Пока мы тут сидим за рулём 10, 15, 20-летних мотоциклов и радуемся таким простым и приятных мелочам как АБС или инжектор, покупаем древние навигаторы за десятки тысяч рублей или специальные пуленепробиваемые смартфоны, в наших карманах серьёзные мобильные ПК с серьёзными возможностями простаивают, знаете ли. Привет, я NoAdO и я — адекватный мотоциклист =) Я это помню так что вам не обязательно. Сегодня расскажу своими словами об Android Auto, Apple CarPlay, сумрачном китайском гении и при чём тут вообще мотоциклы. Владельцы старых автомобилей, подсаживайтесь вон там с краю, оно может и вам будет интересно.
Краткий экскурс. Android Auto и CarPlay устроены примерно одинаково. Головное устройство в автомобиле позволяет телефону подсоединиться к нему и запускает специальный лаунчер, отдельный домашний экран, не зависимый от основного экрана телефона. Он сделан намеренно упрощённо для простоты управления за рулём и там работают только те приложения, поддержку которых реализовал производитель самого приложения. То есть это зависящая от телефона функция, но не просто дополнительный экран. Хм, давайте для краткости я буду писать АА, имея в виду Андроид Авто, ладненько? Так вот, такая «фича» есть в современных авто и только в самых навороченных мотоциклах, но я сейчас покажу как сделать красиво хоть на Honda CB400 старше вас, хоть на Bajaj Pulsar для индийского рабочего.
Почему не основной телефон как навигатор?
Не знаю как вы, а мне с навигацией ездить удобно. Оно можно и телефон вешать на руль, да. Но вам нужен влагозащищённый телефон или чехол. Вы должны быть уверены что телефон там не промокнет и не вылетит из крепежа. Вы знали, что последние айфоны дохнут камерой от вибраций мотоцикла? Уверены что ваш новенький смарт так не сделает? Я — не уверен и не хочу быть тем кто это обнаружит. Купить SP connect или Quadlock? Да-да. Если у вас не айфон и не популярный самсунг, для вас чехла не будет. Максимум наклейка, которая меня лишит беспроводной зарядки. К слову, оригинальный SP connect в сборе стоит больше чем девайс о котором я никак не начну рассказ, а ведь в этом крепеже мозга ни на грамм. В перчатках мотоциклетных удобно наверно с телефоном работать, да? В общем проблем хватает.
Купи бронебойный кирпич, чё ты не как все
Прошу ещё буквально минуту потерпеть, всё это длинное вступление важно, потому что каждый раз при обсуждении я отвечал на одни и те же вопросы. На эти вопросы. Так вот, отдельный телефон для навигации это тоже неудобно. Нужно купить ещё симку и платить за неё каждый месяц. Или следить вручную чтобы карты были актуальные и всякие базы камер. Зарядка тоже вопрос, влагозащищённая зарядка разве что беспроводная, в бюджетных кирпичах её нет. Крепление тоже всё равно надо. Бронебойный телефон 10ка, беспроводная зарядка в клеплении ещё пару тысяч и минусы что я перечислил сверху. И вот я прихожу к тому что мне не нравится ни то ни другой вариант. А что тогда?
Наконец-то, начинаем.
Комплект поставки
Устройство называется MAXCA C5 Pro и я выбрал его из кучи одинаковых по единственной причине — продавец шёл на контакт и ответил на все вопросы. Они примерно одинаковые по ТТХ и по цене на январь 2023го стоят все около 11 тысяч рублей. Устройство поставляется в аккуратной коробке с графикой, можно использовать как подарок. В комплекте сам девайс, кредл / докстанция, кабель для запитывания в USB, кабель для запитывания от 12V и крепление RAM Mount, естественно копия. Сверху — кнопка выключения.
Основное питание подается через док-станцию, собственной батарейки устройство не имеет. Боковая крышка на 2 болтах, там слот для microsd карты и разъём для подключения смартфона по проводу, хотя устройство умеет в беспроводной АА. Есть стилус, но экран нормально реагирует на пальцы, в том числе в перчатках. Девайс держится в док-станции за счёт верхней защёлки и болта. Продавец рекомендует всегда закручивать болт… на всякий случай.
Такого комплекта должно хватить на установку в любых условиях. Шар RAM Mount держится на 4 болтах но под пластиной есть некий «типовой» крепёж для чехлов телефонов на мотоциклы, а вместо RAM площадки можно привернуть что-то другое. Продумано, большой выбор вариантов. Даже отверточку дали и запасных болтиков
Включение, основное меню
Сразу хочу оговориться: некоторые фотографии выглядят нечёткими, поскольку сделаны с плёнкой или на ходу, задваивания картинки у самого экрана нет, яркость хорошая. Похоже, на экране защитная плёнка. Включение устройства происходит автоматически при подаче питания. ОС головного устройства — некий Linux, без подробностей. Меню небольшое, устроено по «мобильному» принципу. Настройки скрывают базовые вещи типа Wi-Fi и Bluetooth имени девайса, языка и даты-времени. Русский язык есть, дата-время бесполезны, устройство их не запоминает. Это не страшно, они подтягиваются с мобильника, но такая «экономия на спичках» выглядит странно. А вот что точно не выглядит странно, так это возможность зацепить гарнитуру шлема к головному устройству. Это оценят все кроме владельцев Cardo, Sena и аналогичных устройств, требующих управления со смартфона. Впрочем, у крутых гарнитур есть опция подключения второго Bluetooth-девайса, типа навигатора. Можно использовать её. Я протестил — работает. А вот просто отправить весь звук с телефона в шлем без участия АА мне почему-то не удалось.
В меню есть общий сброс. Во первых он спросил с меня пароль которого я не ставил. 123456 подошло, возможно всё бы подошло. Во вторых, он не сбросил пейринги, то есть «удалять» устройство друга что попросил поиграться надо с обеих сторон, и в Wifi и в Bluetooth. Ещё из интересного — я смог поменять имя Bluetooth но не имя WiFi сети.
Работа с Android
Процесс подключения выглядит предельно просто: запускаете ярлык на рабочем столе, телефоном ищете Bluetooth-устройство что подсказывает экран, сопряжение, готово. При первом запуске это нужно сделать вручную и выдать приложению на телефоне всякие разрешения. Дальше подключение происходит полностью автоматически.
Основное меню при подключённом Android Auto выглядит так. Отображаются все приложения с телефона, которые умеют работать с Android Auto. Принцип работы предельно прост — никаких «последних приложений». Одно активное, внизу плеер если есть, в колокольчике уведомления. Справа в верхнем углу — информация о телефоне: его заряд, сеть. Ну и погода до кучи.
Карты отображаются… да нормально они отображаются. Да, элементы преувеличенно крупные, нельзя «щипком» управлять масштабом (только кнопки), но под руки в перчатках — самое то. Я попробовал перчатки Alpinestars и Five — работает и с теми и с теми. А вот дождевые теплые Alpinestars почему-то не сработали. С зимними вязанными — тоже работает. Маршрут можно строить привычным способом: по истории, набрав текстом или наговорив голосом. Настроек поменьше, чем в основном устройстве, настройки основного устройства учитываются. Навигатор слегка «задумчив» при перемещении карты, но в остальном дискомфорта в работе нет.
Если вы не любите Яндекс.Карты то вот Гугл.Карты. Конечно же, работают. Maps.me на айфоне, к слову, тоже.
Так выглядит открытое уведомление из колокольчика. Уведомления показываются, АА умеет их голосом читать и можно наговорить ответ.
Аналогично работает и стрелка, показывает только всплывающие уведомления. Так что если вы привыкли лихачить, посматривая на экран в поисках предупреждения о камерах, у меня для вас плохие новости. Звук есть, «поверх всех окон» нет. Мне не помешает. Отрадно что Стрелка работает.
Предыдущие вызовы и работа со звонилкой — тоже ОК. Сообщения мне не показало, но я перепрошивал телефон с внутрикитайской прошивки на «европенизированную» чтобы завести АА, так что может поэтому. Да, телефон это Xiaomi. Мероприятий у меня на сегодня и правда не было, но сама возможность смотреть календарь.. забавно. Стоишь такой в пробке в экипе, обтекаешь, планируешь деловые встречи.
PowerAMP как пример плеера поддерживается, можно листать треки, видеть обложки и даже заниматься каким-то более продвинутым управлением. Обратите внимание, когда плеер на полный экран, карты «в готовности».
А что у Apple?
Да всё примерно также, только со спецификой ОС. Для начала, сразу оговорюсь: у меня нет айфона и я не совсем в курсе как там что работает, так что могу упустить что-то интересное. На экране выше Maxca это выход на рабочий стол. Остальное — приложения с айфона.
Айфон сохраняет идеологическую структуру своей ОС в CarPlay. Например, настройки тут, как и на телефоне, это сборник разных настроек, хоть и меньшего размера чем в оригинале. То что на вытянутом по горизонтали экране шторка сбоку — стилистически удобней. Зато тут нет иконки сети, только заряд батареи.
Также как и у Android тут звонки и сообщения, интеграция с Siri.
Карты могут работать как в полноэкранном, так и в двойном режиме с виджетами.
Выводы
В итоге, если нужен навигатор на руль с онлайн возможностями и без возни с дополнительным телефоном.. мы получаем даже больше. Это полноценный комбайн АА для мотоцикла. Впрочем, автомобилисты в сторонке сидели тоже не зря — такие устройства выпускаются и в форм-факторе для авто, хоть отдельно хоть встройкой.
Работает ли конкретное приложение с Android Auto или CarPlay, можно выяснить отдельно, важно другое. Китайцы действительно смогли сделать софт, который 2 телефона не смогли отличить от настоящего автомобильного. Оно работает также, даёт те же возможности — и это здорово! Так что если вы боялись за свой телефон, но и не хотели полностью отдельное устройство — это выход. Стационарное питание, влагозащита, возможности основного телефона пусть и в упрощённом виде — не жалею что купил это устройство.
По крайней мере сейчас не жалею. Есть и нерешённые вопросы. Телефон что общается с головным устройством — не спит. А значит он тратит батарею. Последний час устройства лежат у меня втроём — телефон выключен, в гарнитуре играет музыка, АА показывает карту навигатора. За час я потерял 7% заряда телефона. Это не режим ожидания, но и не критический разряд. Надо понимать что на ходу при активном GPS разряд скорее всего будет больше и для поездки на весь день вам потребуется powerbank для телефона или другое питание, например в кофре. То есть это не идеал идеалов, это просто хороший +1 к списку вариантов выбора, со многими плюсами, но и не без минусов. И какие ещё будут плюсы и минусы получится узнать только месяца через 2,5-3.
Спасибо за внимание. Напомню, у меня тоже есть телега куда льются анонсы и где есть небольшие текстовые посты к обсуждению. Ну так, вдруг надо =)
Спасибо за обзор. Решение действительно новое. Во всяком случае раньше я не знал о таком. Но, примеряя на себя, не вижу в нём особого смысла. Если всё будет чётко работать после монтажа и настройки, я буду переживать, как бы его не скрутили на стоянке.
Но мой опыт работы с современной техникой подтвердил, что любой дополнительный элемент в "экосистеме" сильно снижает стабильность её работы. А если гаджет начинает тормозить или что-то от меня хотеть, то я сильно расстраиваюсь и уже сам хочу это скрутить к чертям.
Возможно я драматизирую, но просто телефон на держателе меня вполне устраивает, а упомянутые истории с его поломкой от этого наоборот меня обошли.
fedotov_ilya, не скрутят, он же снимается как обычный навигатор. А вот стабильность да, вопрос. Но и второй смарт это тот же самый второй элемент, только с большим гемором. А единственный - боюсь убить вибрацией камеру.
NoAdO, если ещё таскать и подключать/отключать эту штуковину нужно, то действительно смысл сводится только к потенциальному сбережению обычного телефона. Но он у меня и без всяких вибраций долго не живёт)
fedotov_ilya, если телефон и так долго не живёт то согласен, оно не надо) моя задача как раз не ухайдакать телефон, особенно камеру
>> В итоге, если нужен навигатор на руль с онлайн возможностями и без возни с дополнительным телефоном.. мы получаем даже больше.
Если нужен навигатор, лучше взять навигатор. Потому что карплей на моте - это троллейбус из буханки. Система заточена на голосовое управление, удобно зачитывает сообщения в телеге, например, и всякое такое. В тачке мне очень нравится, часто звоню через сири и слушаю яндекс музыку. Но зачем оно мне на моте, если я могу делать тоже самое с помощью... эйрподсов и телефона? Зачем мне проставка в виде очередного ненужного гаджета? Ну а тем, кто заинтересовался этой приблудой не лишним будет напомнить, что яндекс навигатор в карплее платный и работает только по подписке. Бесплатных анало_говнет.
planetadrift, мотонавигатор стоит раза в 3 дороже, при этом не имеет по умолчанию доступа в интернет т.е. и базу камер запросто не обновит и о заторах не в курсе. И да, мне на мотоцикле интересны заторы потому что мне от работы до дома ровно полкруга по ТТК и полезно глянуть по левой или по правой стороне ехать.
Система заточена не только под голосовое управление, там ещё и лупошные кнопки и интерфейс позволяющий меньше отрываться от дороги. И в эти лупошные кнопки можно тыкать перчатками, в отличие от телефона.
Впрочем, если вы используете айрподсы, значит у вас айфон. А если у вас айфон 11й или выше то там оптический стаб. И если вам экран не нужен то вам и такой девайс не нужен. А если вы пользуетесь навигацией с экрана то в простой держалке убьёте себе стабилизацию. Впрочем, для айфонов есть SP connect и quadlock. Стоят правда как сабж, зато без "прокладок". Но под мой телефон нету и я не знаю умрёт ли стаб на новеньком телефоне за тыщу баксов и чёт не хочу проверять.
NoAdO, интерфейс вообще шляпа, есичестно. Когда берут ui под 8-10 дюймовые авто-ориентированные дисплеи и вставляют на 7 сантиметровый бликовый микроэкранчик от тетриса получается такое себе. Еще конкретно данный ui не работает в вертикальном режиме. К софту как бы тоже вопросы, еще не известно сможет ли он не лагать через час использования. Даже на болеро в ваге он позволяет себе фризить. Про пыле-влагозащиту молчу.
Прст не совсем въехал в пассивно-агрессивный коммивояжерский маркетинг: «я себе купил и вы купите! это умная штука, я скозал». Что в ней умного, если она - сателлит и просто дублирует функционал приложений телефона? Причем на маленьком и плохом дисплее. Чтобы полноценно пользоваться карплеем человеку так или иначе надо иметь гарнитуру, подписки и норм процессор. При отказе от любого пункта лишаешься 90% функционала и тупо ездишь с китайским телеком на руле поверх приборки, по которому даже анимэ не показывают.
За тот же прайс можно взять какое-нибудь премиум крепление с зарядкой, виброгасом и не дрожать за отвал автофокуса или стаба. Или просто не дрожать.
planetadrift, пардон что долго отвечал. Риторика была несколько другая, скорее "смотрите что учудили китайцы, оно работает как нормальное на первый взгляд, мне подходит но надо ещё тестить".
Не знаю что у ВАГ, видел АА/карплей у пары знакомых - всё работало без нареканий. В рамках теста разряда продержал эту штуку включённой 1.5 часа - всё ок. В чатах желающих купить немедленно отваживал сообщая что нужно полевые испытания делать.
Да, крепление взять можно за почти тот же прайс (14к за SP с вибромодулем у офдилера КТМ в формулеХ в Мск), вот только чехлы они делают только на айфоны да самуснги, а у меня Xiaomi 12s Ultra с огромным блоком камер и чехлом под кожу. Мне ни чехла не видать ни наклейку нормально не наклеить.
planetadrift, а, забыл сказать. Я.навигатор и правда по подписке. А вот я.карты нет и я и так через них маршруты строю. Гуглкарты тоже нет. мапс.ми тоже есть на АА и карплей. Вариантов хватает, это яндекс зажрался
Спасибо за подробный разбор. Прибамбас понравился. Тоже заказал себе вчера . Кстати о камерах- айфоновские убиваются, проверено, а замена сейчас не дешевле этого гаджета😁 Поставщик тоже норм, на всякий случай решил запросить свежую прошивку- отправили быстро без проблем но правда ссылка на какой то ресурс, где нам и белорусам из-за санкций ограничен доступ. Попросил сбросить на Яндекс диск- посмотрим.
Galanlue, я тоже запрашивал прошивку, качал в результате через VPN. Могу сбросить но там походу из исправлений только опечатку в меню поправили. И на мой взгляд вы рановато заказали, я ещё не знаю удобно ли будет, не будет ли экран бликовать, не будет ли телефон греться и/или быстро разряжаться.
Спасибо большое!
очень крутое решение.
как раз сейчас взял новый айфон и подумал, что не очень хочется использовать его как навигатор.
если классные крепления для айфона с беспроводной зарядкой. Но надежный вариант каждый раз придётся закручивать, что неудобно
Kirilech, а что не так с айфоном как навигатором? для вас как раз есть SP connect и quadlock, эт для меня нету(
У поста есть продолжение с опытом эксплуатации.