Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 21: Гоночные мотоциклы из Коврова.

14

Серьезно за работы по гоночным мотоциклам на Заводе им. Дегтярева взялись в конце шестидесятых годов. До этого разработки ограничивались созданием прототипов, которые в серию не шли. 

В этой статье использованы некоторые материалы Николая Тубаева - исследователя истории Ковровского завода, с сайта moto-kovrov.ru .

Например, можно упомянуть мотоцикл 1960 года К - 125СШ.

На мотоцикле впервые было применено много новых технических решений. Впуск был золотниковый, для двигателя созданы коленвал и ЦПГ. Мощность при степени сжатия 12 ед. составила 10 л.с. Впервые был применен полуобтекатель, руль типа "клип - он", вентилируемый передний тормоз, перемычка между стаканами передней вилки, пружины задних амортизаторов с прогрессивной характеристикой. Шины для мотоцикла разработал Ленинградский совнархоз, размер 2,5 на 19. При весе 92 кг мотоцикл разгонялся до 115 км/ч.

Был выпущен один экземпляр этого мотоцикла, он принял участие в соревнованиях в Тарту и Таллине, до наших дней он не сохранился. 

На базе мотоцикла «Ковровец-125 СШ» (спортивный шоссейный) в 1961 году был спроектирован мотоцикл с объёмом двигателя 175 куб. см. для шоссейно-кольцевых гонок «Ковровец-175 ШК» (шоссейно-кольцевой). Двигатель мощностью 14 л.с. разгонял 85 килограммовый мотоцикл до 125 км/ч, что в отчете об испытаниях было признано недостаточным, была поставлена цель довести ее до 150 км/ч. В 1961 году для внутризаводских испытаний были изготовлены три мотоцикла «Ковровец-175 ШК».

Ковровец-175 ШК

 

Можно упомянуть еще один ранний прототип - к сожалению, кроме фотографий, никакой информации не сохранилось. 

По фото можно только понять, что мотоцикл имел 19 дюймовые колеса, ступицы и тормозные механизмы, которые нашли применение на более поздних ковровских мотоциклах.

Левая крышка двигателя напоминает крышки, которые устанавливал на свои Серпуховский ЦКБ. Бак от дорожного Ковровца тех лет. Рама и детали обвеса уникальны и их можно увидеть только на этих фото. 

Первой моделью гоночного мотоцикла, выпускавшемся серийно, стал Ковровец - 175ШК. Увидевший свет в 1971 году, он выпускался по 1977 год и стал основным в своем классе.

Фотография из журнала "За рулем" 1970 года.

Рама мотоцикла изготовлена из стальных труб 30ХГСА. Передняя вилка аналогична вилкам дорожных мотоциклов с ограниченным 125мм ходом. Трубы вилки покрыты хромом толщиной 9 микрон. Ход заднего колеса 60 мм. Усилие на педаль заднего тормоза 35кг, на рычаг переднего тормоза 15кг. Использована Ленинградская резина  Л-169 с размером 3,00Х19 спереди и  Л-170 с размером 3,00Х19 сзади. 

За время производства мотоцикл модернизировался, поэтому можно выделить ранние и поздние версии.

Ранний Ковровец, виден глушитель, двуплечая педаль переключения КПП, "короткий" бензобак.

Возможность увидеть, как выглядел Ковровец ШК 1972 года ,мы имеем благодаря мотоциклу из Ковровского музея при ледовой арене. Завод передал новый мотоцикл музею, таким образом он не участвовал в гонках, не изменялся и не перекрашивался. 

На исторических фото Ковровцы можно видеть разные.

На этой фотографии спортсменки # 11 Valentina Sepala, # 7 Luule Tull. На мотоциклах уже установлены резонаторы.

 

На этом фото видно, что на мотоцикле Luule Tull резонатор установлен кустарно. Позднее их начали ставить вместо глушителя уже на заводе.

Ковровец на трассе.

Так же Ковровцы можно видеть на хронике 70х годов.

https://www.youtube.com/watch?v=uSZRUZ43WF4&t=1s

Ковровец 175 ШК стал первым массовым гоночным мотоциклом Завода им. Дегтярева после К - 125С и К - 55С2 пятидесятых годов. В основном они предназначались для юношей и женщин и были основой класса "175 Б" - спортивные мотоцкилы, выпускаемые серийно. Многие выдающиеся гонщики СССР выступали на Ковровцах. На жаргоне тех лет их ласково называли "коврик". Использование деталей серийных мотоциклов позволило наладить массовый выпуск и обеспечить спортсменов запчастями.

 

Сейчас Ковровцы ШК сохранились в частных коллекциях и в музеях.

Ковровец Martijn Stehouwer из Нидерландов.

Ковровец из Чехии.

Ковровец из музея Военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Ковровец на трассе любительских ретро гонок.

В 1977 году Ковровец 175ШК сняли с производства и заменили его Восходом ШК3. Но на соревнованиях он еще продолжал выступать и завоевывать победы. О Восходах ШК 3 и ШК4 мы расскажем в наших следующих публикациях.

14
Написал oleg_poduzov 25 октября 2018 в 11:28
  • 845
Рассказать
Комментарии1

Олег, поздравляем, ваша запись получает еженедельную премию для авторов Журнала!

Для получения пришлите на admin@omoimot.ru номер вашего мобильного телефона с почты, указанной в профиле.

Omoimot 30 октября 2018 в 19:38 Ответить
3
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии