили вместе с первой же машиной, которая поехала вниз. Дальше дорога до Минеральных вод. На выезде из Баксанского ущелья уже начало смеркаеться и мы как обычно в ночи поехали искать гостишку. Приехали вымотанные, что даже решили не заморачиваться с ужином - душ и спать.
Перед сном только обсудили дальнейший план действий, а вернее - его отсутствие. У Витошкина родня и друзья в Краснодаре и он обращался к ним заехать, так что он решил сутра поприще выдвигаться туда. Я ничего не решил, решил, что по ходу разберусь.
10 день нашего мотопутешествия начался где-то без четверти пять... Утра... Виталик разбудил меня попрощаться и поехал, а я принял единственно верное и возможное в данной ситуации решение - поспать ещё. Но где-то ближе к восьми я собрался с силами и героически проснулся. Плана по-прежнему не было, но я очень торопился стартануть, чтобы в независимости от того куда я поеду - я ехал не по пеклу. В итоге меня метало от от варианта поехать домой до варианта укатить в Абхазию, и я решил, что в любом случае поеду через Краснодар (не самый короткий путь, если ехать до моря, но во-первых есть время ещё подумать куда я еду, а во-вторых там я точно знаю, что нормальная дорога, потому что на сколько я помню, если ехать через Майкоп - будет участок грунтовки).
Так я и доехал до Краснодара, не зная куда я хочу. На въезде я заскочил на заправку и там встретился с мотоциклистом на драгстаре, возвращавшимся с Джубги. В итоге он уговорил меня на Джубгу, мол народу не очень много, море теплое, все там хорошо. Самым убедительным было то, что доехать мне оставалось всего 100км, так что ноги в руки и погнал. Ехал с мыслью, что тормозну там на пару ночей и завтра никуда не поеду от слова совсем, буду чилить на море. Долетел очень быстро, трасса хорошая и даже быстро нашел отель. Первым делом побежал пробовать море - и правда, вода хорошая, но вот пляжи конечно грязноваты. По разнообразию кафе и баров все тоже очень скудно.
В итоге весь следующий (11 день) я никуда не ездил, хотя очень подбивало, потому что на пляже меня хватило лишь на несколько часов, потом я обошел весь город - нашел дольмен, нашел ещё пару кафе, куда мне даже не захотелось заходить. В итоге как то не для одного такой отдых, булки мои отдыхали, а я не особо. Решил на следующий день заглянуть в Сочи, а то обидно - рядом был, а Сочи не увидел, и так там никогда не был.
Утро 12 дня - снялся и стартанул на юг вдоль побережья, время не засекал, да и особо не торопился - часам к 11 был в центре Сочи, зарулил покушать и заодно найти место, где остановиться. Цены на отели конечно заоблачные, зато хостел - 700р. Впринципе переночевать - сойдёт. Единственное - оказалось в хостелах не любят, когда оставляют канистры с горючкой вместе с вещами... Мол бензином всю комнату провонял... Ну да ладно. Днём решил покататься по городу, а вечером пойти погулять на набережную. Вот тут была ошибка главного героя - днём везде пробки, жара, а к вечеру как раз выкатываются все двухколёсные. А я все наоборот сделал, но сделал как сделал. С вечера созвонились с Виталиком и договорились встретиться в Краснодаре и вместе поехать домой. Время в запасе было, так что не строили планов по маршруту, решили ехать сколько будет ехаться, а по месту уже решать где остановиться. По Сочи впечатления неоднозначные - прибрежная часть города конечно красивая - но не такая большая как я думал, а в остальном - город как город.
День 14 - дорога домой. Будильник разбудил меня 5:15, хотя я был в полной уверенности, что ставил его на 4:00, но вроде бы разбудил только меня, а то 40 сожителей вряд-ли бы обрадовались такому раннему пробуждению. Быстро закинул шмотки, стартанул, в Дагомысе заскочил на заправку и решил сохранить чек, вдруг что, а то от Сочи до Москвы как раз чуть больше 1600 км. Сутра, пока ещё не особо жарко, я проскочил серпантин и быстренько долетел до Краснодара. С Витошкиным обусловились встретиться на заправке, как раз пока ждал его - позавтракал и немного отдохнул. Дальше ехали вместе, впринципе довольно быстро, особо даже нигде лицом не торговали. Договорились в Воронеже, ну или где-нибудь около, тормознуть покушать, как раз ждала должна была спать к тому моменту, но чуть проехав Каменск-Шахтинский, мотоцикл Витошкина скорректировал наши планы.
Вместо антифриза - эмульсия, температура на максималках, расширительный бачок выплёвывает все наружу... Короче, ежу понятно, что хорнету 3.14здец и на коленке не разобраться... Хорошо ещё, что недалеко от города - вызвали эвакуатор, погрузили мот и Витошкин повез его в транспортную компанию. Благо в этот же день с отставанием в несколько часов возвращались из отпуска его друзья, (которые чуть позже заберут его и благополучно подвезут до дома), так что я поехал дальше. Под Воронежем начало смеркаеться, жара спала и ехать стало гораздо легче, я приободрился и в итоге так до утра и не останавливался (не считая заправок). Около дома заехал на заправку, зафиксировал финиш и получается, что попутно выполнил ЖЖ. Собственно на этом поездка подошла к концу, мотоцикл в гараже, я пошел разбирать вещи и отсыпаться с дороги.