Шесть особенностей правил дорожного движения в 2016 году для скутеров – нужны ли водительские права и регистрация ТС для управления мопедом, какие штрафы за вождение в нетрезвом виде и отсутствие шлема и прочие насущные вопросы начинающего скутериста.
Скутеры, в их современном понимании, появились в России не так давно, поэтому законодательная база в их отношении была недостаточно проработана. Единственным критерием необходимости наличия прав для управления скутером был рабочий объем двигателя. Техника не разделялась по кубатуре – все модели с объемом более 50 см3 автоматически требовали открытую категорию «А» в водительском удостоверении, а все мото объемом 49,9 см3 и ниже – приравнивались к велосипедам и их управление не регламентировалось (кроме запрета на езду в левой полосе и по магистралям).
Эта политика была проигрышной во всём – скутеристы, чувствуя свою безнаказанность, увеличивали статистику «пьяных» мото-ДТП, а первосезонники, купившие «литр» после экзамена на 125-кубовом Минске, дополняли картину мотоавариями с превышением скорости.
При этом во многих западных странах давно реализованы водительские права с несколькими «подкатегориями», позволяющими повышать кубатуру и мощность техники только при достижении соответствующего возраста и опыта.
В 2013 году произошел ряд долгожданных нововведений, направленных на улучшение безопасности движения на мотоциклах и скутерах. Из этого обзора вы узнаете обо всех особенностях ПДД в отношении скутеров, актуальных в 2016 году. Итак:
5 ноября 2013 года в России было введено водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами. 8 апреля 2014 года эти изменения были внесены в ПДД официально и, начиная с этой даты, все водители скутеров обязаны получить В/У.
Права категории B дают возможность управления скутером и прочими транспортными средствами, подходящими под категорию М (при этом на мотоциклы это правило не распространяется).
Также появилась новая специальная отметка ML, располагающаяся на обратной стороне водительского удостоверения. Наличие этой отметки означает, что водитель имеет медицинские противопоказания к управлению скутером и имеет ограничения на вождение ТС категории М.
Есть 3 категории прав на мото.
А – любые мотоциклы, в том числе с коляской. Теперь на категорию А можно сдать только после достижения 18 лет.
А1 – мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см3 и мощностью не более 11 кВт (≈15 л.с.). Категория А1 доступна для водителей, достигших 16-летнего возраста.
М – скутеры и мопеды до 50 см3. Получить категорию М можно с 16 лет.
Также стоит отметить появление новой подкатегории B1 для трициклов и квадроциклов, которые раньше относились к мотоциклам и тракторной технике, соответственно.
Сдавать экзамен и учить теорию – нужно.
Основная прелесть 50-кубового скутера для «лишенцев» и молодежи – отсутствие необходимости получать права на скутер – теперь в прошлом. Сложность экзамена для категории М практически не отличается от сдачи на категорию А. Да и смысл в категории М при наличии А1 неясен, равно как и непонятна процедура перехода с А1 на А – судя по всему, сдавать экзамен придётся повторно.
Неоднозначность решения по скутерам подтверждает и статистика – за апрель-май 2015 года в автошколы не поступило ни одной заявки на получение прав подкатегории «М».
Штраф за езду без шлема – 1000 руб.
Без шлема в 2016 году ездить по-прежнему нельзя. Штраф за вождение без шлема вырос в 2015-ом вдвое и теперь составляет 1000 рублей. Тип транспортного средства в данном случае роли не играет (если это не велосипед). Важно, что штраф могут выписать даже за езду в незастёгнутом шлеме.
В случае ДТП, виновником которого будет скутерист без шлема – его могут также признать виновным по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Максимальное наказание по этой статье – до двух лет лишения свободы.
Номера на скутере пока не нужны.
В большинстве европейских стран, особенно в крупных городах, «полтинники» являются крайне распространенной и очень популярной техникой. И, что не маловажно, подлежащей обязательной регистрации в местных органах правопорядка. В РФ с малокубатурной техникой дела обстоят проще — если вы являетесь счастливым обладателем скутера или мотоцикла с объемом двигателя до 49,9 см3, то регистрировать такое ТС в ГИБДД не требуется. Отсутствует и необходимость наличия страховки ОСАГО. С другой стороны это может выйти водителю скутера боком – ввиду того, что его ответственность никак не застрахована.
Нужны ли номера на максискутере? Законодательно мотоциклы и максискутеры никак не разделены и классифицируются как транспортные средства категории «А». Согласно закону – любое ТС с объемом двигателя более 50 см3 подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Напоминаем, что езда на транспортном средстве, не состоящем на регистрационном учете, наказывается штрафом до 800 рублей (за первое нарушение), либо лишением права управления на срок от одного до трех месяцев.
В России запрещен даже небольшой уровень алкоголя в крови (кроме минимально допустимого уровня эндогенного спирта в организме). Для многих скутеристов «покатушки» и пиво были неразрывно связаны, и теперь, к счастью, этому придёт конец – ответственность за употребление алкоголя за рулем скутера в 2016 году равнозначна таковой у автомобилистов или мотоциклистов. О новых правилах медосвидетельствования водителей мы уже писали ранее – теперь все осмотры будут проходить в рамках единого стандарта для всех категорий транспорта.
Водитель скутера, уличённый в пьяной езде, заплатит солидный штраф и лишится прав (в том числе, если он обладает только категорией B).
Штраф за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения может достигать 30 000 рублей, а в сочетании с управлением транспортным средством без водительского удостоверения (или будучи лишенным права управления) влечет административный арест до 15 суток.
Редакция Омоймот рекомендует соблюдать правила дорожного движения и отказаться от нелегальной езды на скутере.
До встречи на дорогах!
Новинка! Оформить полис ОСАГО на мотоцикл теперь просто:
Подпишитесь на обновления журнала Вконтакте, на Facebook, в Twitter или GooglePlus, чтобы быть в курсе последних новостей мотомира.