ГМЗ в Горьком был образован в начале Великой Отечественной, путем слияния эвакуированных Харьковского, Ленинградского, и Тульского мотозаводов. В 1946 году на заводе под руководством главного конструктора Н. Гудкина был создан первый гоночный мотоцикл, получивший индекс М - 80. Выпустили таких мотоциклов пять штук, однако эта страница нашей гоночной истории достойна упоминания. По всей видимости, единственный сохранившийся до наших дней М - 80 находится в Самаре у В. Шеянова.
М - 80 из коллекции В. Шеянова.
Основные детали ,такие ,как рама, передняя вилка, были взяты от серийного М - 72, ходовая часть облегчена. Двигатель представлял собой картер от М - 72 и цилиндры и головки, повторяющие конструкцию деталей BMW - R - 75 (по другим сведениям, это и были детали от BMW). Впускные каналы отполированы. Степень сжатия доведена до 9,5 ед., установлен распредвал собственной конструкции, мощность двигателя доведена до 40 л.с.
Двигатель М - 80.
Два экземпляра машины передали по разнарядке спортобществу “Трудовые резервы”. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на одной из них абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч. В статье, посвященной этой победе Евгений Иосифович писал - "Советские гоночные мотоциклы скоро станут лучшими в мире".
Легенда Советского мотоспорта Е . Грингаут.
Сам завод по планово-экономическим показателям оставался худшим в Министерстве автомобильной промышленности (план производства выполнялся лишь наполовину, а себестоимость достигала 190 % от запланированной). В итоге 11 сентября 1948 года было принято постановление Совета министров СССР о расформировании Горьковского мотозавода. Производство М-72 в 1949 году было переведено в Киев, где он получил своё наименование- Днепр, куда отправилась большая часть оборудования, а также около сотни сотрудников ГМЗ. Наум Гуткин перешел на работу в ЦКЭБ в Серпухов.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип верхнеклапанный оппозитный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 x 78
Мощность 40 л.с. при 6000 об/мин
Зажигание батарейного типа
Карбюратор К-37 – 2 шт.
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы стальная трубчатая
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска пружинная
Тормоза колодочные
Размеры колеспереднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов
РАЗМЕРЫ
Длина, мм - 2 050*
Ширина, мм - 810*
Высота, мм -1 000*
Колесная база, мм -1 400*
Клиренс, мм -150*
Высота сидения - 750*
Масса, кг -192
Упомянем так же 500 кубовый гоночный мотоцикл ГМЗ, о нем ничего не известно, осталось только одно фото.
Крутой материал! Кстати, М80 нашелся еще один, насколько я помню. На мотозиме был, в процессе реставрации сейчас.
А если этот, то, конечно, он больше похож. Только не понятно, что с ним хотят сделать. Если М - 72, то мотор другой надо. Если М - 80, то фара, руль, заднее крыло другие должны быть.
oleg_poduzov, точно не М72, там на картере отливка ГМЗ и, говорят, что картер именно родной, именно от него. А фару с рулем могли просто для наглядности повесить)
Fedotov, так правильно, ходовая там и была от М - 72, их на ГМЗ и делали, и мотор тоже, разница только в головках, они на фото от БМВ, все правильно. Так и должно быть ,но тогда не понятно, зачем они гражданский обвес на него поставили, какого результата они хотят добиться. Если он останется таким, как на фото, то это будет М - 72 с немецкими головками ,нормально, как седло на корове примерно. Такого мотоцикла просто не существовало, но хозяин, как говорится, барин.
oleg_poduzov, посмотрим, что сделают) Но я думаю, что оперение с гражданского мотоцикла просто для посетителей поставили.
Fedotov, думаю, поставили то ,что было проще найти. Кстати, разница М - 75, М - 75М, М - 80 с М - 72 не такая большая. Сейчас наши знакомые пытаются изготовить копии головок BMW R - 75, и в принципе ,изготовить реплику такого мотоцикла из М - 75 становится возможным. А там и до ретро гонок недалеко. Летом 2018 года планируется провести в Подмосковье заезд на гоночных советских мотоциклах ,правда, там поновее техника, 70 - 80х.
oleg_poduzov, очень интересно было бы взглянуть на такой заезд
Fedotov, вот М - 72 от ГМЗ. Это совсем не редкость ,их не пять штук сделали. Если надо такой мотоцикл- осталось мотор поменять и будет все правильно. Если надо М - 80, надо менять обвес.
а если этот из Тулы, то мимо
Спасибо за интересные публикации!
Jackson, спасибо за спасибо!
Если обратить внимание на расположение головок на мотоцикле Шеянова, то можно заметить что они стоят под углом, на архивных фото видно что горизонтально. Делайте выводы, господа
Вот это действительно серьёзный и интересный материал. Клас.