1957 год, Ирбитский мотозавод представляет новый гоночный мотоцикл класса до 500 куб.см - М - 52С.
Ходовая часть - дальнейшее развитие М - 72, изменения коснулись передней вилки - ось колеса вынесена вперед и пружины теперь расположены внутри перьев , а не снаружи, как у М - 72. Новые свечи в задней подвеске увеличили ход колеса. Новые ступицы, тормозные механизмы.
Двигатель так же переработанный с максимальным использованием деталей от М - 72. При степени сжатия 9 ед. с объема 500 куб.см. сняли 35 л.с. при 6200 об/мин. Этого хватало, чтобы разогнать 170 килограммовый мотоцикл до 160 км/ч. По этим характеристикам мотоцикл не уступал лучшему мотоциклу тех лет BMW - R 37.
Новые карбюраторы К - 93 теперь имели индивидуальные поплавковые камеры. Сохранился воздухокорректор, управляемый манеткой на руле. Опережение зажигания так же корректировалось вручную.
Кадр из фильма "Опасные повороты" 1961год.
Выпускался М - 52с с 1957 по 1961 год, за это время выпустили 20 таких мотоциклов. Сейчас некоторые из них сохранились в музеях и частных коллекциях.
Мотоцикл из MOMU Mootorispordi Muuseum.
Мотоцикл из коллекции В. Шеянова.
М - 52С Н. Суши из Белоруссии.
Мотоцикл из музея в Ирбите. Мотоциклы, доработанные в Серпухове имеют маятниковую заднюю подвеску. Еще один из Москвы -
М - 52С из Москвы. Злые языки утверждают, что это реплика, искусственно состаренная. Не будем ничего утверждать.
М - 52С в Серпуховской обработке из Латвии. Это оригинал 100%.
М - 52С из музея В. Задорожного.
Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
Сейчас реплики М - 52С продаются за 150000 р. наверное, и это кому нибудь нужно.