Вообще об этом уже все интересующиеся высказались. Я запоздал. Но не хотелось остаться безучастным к явлению, которое довольно сильно на меня повлияло.
"Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется" - Козьма Прутков
Не буду сильно нафталинить, но как без этого пожилому человеку. Так вот, авто/мото журналы я читал с детства. Было мне 10 лет, когда я впервые увидел журнал "За рулём". Этот момент запомнил на всю жизнь. Красочное издание с тонной новых знаний о том, о чём мечтало тогда большинство пацанов! Всё об автомобилях и всё в одном месте! Я был поражён и зачарован.
С того самого 97-ого вплоть до последнего времени (без малого четверть века и почти всю сознательную жизнь) это и многие другие издания стали мне, как родные. Учили, развлекали, иногда расстраивали, но неизменно были рядом. За это время я собрал коллекцию в пару сотен килограмм печати, которая сейчас радует мой взор стройными рядами журнальных "корешков" на стеллажах.
Такая привязанность была не только из-за содержания, но и по причине удобства журнального формата. Информация по теме, актуальная, и всегда можно было приобрести в любом ларьке. Ну и главное, что текст мне очень заходит. Мысль концентрированная, структура, минимум воды. И важно, что в своём темпе. Если надо - становился, перечитал, пропустил. Хотя в основном читал я от корки до корки... Особенно раньше. Потом стал всё больше пропускать. Что-то стало меняться. Возможно во мне, а может и не только. Но интерес мой стал угасать.
Если вы статодрочер типа меня и не готовы замечать очевидное без какого-нибудь графика, стоит хотя бы бегло посмотреть на цифры. Становится ясно - живые печатные издания и правда в глубоком кризисе. И не только пресса, но и книги. Однако есть детали.
Если спрос на журналы просто валится вниз в половину за 5 лет, то с книгами всё не так плохо. Спрос на печатные падает, но мощно растёт на электронные. И я охотно в это поверю. А вот электронные журналы кто-нибудь видел? Я лично не встречал хоть сколько-нибудь успешного.
При этом в целом, наш народ по-прежнему любит читать. Об этом говорит статистика, да и мои собственные наблюдения за людьми в транспорте.
Так в чём же дело? Неужели ютуб полностью заменил устаревший формат? Тут стоит разобраться, а почему собственно я, например, перестал покупать авто/мото прессу?
"Боевой листок должен быть боевым листком, ведь это же боевой листок!" - Армейский фольклор
Мне удалось осознать три причины.
Во-первых, заметно снизился объём инфы в них. Они тупо стали тоньше (например, тот же ЗР в начале 2000х представлял из себя солидное издание в 400 страниц, а сейчас брошюрка меньше сотки).
Но не количество главное конечно. Качество тоже упало. Детализация в сравнительных тестах, жесткость испытаний и критики, да и вообще присутствие свежих идей/проектов ощутимо снизилось. Журналам стало очень далеко до специализированных блоггеров в сети, среди которых даже попадаются на редкость толковые ребята.
Ну и третья причина - печать стало тупо сложнее приобрести. Подписка как была, так и осталась паршиво работающей. Киосков стало меньше, да и в тех легче купить колбасу, чем журнал "Мото", например. В непрофильных же магазинах журнальный отдел превратился просто в выставку открыток. Кстати про журнал "Мото" - в конце концов и изданий-то не осталось. В первую очередь мотоциклетных, но и автомобильным недолго осталось такими темпами.
В итоге мне стало просто лень гоняться за не самым интересным "контентом", да ещё и за свои кровные. Тем более, когда прямо в кармане ютуп, который, как опытный драг-дилер, подсовывает мне залипательную дурь про всё, что мне может быть интересно. Хош про заправку питбайка ацетоном, хош про сто способов замены мотюля на трёхтакном роторном V-твине, хош честный обзор каршеринговой шкоды от картавящего читателя википедии, а хош авторитетный Павидлыч обоснованно подберёт подходящее слово из 3х букв детально характеризующее очередную новинку от мировых производителей.
"Современный человек ничем не защищен от воздействия почти беспрерывного «шума»: радио, телевидение, вывески, реклама, кино — в основном это не просветляет, а затуманивает наш разум." - Эрих Фромм
Да, количество и разнообразие контента о по-прежнему любимых мною автомобилях и мотоциклах сейчас намного больше того, что мне под силу посмотреть. Даже в лучшие годы не было такой продвинутой прессы. Но какое-же днище всё это в большинстве своём. Как говорил классик - лучше ничего не знать, чем знать то, что не правда. Для меня ютуб не стал заменой журналам. Теперь, чтобы, например, составить для себя более-менее ясное мнение о какой-либо модели, мне нужно посмотреть с десяток растянутых роликов от непонятных людей с фрагментированной информацией и обязательной рекламой. Время на всё это уходит много, удовольствие сомнительное, а финальная картинка в моей голове всё равно размыта сомнениями.
Поток информации, который сейчас доступен – очень бурный и мутный. А выловить оттуда что-то ценное и собрать пазл теперь моя задача. Это то, что, конкретно для меня раньше делали уважаемые журналисты. Тут важны оба слова. Журналисты – т.е. обученные профессионалы в сфере работы с информацией и текстом. А уважаемые – потому что выражали командное мнение заслужившего за много лет признание издания. Таких изданий было не много, в том числе и потому, что объективных мнений об одном и том же не может быть много.
А вот субъективных может быть сколько угодно. И это хорошо. И не хватало этого раньше. Совершенно субъективные герои Top Gear тому подтверждение. Какой глоток свежего взгляда на автомобили показали эти ребята в своё время!
Но этот поток ярких непричёсанных мнений с каналов ютуба просто заглушил едва слышный на их фоне голосок отредактированных статей. Но добавив разнообразия, пёстрый блоггерский контент получился совершенно разрозненный. Уровень взаимного опровержения, непризнания, неприятия и даже агрессии просто запредельный. И ладно бы это было только проблемой автомобильного контента – там публика изначально очень обширна и потому слишком разная. Но и мотосообщество в сети не смогло сколь-нибудь массово объединится в под флагом общей идеи, мнения, авторитета. Чего стоят хотя бы присутствие миллиона очень похожих обзоров на одно и тоже от разных людей, наличие нескольких «открытий сезонов» и даже пляски одних на костях других, не вовремя выпилившихся коллег. Кризис доверия на лицо - вот, что ушло вместе с журналами и не смогло реинкарнироваться в сети. Во всяком случае так кажется мне, во всяком случае пока.
К чему, собственно, я всё это написал? У меня шкурный интерес. Говоря простыми словами, конкретно мне хотелось бы проще получать информацию. В понятном месте, чтобы не искать. И в формате текста, чтобы эффективней её воспринимать.
Но проблема поиска, в связи с засильем непроверенной информации, в наше время куда масштабней авто/мото темы. А вопрос приоритета видео над всем остальным уже давно не вопрос для создателей контента.
В итоге пока видимо остаётся только ЮТУП. А вместо получения удовольствия от чтения – работа с видеоинформацией за неимением альтернативы. Или я просто старый и ленивый?