Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 13: конец 50-х.

5

Соревнования по шоссейно - кольцевым мотогонкам приобретают огромную популярность, на гонки в Таллине приходят 200000 зрителей, появляются гоночные трассы в Ленинграде, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике. В 1959 году выходит на экраны фильм "Озорные повороты".  Мотозаводы развивают производство спортивных моделей - о них сегодня пойдет речь.

Коротко можно коснуться ижевских мотоциклов ИЖ - 57Ш , ИЖ - 500Ш. Они не были распространены из за небольших объемов выпуска, не составили серьезной конкуренции мотоциклам из Серпухова. Сейчас трудно найти упоминания и фотографии этих мотоциклов. К тому же их трудно идентифицировать, так как дизайн и ходовая часть не отличается от более поздних моделей гоночных ижевских мотоциклов. 

Размещу пару фотографий мотоциклов из Ижевска, не привязывая их к конкретной модели - 

Юдин Б. Д.

 

Серпуховский ЦКЭБ в конце пятидесятых представлен более ярко - своими моделями С - 159, С - 259, С - 358. В эти годы начинается плодотворное сотрудничество с специалистами Ява и ЧЗ, что значительно продвинуло конструкции серпуховских мотоциклов.

С - 358, второе поколение Серпуховских 350 кубовых мотоциклов, выпущено три или четыре единицы. Двигатель размерностью 60 на 61 мм развивал 40 л.с. при 9850 об.мин. Максимальная скорость мотоцикла составляла 175 км/ч.


 

Сейчас С - 358 можно увидеть в Риге, где он ошибочно называется С - 360. 


С - 159 это последняя модель мотоцикла ЦКЭБ в классе до 125 куб.см. Цилиндр очень напоминает цилиндр 250 кубового Ява, диаметр цилиндра 55мм, а ход поршня 52мм. - сейчас бы такой мотор назвали короткоходным. Развивал двигатель 19,7 л.с. при 12000 об/мин, хотя в этом есть сомнения. Лучшие мотоциклы класса 125 куб.см. того времени Жилера и МВ Августа имели по 18 и 20 л.с. Развивал мотоцикл 170 км/ч. Уже с завода на мотоциклах устанавливались пластиковые полуобтекатели.

 

Всего было построено восемь С - 159 в Серпухове. Интересно, что по чертежам С - 159 эти мотоциклы производились в Таллине, под руководством Uwe Soodla, назывались они "Эстония". Так же такие мотоциклы изготавливали в Харькове, в обществе "Трудовые резервы"  под руководством заслуженного мастера спорта Э. Лорент. Двигатели этих мотоциклов были изменены, например, на таллинском упрощен привод газораспределения, повышена жесткость коленвала, изменена форма кулачков распредвалов, повышена производительность маслонасоса. На харьковском так же усилен коленвал, КПП смазывается под давлением и т.д.

Другой мотоцикл из Серпухова - С - 259. Всего выпущено пять таких мотоциклов.

С - 259 на выставке в Лондоне, 1961 год.

Двухцилиндровый двигатель объемом 248 куб.см. с двумя верхними распредвалами, размерностью 55Х52 мм и мощностью 38 л.с. при 11500 об.мин разгонял 125 килограммовый мотоцикл до 190 км/ч. Цилиндры изготовлены из алюминиевого сплава с гильзами из высоконикелевого чугуна и наклонены на 10 градусов вперед.


 В тяжелой борьбе с иностранными гонщиками Н. Севостьянов завоевал первые места на  С -259 в Таллине и Риге в 1960 году.

С - 259 из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum в Таллине.

Сейчас трудно себе представить, чтобы какой либо завод запускал в производство столько моделей в течении двух - трех лет. Причем  мотоциклы эти были весьма успешными и на международных соревнованиях, а в Союзе им не было равных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5
Написал 16 апреля 2018 в 13:01
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии