В 1963 году (по другим данным, в 1961) в Серпухове на базе хорошо известного нам М - 52С был создан экспериментальный мотоцикл под индексом С - 51. Все основные характеристики можно видеть на картинке из архива города Ирбита.
Не сохранилось свидетельств того, что они участвовали в гонках и занимали какие то места, скорее всего, мотоцикл являл собой стенд для испытаний двигателя новой компоновки.
Сам двигатель имел необычную конструкцию и высокую литровую мощность.
Всего было выпущено три таких мотоцикла. Сейчас С - 51 можно увидеть в музее в г. Ирбит.
Напомню, что обороты максимальной мощности составляли 10000! Очень немало для оппозита 60х годов.
Мотоцикл С - 51 из Ирбитского музея признан памятником науки и техники 1 категории, национальным достоянием России. Его показывают на выставках и в музее он в постоянной экспозиции.
Неизвестно, сохранились ли еще где то такие мотоциклы, недавно в объявлениях о продаже появлялась коляска отдельно.
Ирбитский мотозавод в 1964 году выпустил свой новый гоночный мотоцикл М - 53С.
Использованы основные технические решения М - 52С, однако мощность 500 кубового двигателя возросла до 35 до 42 л.с., применены другие карбюраторы, из системы зажигания исчезло магнето.
Ходовая часть имела большие отличия от М - 52С. Совершенно новая рама обеспечивала низкий силуэт и лежачую посадку гонщиков. Задняя подвеска стала маятниковой, а передняя рычажной. Вес М - 53С увеличился на 30 кг по сравнению с М - 52С. Мотоциклы получили заслуженное признание на всесоюзных и международных гонках.
Объемы выпуска были небольшими, однако на исторических фото М - 53С иногда встречаются.
Упомянем о разработках Киевского завода. В двух экземплярах изготовили мотоциклы СШ -3. 750 куб.см. и пятиступечатая КПП, больше ничего неизвестно.
Неизвестно так же, насколько успешными на трассе были эти мотоциклы.
СШ - 3 на трассе.
Сейчас М - 53С сохранился Риге, в Rīgas Motormuzejs, к сожалению, сейчас он не экспонируется.
Этот мотоцикл несколько модифицирован, например, установлен гидравлический задний тормоз, и некомплектен - нет редуктора.
Его ошибочно иногда называют Стрела - 1, однако, у Стрелы другой двигатель при схожей ходовой.
Выпускался М - 53С до 1968 года, потом его сменил М - 63С "Стрела - 1", оппозитные мотоциклы с коляской полностью перешли в класс "до 650 куб.см.". В более мелкой кубатуре в лидеры вышли мотоциклы с двухтактными двигателями.