Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 21: Гоночные мотоциклы из Коврова.

14

Серьезно за работы по гоночным мотоциклам на Заводе им. Дегтярева взялись в конце шестидесятых годов. До этого разработки ограничивались созданием прототипов, которые в серию не шли. 

В этой статье использованы некоторые материалы Николая Тубаева - исследователя истории Ковровского завода, с сайта moto-kovrov.ru .

Например, можно упомянуть мотоцикл 1960 года К - 125СШ.

На мотоцикле впервые было применено много новых технических решений. Впуск был золотниковый, для двигателя созданы коленвал и ЦПГ. Мощность при степени сжатия 12 ед. составила 10 л.с. Впервые был применен полуобтекатель, руль типа "клип - он", вентилируемый передний тормоз, перемычка между стаканами передней вилки, пружины задних амортизаторов с прогрессивной характеристикой. Шины для мотоцикла разработал Ленинградский совнархоз, размер 2,5 на 19. При весе 92 кг мотоцикл разгонялся до 115 км/ч.

Был выпущен один экземпляр этого мотоцикла, он принял участие в соревнованиях в Тарту и Таллине, до наших дней он не сохранился. 

На базе мотоцикла «Ковровец-125 СШ» (спортивный шоссейный) в 1961 году был спроектирован мотоцикл с объёмом двигателя 175 куб. см. для шоссейно-кольцевых гонок «Ковровец-175 ШК» (шоссейно-кольцевой). Двигатель мощностью 14 л.с. разгонял 85 килограммовый мотоцикл до 125 км/ч, что в отчете об испытаниях было признано недостаточным, была поставлена цель довести ее до 150 км/ч. В 1961 году для внутризаводских испытаний были изготовлены три мотоцикла «Ковровец-175 ШК».

Ковровец-175 ШК

 

Можно упомянуть еще один предсерийный прототип-  

По фото можно только понять, что мотоцикл имел 19 дюймовые колеса, ступицы и тормозные механизмы, которые нашли применение на более поздних ковровских мотоциклах.

Левая крышка двигателя напоминает крышки, которые устанавливал на свои Серпуховский ЦКБ. Бак от дорожного Ковровца тех лет. Рама и детали обвеса уникальны и их можно увидеть только на этих фото. 

Первой моделью гоночного мотоцикла, выпускавшемся серийно, стал Ковровец - 175ШК. Увидевший свет в 1971 году, уже в 1972 году оп получил название Восход - 175ШК.

Фотография из журнала "За рулем" 1970 года.

Рама мотоцикла изготовлена из стальных труб 30ХГСА. Передняя вилка аналогична вилкам дорожных мотоциклов с ограниченным 125мм ходом. Трубы вилки покрыты хромом толщиной 9 микрон. Ход заднего колеса 60 мм. Усилие на педаль заднего тормоза 35кг, на рычаг переднего тормоза 15кг. Использована Ленинградская резина  Л-169 с размером 3,00Х19 спереди и  Л-170 с размером 3,00Х19 сзади. 

За время производства мотоцикл модернизировался, поэтому можно выделить ранние и поздние версии.

Ранний Восход - 175ШК, виден глушитель, двуплечая педаль переключения КПП, "короткий" бензобак.

Возможность увидеть, как выглядел Восход - 175ШК 1972 года ,мы имеем благодаря мотоциклу из Ковровского музея при ледовой арене. Завод передал новый мотоцикл музею, таким образом он не участвовал в гонках, не изменялся и не перекрашивался. 

На исторических фото Восходы можно видеть разные.

На этой фотографии спортсменки # 11 Valentina Sepala, # 7 Luule Tull. На мотоциклах уже установлены резонаторы.

 

На этом фото видно, что на мотоцикле Luule Tull резонатор установлен кустарно. Позднее их начали ставить вместо глушителя уже на заводе.

Восход - 175ШК.

Курьезное фото - Вадим Силов на Ковровце в снегу. На открытии гоночного сезона 1988 года в Каунасе пошел снег и гонки не состоялись.

Восход 175 ШК стал первым массовым гоночным мотоциклом Завода им. Дегтярева после К - 125С и К - 55С2 пятидесятых годов. В основном они предназначались для юношей и женщин и были основой класса "175 Б" - спортивные мотоцкилы, выпускаемые серийно. Многие выдающиеся гонщики СССР выступали на Восходах. На жаргоне тех лет их ласково называли "коврик". Использование деталей серийных мотоциклов позволило наладить массовый выпуск и обеспечить спортсменов запчастями.

 

Сейчас Восходы ШК сохранились в частных коллекциях и в музеях.

Восход - 175ШК Martijn Stehouwer из Нидерландов.

Восход из Чехии.

Восход из музея Военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Восход на трассе любительских ретро гонок.

В 1977 году Восход - 175ШК сняли с производства и заменили его Восходом ШК3. Но на соревнованиях он еще продолжал выступать и завоевывать победы. О Восходах ШК 3 и ШК4 мы расскажем в наших следующих публикациях.

14
Написал
oleg_poduzov 25 октября 2018 в 11:28

Комментарии1

Олег, поздравляем, ваша запись получает еженедельную премию для авторов Журнала!

Для получения пришлите на admin@omoimot.ru номер вашего мобильного телефона с почты, указанной в профиле.

Omoimot 30 октября 2018 в 19:38
3
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: