Войти Регистрация
Журнал Гараж Подбор мото Бренды Каталог Фирмы
Регистрация Войти
Электрика
Электронные фишки Ямахи в 70е
Гараж AlexanderSG
,
#0 на сайте с 0.
0
0 записей 0 записей 0 комментариев 0 комментариев
  >   Yamaha TX 500
8 0

Всем привет.

Немного пришлось повозиться с электрикой на моем ТХ500 1974 года, обнаружил интересную вещь: при снятии разъема лампы стоп-сигнала (аналогично при ее перегорании) на приборной панели начинает мигать специальная лампа. Раньше она загоралась при нажатии тормозов, то есть показывала, срабатывают ли концевик (механический выключатель используется только на заднем тормозе, на переднем же зачем-то поставили гидравлический).

Stop lamp горит при нажатии тормоза, при неисправности будет мигать, Oil горит так как мотор не заведен
Stop lamp горит при нажатии тормоза, при неисправности будет мигать, Oil горит так как мотор не заведен

К сожалению, в мануале не описано, что это за штука, лишь приведено, что есть модуль Lamp checker, по каталогу ставился еще на XS650 для американского рынка.

Пока искал описание системы проверки лампы, нашел, что на XS650 с конца 70х ставилось автоотключение поворотников и система резервного освещения. Стоит отметить, что на более позднем XS500 (по сути такой же мотоцикл, как и мой, только со странным дизайном) тоже было автовыключение поворотников. По каталогу это реле (1A0-83395-03-00) ставилось на очень много моделей Ямахи с 1976 года до начала 90х, например, на SR500 (с литыми дисками), почти на все модели XS, XJ и даже на SRX600 для американского рынка.

Система резервного освещения придумана для того, чтобы при перегорании спирали в фаре мотоцикл не ехал без света. При езде с включенным дальним светом и его выходе из строя, происходит автоматическое переключение на ближний и загорается индикатор неисправности. Если же вы ехали на ближнем, и он сломался, то дальний включается на пониженной мощности. В принципе эта штука не столь сложна электрически, как мне кажется.

 

С автоотключаемыми поворотниками все уже веселее. Логично, что проще всего сделать выключение по времени, но тогда, стоя на светофоре, эта система будет очень рано выключать сигнал. Ямаха заморочилась и поставила коробочку, которая анализирует скорость мотоцикла и при малых скоростях выключает поворотник через 150м после включения. На больших же скоростях идет включение на 10 секунд. Скорее всего, устройство этого реле непростое, вполне вероятно, что уже используются микросхемы.

Последних двух систем на моем мотоцикле нет, тем не менее, в нем была система индикации превышения скорости (довольно часто ставилась на внутренний рынок), правда ночью эта лампа очень ярко светила и в итоге я ее отключил и поставил панельку от американской приборки.

Еще из необычного на моем мотоцикле есть датчик износа колодок на заднем барабане (белый индикатор на тахометре). Но и здесь нельзя было просто так поставить датчик и лампочку: японцы решили сделать систему проверки исправности лампочки на панели: при запуске электростартера лампа загорается. Причем контрольная лампа подключена через диод, иначе датчик износа колодок при срабатывании включал бы стартер.

 

При этом в мануале особо этим фишкам не уделяется внимания. Больше всего расписывается устройство генератора, реле-регулятора и выпрямителя, хотя последние неремонтопригодные, зачем-то дана полная схема, а также принцип работы стабилитрона (или диода Зенера). Ямаха заявляет, что они впервые сделали IC-регулятор для мотоциклов. Зажигание же на ТХ500 кулачковое контактное, иногда может капризничать, да и чувствуется, что искра не очень сильная, поэтому я переделал его в контактно-транзисторное.

 

Написал AlexanderSG
,
#0 на сайте с 0.
0
0 записей 0 записей 0 комментариев 0 комментариев
  >   Yamaha TX 500 10 мая 2022 в 17:06 8 0
Yamaha
электрика
ретро
кастом
Поделиться
Рассказать
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Омоймот – это гид по российскому моторынку и место для свободного общения. Актуальные цены и модели, с возможностью подобрать и сравнить мотоциклы от официальных дилеров и коллективный интернет-журнал о мототехнике.

О проекте Пользователи Мотоциклы Правила сайта

© 2025

Все права защищены. Спасибо, что ссылаетесь на источник, распространяя материалы с сайта.

Следите за обновлениями через:

Поддержите нас!

Дизайн и разработка

Связаться с нами
Нашли ошибку? Информация для детей от шестнадцати лет
Фотографии, цены и характеристики мотоциклов могут отличаться. Уточняйте подробности у официальных дилеров. Не является офертой.

Рассказать друзьям про Омоймот

В FacebookВконтакте