Советские мотоциклы для ШКМГ часть 3: М - 80.

8

ГМЗ в Горьком был образован в начале Великой Отечественной, путем слияния эвакуированных Харьковского, Ленинградского, и Тульского мотозаводов. В 1946 году на заводе под руководством главного конструктора Н. Гудкина был создан первый гоночный мотоцикл, получивший индекс М - 80. Выпустили таких мотоциклов пять штук, однако эта страница нашей гоночной истории достойна упоминания. По всей видимости, единственный сохранившийся до наших дней М - 80 находится в Самаре у В. Шеянова.


М - 80 из коллекции В. Шеянова.
М - 80 из коллекции В. Шеянова.

 

Основные детали ,такие ,как рама, передняя вилка, были взяты от серийного М - 72, ходовая часть облегчена. Двигатель представлял собой картер от М - 72 и цилиндры и головки, повторяющие конструкцию  деталей BMW - R - 75 (по другим сведениям, это и были детали от BMW). Впускные каналы отполированы. Степень сжатия доведена до 9,5 ед., установлен распредвал собственной конструкции, мощность двигателя доведена до 40 л.с.  Двигатель М - 80.
Двигатель М - 80.


Два экземпляра машины передали по разнарядке спортобществу “Трудовые резервы”. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на одной из них абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч. В статье, посвященной этой победе Евгений Иосифович писал - "Советские гоночные мотоциклы скоро станут лучшими в мире". Легенда Советского мотоспорта Е . Грингаут.
Легенда Советского мотоспорта Е . Грингаут.



 

Сам завод по планово-экономическим показателям оставался худшим в Министерстве автомобильной промышленности (план производства выполнялся лишь наполовину, а себестоимость достигала 190 % от запланированной). В итоге 11 сентября 1948 года было принято постановление Совета министров СССР о расформировании Горьковского мотозавода. Производство М-72 в 1949 году было переведено в Киев, где он получил своё наименование- Днепр, куда отправилась большая часть оборудования, а также около сотни сотрудников ГМЗ. Наум Гуткин перешел на работу в ЦКЭБ в Серпухов.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Тип верхнеклапанный оппозитный

Объем двигателя, см3 746

Диаметр и ход поршня, мм 78 x 78

Мощность 40 л.с. при 6000 об/мин

Зажигание батарейного типа

Карбюратор К-37 – 2 шт.

Аккумулятор 6 В

Сцепление сухое

Коробка передач 4-х ступенчатая

РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА

Тип рамы стальная трубчатая

Передняя подвеска телескопическая

Задняя подвеска пружинная

Тормоза колодочные

Размеры колеспереднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов

РАЗМЕРЫ

Длина, мм - 2 050*

Ширина, мм - 810*

Высота, мм -1 000*

Колесная база, мм -1 400*

Клиренс, мм -150*

Высота сидения - 750*

Масса, кг -192

Упомянем так же 500 кубовый гоночный мотоцикл ГМЗ, о нем ничего не известно, осталось только одно фото.

 

 

  

8
Написал
oleg_poduzov 6 декабря 2017 в 11:31

Комментарии13

Крутой материал! Кстати, М80 нашелся еще один, насколько я помню. На мотозиме был, в процессе реставрации сейчас.

Fedotov 6 декабря 2017 в 20:38
0

А если этот, то, конечно, он больше похож. Только не понятно, что с ним хотят сделать. Если М - 72, то мотор другой надо. Если М - 80, то фара, руль, заднее крыло другие должны быть.

oleg_poduzov 6 декабря 2017 в 21:41
2

oleg_poduzov, точно не М72, там на картере отливка ГМЗ и, говорят, что картер именно родной, именно от него. А фару с рулем могли просто для наглядности повесить)

Fedotov 6 декабря 2017 в 23:12
0

Fedotov, так правильно, ходовая там и была от М - 72, их на ГМЗ и делали, и мотор тоже, разница только в головках, они на фото от БМВ, все правильно. Так и должно быть ,но тогда не понятно, зачем они гражданский обвес на него поставили, какого результата они хотят добиться. Если он останется таким, как на фото, то это будет М - 72 с немецкими головками ,нормально, как седло на корове примерно. Такого мотоцикла просто не существовало, но хозяин, как говорится, барин.

 

oleg_poduzov 7 декабря 2017 в 07:48
0

oleg_poduzov, посмотрим, что сделают) Но я думаю, что оперение с гражданского мотоцикла просто для посетителей поставили.

Fedotov 7 декабря 2017 в 09:26
0

Fedotov, думаю, поставили то ,что было проще найти. Кстати, разница М - 75, М - 75М, М - 80 с М - 72 не такая большая. Сейчас наши знакомые пытаются изготовить копии головок BMW R - 75, и в принципе ,изготовить реплику такого мотоцикла из М - 75 становится возможным. А там и до ретро гонок недалеко. Летом 2018 года планируется провести в Подмосковье заезд на гоночных советских мотоциклах ,правда, там поновее техника, 70 - 80х.

  

oleg_poduzov 7 декабря 2017 в 10:57
6

oleg_poduzov, очень интересно было бы взглянуть на такой заезд

Dns 7 декабря 2017 в 15:35
1

Fedotov, вот М - 72 от ГМЗ. Это совсем не редкость ,их не пять штук сделали. Если надо такой мотоцикл- осталось мотор поменять и будет все правильно. Если надо М - 80, надо менять обвес.

oleg_poduzov 7 декабря 2017 в 07:52
0

а если этот из Тулы, то мимо

oleg_poduzov 6 декабря 2017 в 21:43
0

Спасибо за интересные публикации!

Jackson 7 декабря 2017 в 02:11
0

Jackson, спасибо за спасибо!

oleg_poduzov 7 декабря 2017 в 07:48
1

Если обратить внимание на расположение головок на мотоцикле Шеянова, то можно заметить что они стоят под углом, на архивных фото видно что горизонтально. Делайте выводы, господа

MrV 10 декабря 2018 в 00:55
2

Вот это действительно серьёзный и интересный материал. Клас.

STALKER1978 10 декабря 2018 в 12:16
7
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: