Bajaj. Кевларовые стопы Индии. Пуна, Bajaj Chakan

6

Представьте, что у вас есть мотоцикл. И не просто мотоцикл, а любимый, желанный и гаданый. Суженый. А теперь представьте, что вам выпала возможность заглянуть в святая святых – место, где этот, конкретно твой, родной, обкатанный с первого километра мотоцикл, был собран.

 

В зобу спирало дыхание от предвкушения и немножко от алкогольного недосыпа, сопутствующего нашей группе все путешествие. Сопровождающих нас представителей индийской стороны ощутимо распирало от гордости за то, что им предстояло презентовать. Но камеры и телефоны попросили не доставать…

Секреты? Интриги? Расследования? Официальная версия казалась вполне разумной: собственные технологии, над которыми трудились собственные инженеры (а на Bajaj их работает около 1200, в то время как у конкурентов это число не превышает 400) производитель не хотел бы предавать огласке. Особенно делался упор на максимально высокотехнологичную оснащенность именно этого завода.

Но коммерческий шпионаж в настоящее время достиг практически вершины своего развития. Все воруют у всех, а китайцы, чтобы не терять квалификацию, временами для разминки даже сами у себя. Казалось бы, какой промышленный вред может нанести группа журналистов с совершенно иными задачами? Конечно, никто не скажет мне правду даже на седьмой бутылке Kingfisher, и даже на десятой (больше выпить не получалось либо у меня, либо у собутоппонента). Но сдается мне, что в кадр могли бы попасть не только те технологии, которыми индусам не хотелось делиться с конкурентами, но и те, которыми конкуренты не хотели делиться с индусами. Впрочем, не женское это дело, строить такие предположения, поэтому вместо секретов производства я попросила поделиться со мной секретом приготовления острой курицы карри.

На производственной линии завода Chakan у меня возникло ощущение стерео-раздвоения. Она адаптирована для сборки как КТМ, так и Pulsar. Обе модели мелькали в воображении, сменяя друг друга как в объемном 2D-календарике из советского детства.

Система контроля качества на конвеере была выше моего понимания. Сопровождающий нас инженер подробно рассказал о более чем ста точках контроля (причем специально для меня – аж два раза два раза), и все равно я не поняла, каким образом система контролирует даже такие вещи, как усилие, с которым должен быть закручен болт. Каждый раз, когда кто-то на линии недотягивает или придумывает иной способ закосячить, конвеер останавливается до тех пор, пока накосячивший не исправит недоработку и не произнесет мантру «оум» трижды, дабы вернуть в равновесие как свою карму, так и карму рождающегося под его руками мотоцикла.

На конвеере в Чакане работают преимущественно женщины. Дело не только в том, что в процессе не нужно прилагать значительных физических усилий. Весь инструмент для процесса сборки полностью автоматизирован, нет на них русской бабы с гаечным ключем и механическим шуруповертом. Индианки даже не портят себе маникюр! Просто считается, что пальчики у женщин более чувствительные и нежные. Индусы находят это важным и полезным при сборке высокотехнологичной техники.

 

Всю экскурсию я уговаривала нашу группу захватить на память с завода хотя бы по  одной деталюшке, предвкушая собрать по возвращению новый мотор для «Кота». Но, дойдя до конца конвеера, увидев его уровень контроля качества, инструмент для сборки, больничную чистоту цеха, я сказала себе: «Уймись. Новый мотор не понадобится тебе еще очень долго. Масло только не забудь поменять перед сезоном, курица ты забывчивая». Ну и потом, в тот момент шла сборка мотоциклов для американского рынка, для которого некоторые детали являются специфическими.

Чуть в стороне простиралось небольшое поле готовой продукции, от которой становилось апельсиново в глазах и тепло на сердце. «Наверно это мой рай», урчало подсознание из неконкретизированного места моего организма.

 

Остро чувствовалась кастовость заводов и изготовляемой ими техники. В Аурангабаде, на Bajaj Waluj, обслуживаются потребности массового сегмента потребителей мототехники. В Пуне, на Bajaj Chakan, продукт идет уже для более требовательного покупателя, подсевшего на маркетинг, но не забывающего требовать за свои деньги не только шашечек, но и чтобы ехало. И было очевидно, что индусы прекрасно это понимают, оптимизируют и разделяют не только маркетинговую, но и производственную политику.

Остается вопрос: ну и когда уже про сами мотоциклы?...

 

6
Написалa
rury 18 мая 2017 в 07:51

Комментарии4

Шапочки на моторах смешные=)

Fedotov 18 мая 2017 в 11:32
0

Fedotov, чтоб ни волоска не упало с головы той...)

rury 18 мая 2017 в 19:00
0

rury, я правильно понимаю, что если в моторе КТМа найдется волос, можно идти в байкленд и просить его поменять?)

Fedotov 18 мая 2017 в 19:15
0

кого, волос?)

rury 19 мая 2017 в 04:38
1
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: