Серьезно за работы по гоночным мотоциклам на Заводе им. Дегтярева взялись в конце шестидесятых годов. До этого разработки ограничивались созданием прототипов, которые в серию не шли.
В этой статье использованы некоторые материалы Николая Тубаева - исследователя истории Ковровского завода, с сайта moto-kovrov.ru .
Например, можно упомянуть мотоцикл 1960 года К - 125СШ.
На мотоцикле впервые было применено много новых технических решений. Впуск был золотниковый, для двигателя созданы коленвал и ЦПГ. Мощность при степени сжатия 12 ед. составила 10 л.с. Впервые был применен полуобтекатель, руль типа "клип - он", вентилируемый передний тормоз, перемычка между стаканами передней вилки, пружины задних амортизаторов с прогрессивной характеристикой. Шины для мотоцикла разработал Ленинградский совнархоз, размер 2,5 на 19. При весе 92 кг мотоцикл разгонялся до 115 км/ч.
Был выпущен один экземпляр этого мотоцикла, он принял участие в соревнованиях в Тарту и Таллине, до наших дней он не сохранился.
На базе мотоцикла «Ковровец-125 СШ» (спортивный шоссейный) в 1961 году был спроектирован мотоцикл с объёмом двигателя 175 куб. см. для шоссейно-кольцевых гонок «Ковровец-175 ШК» (шоссейно-кольцевой). Двигатель мощностью 14 л.с. разгонял 85 килограммовый мотоцикл до 125 км/ч, что в отчете об испытаниях было признано недостаточным, была поставлена цель довести ее до 150 км/ч. В 1961 году для внутризаводских испытаний были изготовлены три мотоцикла «Ковровец-175 ШК».
Ковровец-175 ШК
Можно упомянуть еще один предсерийный прототип-
По фото можно только понять, что мотоцикл имел 19 дюймовые колеса, ступицы и тормозные механизмы, которые нашли применение на более поздних ковровских мотоциклах.
Левая крышка двигателя напоминает крышки, которые устанавливал на свои Серпуховский ЦКБ. Бак от дорожного Ковровца тех лет. Рама и детали обвеса уникальны и их можно увидеть только на этих фото.
Первой моделью гоночного мотоцикла, выпускавшемся серийно, стал Ковровец - 175ШК. Увидевший свет в 1971 году, уже в 1972 году оп получил название Восход - 175ШК.
Фотография из журнала "За рулем" 1970 года.
Рама мотоцикла изготовлена из стальных труб 30ХГСА. Передняя вилка аналогична вилкам дорожных мотоциклов с ограниченным 125мм ходом. Трубы вилки покрыты хромом толщиной 9 микрон. Ход заднего колеса 60 мм. Усилие на педаль заднего тормоза 35кг, на рычаг переднего тормоза 15кг. Использована Ленинградская резина Л-169 с размером 3,00Х19 спереди и Л-170 с размером 3,00Х19 сзади.
За время производства мотоцикл модернизировался, поэтому можно выделить ранние и поздние версии.
Ранний Восход - 175ШК, виден глушитель, двуплечая педаль переключения КПП, "короткий" бензобак.
Возможность увидеть, как выглядел Восход - 175ШК 1972 года ,мы имеем благодаря мотоциклу из Ковровского музея при ледовой арене. Завод передал новый мотоцикл музею, таким образом он не участвовал в гонках, не изменялся и не перекрашивался.
На исторических фото Восходы можно видеть разные.
На этой фотографии спортсменки # 11 Valentina Sepala, # 7 Luule Tull. На мотоциклах уже установлены резонаторы.
На этом фото видно, что на мотоцикле Luule Tull резонатор установлен кустарно. Позднее их начали ставить вместо глушителя уже на заводе.
Восход - 175ШК.
Курьезное фото - Вадим Силов на Ковровце в снегу. На открытии гоночного сезона 1988 года в Каунасе пошел снег и гонки не состоялись.
Восход 175 ШК стал первым массовым гоночным мотоциклом Завода им. Дегтярева после К - 125С и К - 55С2 пятидесятых годов. В основном они предназначались для юношей и женщин и были основой класса "175 Б" - спортивные мотоцкилы, выпускаемые серийно. Многие выдающиеся гонщики СССР выступали на Восходах. На жаргоне тех лет их ласково называли "коврик". Использование деталей серийных мотоциклов позволило наладить массовый выпуск и обеспечить спортсменов запчастями.
Сейчас Восходы ШК сохранились в частных коллекциях и в музеях.
Восход - 175ШК Martijn Stehouwer из Нидерландов.
Восход из Чехии.
Восход из музея Военной техники УГМК в Верхней Пышме.
Восход на трассе любительских ретро гонок.
В 1977 году Восход - 175ШК сняли с производства и заменили его Восходом ШК3. Но на соревнованиях он еще продолжал выступать и завоевывать победы. О Восходах ШК 3 и ШК4 мы расскажем в наших следующих публикациях.
Олег, поздравляем, ваша запись получает еженедельную премию для авторов Журнала!
Для получения пришлите на admin@omoimot.ru номер вашего мобильного телефона с почты, указанной в профиле.