Кто-то катаясь на мотоцикле «откладывает кирпичи», а я этим летом регулярно в мокрых труселях.
Точнее труселя бывали мокрыми и раньше, например, в, вспоминаемом лишь отрывками, младенчестве. Однако в этом году проблема мокрых труселей беспокоить меня стала настораживающе часто.
Мокрые труселя на просушке
Врачи, как оказалось, в этом недуге помочь мне ничем не смогли. Поэтому занялся самодиагностикой и самолечением по Интернету.
Диагноз поставлен: мокрые труселя.
Причину также обнаружил достаточно быстро.
Интимные места дождевика хуже друшлака
Протекает дождевик в самом интимном, так сказать, месте, что ставит под угрозу как мой комфорт и безопасность, так и здоровье будущих поколений. Дождевик не абы какой, а аж SPIDI H2-Rain, за 10000 дообвальных рублей. Кстати куртка великолепна, а вот штаны всегда вызывали сомнения.
После этого с помощью всезнающего Интернета постарался выяснить, как это заболевание лечить. Проведя в поисках не меньше, чем врачи проводят, склонившись над неясным больным в операционной, понял, что страдают недугом мокрых труселей не только мотоциклисты, но и рыбаки, любители походов и даже простые граждане, не обремененные экстремальным досугом.
Однако, несмотря на это единого всенароднолюбимого рецепта не существует, за исключением лечения парами «момента» или «калоши».
Поэтому Мотозануда вновь решил взяться за науку и написать диссертацию на тему лечения мокрых труселей:
«Лечение мокрых труселей, на примере протекающего мотодождевика»
Диссертационное исследование на соискание степени
мотозануды
Часть I. Литературный обзор.
В далеком 1985 году на теорритории СССР в действие был введен межгосударственный стандарт «Плащи мужские для защиты от воды» (ГОСТ 12.4.134-83). Пункт 2.4.7. этого ГОСТа гласит, что «По требованию потребителя швы в изделиях из прорезиненных тканей и материалов с покрытием могут быть герметизированы. Швы в плащах для рыбаков должны быть проклеены.»
ГОСТ 12.4.134-83 не раскрывает секрета герметизации или проклейки швов. Поэтому обратимся к ученым. На стр. 104 учебника «Технология швейных изделий» (Технология швейных изделий: учебник / Н.Н. Бодяло [и др.] – Витебск: УО «ВГТУ», 2012. – 307 с. ISBN 978-985-481-284-7 [ссылка для ознакомления]) учёные пишут:
«Герметизация швов достигается промазыванием их жидким клеем, проклеиванием специальными пленками, лентами или сваркой срезов шва. Проклеивание швов с целью их герметизации осуществляют на материалах с резиновым покрытием, а сварка – на материалах с термопластичным полимерным покрытием. Способ герметизации швов жидким клеем состоит в следующем: сначала шов протирают бензином, затем покрывают несколько раз клеем и высушивают. Все это выполняется вручную, поэтому способ не имеет широкого распространения в промышленности.
Наиболее распространенным способом герметизации швов является проклеивание их специальной пленкой или лентой. Клеевую ленту прокладывают по ниточному шву, а затем проклеенный шов выдерживают для полной вулканизации клея в течение 24-48 часов.»
Теперь, немного разобравшись в теории и поняв основные подходы к лечению «мокрых труселей» перейдем к конкретным лечебным средствам.
Помимо перечисленных способов существуют и комбинированные способы. Например, сварка с последующей проклейкой.
Часть II. Практическая
После литературного обзора стало понятно, что вначале нужно определить из какого материала сделан дождевик. После этого уже решиться либо на клейку, либо варку.
В моем случае это неизвестный материал для штанов, и полиамид и полиэстер для куртки. Соответственно, применяемое лечебное средство не должно приносить вреда этим двум материалам.
Качественный и количественный состав ткани куртки
Поразмыслив, что варка полимеров, тем более не известных принесет больше вреда, решил всю экспериментальную часть посвятить клейке.
Герметизация с помощью специальной пленки
Способ применяется в промышленности в виду его технологичности и быстроты реализации. Не нужно ждать высыхания. Машинный способ почти исключает человеческий фактор.
Процесс на производстве наглядно продемонстрирован на этом ролике:
Расходным материалом является полимерная пленка на одной стороне которой нанесен термоклей, расплавляющийся под действием горячего воздуха. Пленка может различаться по следующим характеристикам:
1. Толщине – 0.08 мм, 0.1 мм, 0.2 мм.
2. Ширине – 1 см, 2 см, 2.5 см.
3. Материалу – полимер, полимер на тканой основе, ткань.
4. Цвет – прозрачная, черная, белая.
200 метров шириной 2 см и толщиной 0.1 мм.
Для проклейки дождевика лучше использовать ленту минимальной толщины. В этом случае шов получается более гибким и залом ткани на границе герметизирующей ленты менее выражен.
Ленты продаются в бобинах по 200, 140, 80 и 40 метров. Зависит это от материала ленты. В среднем бобина самой дешевой ленты из полимера шириной 2 см и толщиной 0.1 и длиной 200 метров стоит около 600-700 рублей (цена на 25.06.2017). Иногда продается в розницу от 15 рублей и выше за 1 метр. Причем в розницу найти сложно, что вызывает некоторое удивление для бизнеса приносящего 200% прибыли как минимум, а при оказании услуг по герметизации и того выше.
Есть еще подозрение, что ленты могут отличаться по температуре применения, но это лишь догадка.
Как правило, полимерная лента толщиной 0.1 мм имеет рабочую температуру около 150-160 градусов. Соответственно, применение герметизирующей ленты возможно на дождевиках, как правило, изготовленных из материалов, которые имеют температуру плавления выше 200 градусов С.
Например, в моем случае температура плавления полиамида - 215 градусов С, а полиэстера - 260 градусов С.
Для работы с лентой в домашних условиях понадобится:
1. Утюг.
2. Деревянный брусок.
3. Лист бумаги.
4. Полотенце или мягкий кусок ткани по желанию.
Технология нанесения ленты проста:
1. Утюг прогреваем до 140-150 градусов, контролируя термометром.
2. Если возможно очищаем поверхность с помощью обезжиривателя (иногда это не возможно. Например, если герметизируемая часть матерчатая. В этом случае просто очищаем от грязи).
3. Кладем шов, который нужно загерметизировать, на брусок (который можно покрыть мягкой тканью (например, полотенцем).
4. На шов кладём ленту клеевым слоем на шов.
5. Сверху кладем бумагу (бумагу можно прикрепить на утюг с помощью скотча.
6. Гладим по бумаге прогретым утюгом (лучше кончиком или боком подошвы и постоянно следим, чтобы бумага не порвалась и утюг не прожег ткань). Время воздействия 3-8 секунд. При необходимости нагрев повторить.
7. Убираем утюг и через бумагу руками разглаживаем место склейки, чтобы ткань не сжалась, а заодно этим остужаем шов.
Критерием правильного применения является прилипание ленты по всей поверхности. Контролируется это равномерностью цвета приклеенной ленты. Правильно приклеенная лента выглядит как будто немного расплавленной.
Хорошо приклеенная лента
По центру внизу видно место, где лента не приклеелась и будет течь
После приклейки помните немного шов с приклеенной лентой. Если приклеили недостаточно хорошо, то лента отслоится и нужно повторно пройтись утюгом (возможно температура подошвы слишком низкая.
В критичных местах можно наклеить несколько лент внахлест. Это позволяет сделать герметизацию надежнее.
Интимное место дождевика. Справа от перекрестка три лента наклеенный внахлёст
При самопроизвольном отрыве ленты от материала иногда возможна повторная проклейка (пока не попала грязь). Этим свойством ленты можно воспользоваться. Например, оторвалась лента. Не нужно стараться ее приклеивать с помощью клея. Можно попытаться приклеить оторвавшийся участок повторно.
Пример ремонта отслоившейся ленты
(слева- до ремонта; справа - после повторной проклейки)
Преимущества использования герметизирующей ленты:
1. простота,
2. надежность проклейки,
3. ремонтопригодность.
Недостатки:
1. недостаточная степень адгезии с основой и как следствие отклеивание (чаще это из-за неверно подобранной температуры нагрева);
2. Фактически продается только в большим метражом.
3. Риск прожечь ткань.
4. Не применим для дождевиков из ПВХ!!! (температура плавления ПВХ от 150 градусов С).
Герметизация с помощью «синей изоленты»
Отправляющимся в путешествие мотоциклистам всегда рекомендуется взять с собой два проверенных универсальных ремонтных приспособления: синюю изоленту и армированный скотч.
Для этого метода подойдет почти любой скотч. Даже желтого цвета.
Дождевик не исключение и его также можно отремонтировать с помощью этих универсальных средств. Ну конечно не совсем синей и не совсем изоленты, но армированный скотч с особо сильным (встречал такое на этикетках) клеящим составом вполне себе хороший метод как временной, так и постоянной меры против мокрых труселей. В принципе, как временное решение, подойдет любой скотч достаточной ширины
Герметизация с помощью жидких клеев
Если при приклеивании герметезирующей термоленты основновная опасность это прожечь или расплавить основной материал, то при использовании жидких клеев – растворить. Поэтому нужно попробовать клей и дождевик на совместимость в некритичном месте.
Недостатками этого способа, по сравнению с лентой, являются:
1. Скорость нанесения – она значительно ниже, даже в домашних условиях.
2. Длительный процесс – как правило, нужно время на сушку от 2 до 24 часов.
3. Качество – сложно контролировать герметичность в процессе нанесения, что часто приводит к перерасходу материала либо необходимости повторной герметизации.
4. Скорее всего, после такой герметизации невозможно будет применить герметизирующую термоленту (слишком уж сложно оторвать некоторые клеевые составы от ткани).
Преимущества по сравнению с лентой:
1. Расходный материал есть везде.
2. Минимум инструментов.
3. Простота выполнения.
4. Высокая ремонтопригодность в любом месте.
Для ровной герметизации можно предварительно вдоль шва нанести малярный скотч. В этом случае края герметизирующего покрытия будут ровными.
Силикон+Калоша
Самый распространенный народный вариант.
Нужен санитарный (благоухающий уксусом) герметик
Методика нанесения: берем санитарный герметик (который воняет уксусом). Растворяем его примерно 1/1 в Уайт-спирите или «Калоше» до состояния «жидкий кисель». Обезжириваем место проклейки. Наносим с помощью неширокой (примерно 1 см) кисти приготовленный «кисель» на шов, как с внутренней, так и наружной стороны. Обработку повторяют 2 раза. Каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего.
Недостаток – на некоторых тканях силикон не держится совсем. Впрочем, не стоит принимать этот недостаток в серьез, ведь все случаи неудач «объясняются» в Интернете исключительно либо не чистым силиконом, либо поддельным Уайт-спиритом. Так что отоваривайтесь в проверенных местах!
Также шов нужно периодически обновлять, а со временем удалять силикон целиком и наносить заново.
Жидкая латка
По составу это ПВХ, разведенный растворителем до жидкой кондиции. Очень текучая по консистенции и быстросохнущая смесь. Есть различных цветов. На штаны нужно 2-3 тюбика по 20 г.
Жидкая латка разноцветная
Если дождевик сделан из ПВХ или этим материалом выполнен герметизирующий слой, то это наверное лучший вариант для герметизации шва. Однако и для дождевиков из других материалов вариант очень неплох. Во-первых, из-за хорошей адгезии. Во-вторых, из-за текучести. Проникая в дырки и пропитывая нитки шва герметизирующий слой держится достаточно хорошо.
Методика нанесения: выдавливаем тонкую дорожку вдоль шва и ровняем кистью или шпателем втирая состав в шов с внутренней стороны. Если цвет состава совпадает с цветом ткани или надежность важнее эстетики, то обработку повторяем снаружи.
Недостаток – идеален только на дождевиках из ПВХ. Но в некоторых случаях этот недостаток можно устранить, если сначала нанести латку очень тонким слоем, а после нанести основной слой. В этом случае, по непонятной мне причине, жидкая латка схватывается с материалом мертвой хваткой.
Может использовать как экспресс ремонт дождевика в полевых условиях – время затвердевания нетолстого слоя около часа.
Универсальные клеи
Их великое множество на вкус, цвет и запах. Это и «Момент», это Мастер клей Kleyberg, резиновый клей и т.д.
Клеи бывают разные
Основные требования:
1. Высокая текучесть (способность проникать в дырки шва и пропитывать нитки.
2. Эластичность после застывания.
3. Хорошая адгезия к материалу.
Методика нанесения: такая же, как и жидкой латки.
Жидкая резина
Про этот способ прочитал где-то на просторах Интернета.
Попробывал. В принципе способ рабочий, но есть две особенности:
1. Первый слой должен быть очень тонким - соответственно наносить нужно два раза.
2. Очень легко снимается - следовательно не долговечен.
По своему опыту рекомендовать этот способ не могу.
Часть III. Выводы.
Самый технологичный и надежный способ – герметизирующая термолента. Просто, быстро, но сложно достать саму ленту в наличии в небольших объемах.
Самый простой – герметизация с помощью универсальных водостойких клеев. Просто, быстро, но долго.
Еще в мокрых труселях, где-то недалеко от Углича
Однако ничего вечного нет под луной и мокрые труселя, когда-нибудь вернуться, но не надолго. Способы лечения уже известны!
Список литературы для дополнительного изучения:
http://blog.grampack.ru/2013/06/germetizaciya.html - тут толково про герметизацию швов.
http://youtu.be/O-9iTCY4IMM - тут о том как работать утюгом при наклейке ленты.
Оригинал поста:
Обсуждение первоначальное: http://moto-ru.livejournal.com/10674934.html
Отличная статья! Думаю коллектив будет не против присуждения степени мотозануды!
snt, Коллектив пока молчит, но я, как соискатель, только за!
Человек на фестивале поделился идеей с герметиком и калошей, правда разводил он в пропорции 1 часть герметика к 5 частям калоши и обрабатывал палатку, но способ работает и годится в том числе для палаток с вот такими особенностями