Сигнализация: выбор, установка

3

Хм, а не так-то просто найти красивую картинку на тему.. Итак, снова здрасьте! Расскажу, как сигналку я выбирал и ставил на старый ещё мот, обобщу так сказать накопленный опыт и статьи - вдруг поможет кому.

Выбор сигнализации

Не секрет, что сигнализация - лишь один из элементов защиты мотоцикла, при том во многих случаях ещё и не самый существенный или несущественный вовсе. Почему так?

  • Если аккумулятор у вас торчит на самом виду, а клеммы подсоединены так что любой дурак догадается от чего они - сигналка бесполезна.
  • Если ваша сирена гордо красуется на самом видном месте, обратной связи нет а провода сирены так и просят кусачек - ваша сигналка тоже бесполезна.
  • Если вы пользуетесь мотоциклом раз в 2 недели, а поставили сигналку с кучей наворотов аля ЖПС, датчики что срабатывают на чих в радиусе километра и прочее, ваша сигналка бесполезна. Не сейчас, когда вы только поставили на охрану, а через несколько дней :D

Шаг 1. Назначение и бюджет

Очевидно, что если ваш мотоцкл куплен за 10-20 тыр в ближайшем колхозе, вы не будете покупать топовую сигналку за 10+ тыр рублей, не правда ли? Но что не менее важно, нужно заранее определить, что ваша сигналка должна уметь.

Сирена

рупор сигнализации

Сирена это хорошо против шпаны, может и отпугнуть неуверенного или неопытного грабителя. Но если вы надеетесь только на сирену, перечитайте ещё раз что я писал выше - если первое что сделает грабитель это перекусит ей питание - грош ей цена. Исключение - сирены с автономным питанием. Да и толку от неё если вы её заведомо не услышите тоже мало. И если вы всё ещё думаете что прохожие заметят, подойдут, остановят.. вспомните - сколько раз вы видели человека что копается в машине со включённой сигналкой? А сколько раз подошли, остановили, поймали? Вот то-то и оно.

С другой стороны - даже отсутствие сирены может быть плюсом - если сигнализация тихонько сообщит вам на пульт что что-то не так, то пока грабитель будет не торопясь по тихому обезвреживать ваши защитные построения, на него налетит самое сильное из них - вы сами :D Так что думайте, господа =3

Подытожим: Сирена хорошо от шпаны и для привлечения вашего внимания, но только до тех пор пока у неё есть питание. Сирена с внешним питанием может привлечь внимание, но она же заставит грабителя ускориться, хотя он и так наверно будет стараться побыстрее закончить.

Брелок с обратной связью

Без сомнения, брелок с обратной связью вещь хорошая. Или нет? 

Во первых, сигналка в любом случае будет тратить энергию небольшого мото-акума на оповещения брелка. Это потребитель, а чем их больше - тем меньше жить вашему акуму. Одно дело если вы каждый день катаете, и совершенно другое - если каждые выходные. Конечно, производитель не дурак и сигналка не будет зря тратить энергию - тут нет подтверждений об ответе. И всё же этот модуль чуть-чуть, но кушает.

Второй недостаток куда более своеобразный. Рекомендую забыть байки производителей о дальности связи с брелком в 1000 метров. Хорошо если в городе вы за 400 метров поймаете сигнал, и то это я оптимист.

Брелок имеет и положительные стороны:

Пока сигналка под напряжением а вы - в зоне действия, вы будете оповещены о любых происшествиях незамедлительно и вам не нужно держать открытыми окна или прислушиваться в туалете - не звучит ли сирена. Конечно, если вы потащили брелок в туалет за собой.

Кроме того, многие брелки сейчас имеют функцию slave - не знаю почему оно так называется, но смысл в том что мот снимается с охраны если вы близко и встаёт - если вы далеко. Весьма удобно, хотя и не без изъяна - в теории можно подобрать этот сигнал. Но боюсь что коль ваш мотоцикл стал объектом внимания ТАКИХ грабителей, разницы не будет :D

Кроме того, существуют и  устройства без брелков или с брелками без кнопок - теми же метками, как с сиреной так и без. Наверно правильней будет называть их иммобилайзерами. Такие "иммобилайзеры" могут быть разной степени "ума" - от разблокировки по комбинации нажатий на органы управления мотоцикла до практически полноценной сигналки.

Блокировка зажигания

Не знаю где как, но в Москве я мало слышал о том, чтобы на мотоцикле именно уезжали, обхитрив зажигание. Нет, это возможно, но видимо не слишком практично. Но сигналка, не способная заблокировать двигатель и не сигналка вовсе, а так, орало.

Однако многие мотоциклисты не хотят рисковать и доверять зажигание своенравной электрике - а вдруг решит отключить зажигание в повороте? Можно подумать из-за поломки в повороте оно выключиться не может. Я думаю вы уже поняли моё мнение на этот счёт - блокировка двигателя полезная вещь. Исключение - разряженный мот вы не сможете снять с сигналки чтобы завести с толкача.

Оповещения на мобильный

А вот тут я считаю наоборот, что это не слишком нужная и скорее мешающая вещь. Почему? Существует 2 вида оповещения, завязанного на GSM и сейчас я разнесу их оба.

Мобильник-брелок

Без всякого сомнения - это здорово авторизовываться по Bluetooth Smart, иметь возможность позвонить и послушать что там вокруг мотоцикла, получать оповещения без ограничений по дальности брелка, но!

  • оповещение СМС. Часто ли у вас было так, что СМС приходит с задержкой? Не часто, но что, если это будет именно тот случай? Я паранойик? Возможно =3
  • оповещение на любом расстоянии. Итак, вы ушли дальше чем на 400-500 метров в городе - ну скажем на 1000. У вас с собой шлем, на вас одет какой-то эквип. Срабатывает оповещение по датчику наклона - серьёзней некуда. За сколько вы в экипе и с шлемом пробежите километр?) Вот то-то и оно. Что оповещения есть это здорово, но не всегда это имеет практическую пользу.
  • GSM. Вы ещё не забыли что это энергия?  И стоит денег на обслуживание сим-карты. Забыли пополнить баланс? Ну, распрощайтесь с оповещениями.
  • Про такой экзотический случай как отсутствие на месте стоянки сигнала сотовой я не говорю, зато скажу про роуминг. Владельцам туристов в других регионах это может неплохо аукнуться.
  • Ну и последний, но не по важности пункт - у вас украли мобильник. И как вы снимете мотоцикл с сигналки? Некоторые сигналки позволяют ввести "код" с помощью рычага сцепления к примеру, но геморой вам обеспечен)

GPS-GSM обнаружение

Вот тут даже говорить не о чем. О боже, мой мотоцикл украли, но у меня же есть трекинг по GPS! Ага, а вор дибил и даже в кузове газели не додумался скинуть клемы с акума? Избавьтесь от иллюзий - воры не вы, им плевать на сохранность пластика по сравнению с шансом что их поймают. Раскурочат за милую душу, они уже и так везут кучу бабла. И даже если их транспорт не экранирован, обезвреживание сигналки станет одной из первых задач для них. 

Подытожим: оповещения на мобильный слишком сложны чтобы быть надёжными, а GPS-трекер вообще проще купить отдельно.

Прочее

Автозапуск: Казалось бы - вот оно, идеальное решение для сжирающей акум сигналки - автозапуск по заряду АКБ, температуре или расписанию. Тут я вообще не думал - сразу нет. Не потому что на технике кто-то уедет, её надо оставлять без передачи или я боюсь возгорания или того что кончится бензин - всё это тоже в какой-то степени верно. Нет, просто у меня ручной подсос - мне без толку этот автозапуск. С другой стороны и мотоцикл который завёлся сам собой и стоит заведённый - тоже может привлечь влнимание не столько профессиональных воров, сколько "быдла" - любителей посидеть пофоткаться на чужом мотоцикле. Увы, уровень внедрения электрики даже в ТОПовые модели этого года не позволит заблокировать и передачи и газ. В машине-то двери закрыли и всё, а у нас - нет. По сути - автозапуск актуален только на охраняемом паркинге когда охрана предупреждена.

Датчик отпирания багажника: полезная вещь, но не для любого кофра он подойдёт. Зато можно применить его на крышку отсека аккумулятора, так что в целом полезно.

Подключение по CAN: полезно, но только если такой разъём у вас есть :D 

Шаг 2. Разыскать варианты.

Итого получилось, что мне нужна "классическая" сигналка - как в авто. Блокировка двигателя, сирена, датчик удара и наклона да пультик. В закладках у меня уже были некоторые обзоры на продукцию Pandora и Starline - вот между ними я и выбирал. Пробегусь коротко по нескольким моделям ибо я честно говоря замучался фильтровать маркетинговый мусор.

Starline V62 / V63

Собственно это и есть "классическая" сигналка с поправкой на мото. Блокировка, сирена, понятная схема подключения с описанием чего и куда, брелок с функцией slave и дополнительные фишки типа возможности подключить их маяк, свой датчик или своё реле. Последняя фишка, к слову, даёт возможность сделать ещё 1 разрыв в другом месте и неприятно удивить воров, заменивших блок "спецколодкой". Ну или чёнить понтовое делать.

 

Starline V66 / V67

Упрощённый вариант предыдущей схемы - блок меньшего размера, вместо брелка - метка, соответственно постановка-снятие по метке (или по смартфону). Датчики есть, сирена тоже, защита багажа. Нет обратной связи, меньше возможностей подключения дополнительной херни.

Итого? Не считая обратной связи, та же v62/63, только потребление ниже, хотя и не слишком - 2,8 против 3,5.Ну и плюс значительно меньший объём основного блока - куда проще спрятать.

А, ну и вариант V67 отличается только наличием в комплекте пресловутого GPS/GSM маяка и возможности мониторить с его помощью. Потребление соответственно при этом вырастет.

К слову об "отключениях на ходу" - проверка метки происходит при постановке/снятии так что этого не будет, только если не заглючит сам блок. Но это же означает что если вас скинут с мотоцикла и уедут, заблокировать его сразу вы тоже не сможете.

Pandora 4200/4400

Пандора - представитель противоположной идеологии, идеологии "умных вещей". Во первых, прошивку можно и нужно обновить через USB. Во вторых, она умеет разговаривать если с ней созвониться. В третьих, управляется она мобильником. Не, есть и slave (у них зовётся "свободные руки"), и кнопочка на пультике, но настройка - только с пк. Симка обязательна - без неё не видать вам обратной связи. Обратная связь только по мобильнику. GPS опционален, Основное назначение - CAN-шина, если её нет - придётся колхозить. То же касается и базовых блоков типа зажигания - гораздо менее удобно чем у старлайна судя по обзорам. Но более удобная тонкая настройка - мне например придётся выбивать вторую симфонию баха ключом зажигания и пультом чтобы перенастроить датчики, а тут с компа всё делается) Но тут есть автозапуск.

Другими словами, это автомобильная сигналка лишь условно адаптированная под мото. Большее потребление, неудобства при подключении, но более тонкая и удобная настройка и функция автозапуска.

 

Установка сигнализации Starline V63

Я выбрал и приобрёл V63. Мне было важно относительно небольшое потребление и обратная связь. Важно потому, что у моего мотоцикла копеечный набор инструментов и инструкция по эксплуатации закрываются на замок, а аккумулятор под крышкой, у которой даже болтов нет.

А значит, моя задача по большому счёту сводилась к тому, чтобы сигналка в случае реальной попытки угона успела сработать - поэтому сирену надлежит убрать из вида, а обратную связь - использовать. Прятать же сам блок особо глубоко смысла нет - первым делом злоумышленники перекусят "левые" провода на АКБ и сигналка обесточится.

Но над этим вопросом я тоже работаю - логично будет подключиться к основным проводам акб, а дополнительные - оставить для доп.электрики или как муляж. Лишний неприятный сюрприз для грабителя :D

Поскольку передо мной не стояло задачи глубоко запрятать основной блок, единственной сложностью для меня осталось подключить все провода.

  • питание на плюс АКБ
  • минус на минус/массу
  • датчик зажигания  на любой провод где оно появляется при повороте ключа
  • два провода на плюсы поворотников
  • один провод на сирену
  • два провода на разрыв зажигания

В руке - "лишние" провода, то есть то что подключается по желанию (типа багажника) или не подключается вовсе (типа антенны).

Основная сложность возникла (ожидаемо) с разрывом зажигания. Нужно было найти такой провод, чтобы его разрыв был критичен для системы, откопать его в жгуте, разорвать и подключить к хвостам правильные провода. И рвать все провода подряд чтобы найти нужный так себе идея.

Как вообще разыскать провод для датчика и для разрыва? Берём мультиметр, выставляем в режим замера постоянного тока и подцепляем чёрный щуп к минусу АКБ, а красным - протыкаем провода. Сперва конечно лучше найти и глянуть схему чтобы минимизировать количество попыток.

Правильный провод для датчика это такой, на котором при выключенном зажигании 0, а при включённом - 12 вольт. Обратите внимание - у многих мотоциклов основной свет гаснет в момент прокрутки стартера не потому что тока не хватает а потому что так задумано. Сигналка может посчитать это выключением зажигания, а у некоторых сигналок (и у этой тоже).

Правильный провод для датчика это такой, изменение состояния которого будет критично для системы. Вариантов масса, но если вы хотите "с гарантией" - ищите провода "красной кнопки" - ведь их смена состояния (замыкание  или размыкание) между собой моментально глушит мотоцикл.

Как проверить замыкание нужно или замыкание? Да тем же мультиметром. Немного теории: провод проводит ток, воздух - практически нет. С теорией всё :D

Практика:

  1. выставляем режим замера сопротивления
  2. включаем блокировку зажигания
  3. подтыкаемся к 2 проводам по разные стороны красной кнопки. .
  4. ммотрим показания: 0 - замыкание цепи выключает двигатель. 1 - размыкание цепи выключает двигатель
  5. выключаем блокировку двигателя

Объяснения: Если при блоке зажигания сопротивление маленькое и около 0 или вообще 0 значит положение кнопки "зажигание заблокировано" проводит ток т.е. замыкание контактов выключит двигатель. Ну и наоборот.

Тут надо не запутаться что один а что ноль :D

Инструкция говорит что при включении охраны замкнут синий и синекрасный, а при выключении - синий и сине-белый.

Тогда если на п.4 мы обнаружили 0 то нам нужны синий и синекрасный, а если 1 - то синий и сине-белый. И мы разрываем провод с любой стороны от кнопки и добавляем свою "красную кнопку" - сигнализацию.

Вот так вот.. вроде не слишком сложно.

Блок предохранителей подсказывает мне, что я разрываю цепь start.ign. которая отвечает за стартер и зажигание. Без предохранителя (имитация разрыва цепи) мотоцикл включает зажигание но не заводится. т.е.  ведёт себя в точности как при нажатой красной кнопке.

Поскольку вся проводка у меня сконцентрирована под жопой, большая часть проводов сигналки так или иначе проходит там. После "уборки" всё это выглядит так:

Задачи спрятать вот прям всё я не ставил так что считаю результат неплохим. Серый провод в кадре - будущая сирена. Категорически не рекомендую подключать её пока вы не закончите настройку и не поймёте что к чему - орёт она как резанная.

Вот в общем-то и всё.

3
Написал 5 апреля 2017 в 13:04
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии