Ралли-рейды – один из самых популярных видов автоспорта на планете. Мастерство и предельная концентрация экипажа, большой опыт, не малый багаж знаний, требующийся для успешных выступлений, физическая и психологическая подготовка, быстрая адаптация к различным погодным условиям, трассам и покрытиям – все это является главными составляющими успеха. Только слаженные и четкие совместные действия способны привести экипаж к победе над собой и соперниками.
Подробнее о работе профессионального штурмана в нашем интервью рассказал Мастер спорта международного класса, неоднократный участник и призер Кубка мира по ралли-рейдам, неоднократный участник и призер ралли-марафонов «DAKAR» и «Шелковый Путь», руководитель единственной школы ралли-рейдовых штурманов в России Кузьмич Алексей Ростиславович.
– Как началась ваша спортивная карьера?
— Все началось в раннем детстве. Мой дед был начальником ДОСААФ в городе Харькове, поэтому большую часть времени я проводил не в детском саду, а именно в ДОСААФе, выучил правила дорожного движения раньше, чем научился читать и писать. Первую машину купил в 18 лет, через пару месяцев после сданного экзамена на право иметь водительское удостоверение. В середине 90-х стал организовывать небольшие соревнования, выступал в качестве судьи, несколько лет ездил механиком, а уже потом затянула и штурманская работа. Сейчас я вхожу в десятку лучших штурманов в мире. Не первый год выступаю в Кубке мира, проехал четыре DAKAR'a, выиграв в 2012 году 3 место в зачете грузовиков. Также за плечами все ралли-марафоны «Шелковый путь», которые проводятся с 2009 года (два из них на подиуме). В 2014м организовал кубок «MOTO RALLY CUP» и уже успешно провел три сезона (11 этапов в 8ми регионах России).
– Где в России можно обучиться на штурмана?
– Работа штурмана в ралли-рейдах – это очень сложная работа, требующая большой организованности и очень широкого кругозора.
Для меня ралли-рейды – это Король автоспорта. За годы выступлений я стартовал в ралли, трофи-рейдах, кольцевых гонках и только в ралли-рейдах штурман может проявить весь свой багаж знаний и опыта на 100%!
В ралли перед стартом все экипажи проходят ознакомление с трассой (запись стенограммы) и во время гонки едут под диктовку штурмана. Основная задача штурмана – грамотно и вовремя прочитать обозначение в стенограмме.
В ралли-рейдах экипаж не знает трассу заранее и стартует по предоставленной организаторами Дорожной книге (RoadBook). В Дорожной книге нет подробной карты, а есть только символы, условные обозначения препятствий, изменения курсов. Первые километры гонок штурману приходится адаптировать стиль записи Дорожной книги конкретной гонки под свой экипаж, чтобы правильно и вовремя доносить информацию до пилота. В пустынях же часто даются направления по курсам азимута, который меняется каждую секунду из-за объезжаемых барханов и холмов верблюжьей колючки, а штурману важно постоянно пересчитывать все отклонения от заданного маршрута. А это уже почти высшая математика! Регулярно Организаторы ралли-рейдов делают своеобразные «штурманские ловушки». На таких СУ, или их части, результат экипажа полностью зависит от мастерства штурмана. А еще перед штурманом закреплено много приборов, показания которых необходимо отслеживать почти ежесекундно во время гонки.
На сегодняшний день в России существует единственная спортивная профессиональная школа подготовки для выступлений в ралли-рейдах «CARDAN School», которую я основал еще в 2007 году. С тех пор у меня прошли обучение десятки спортсменов из России, Казахстана, Украины, Монголии, больше сотни гражданских водителей, из числа которых выросли хорошие пилоты и штурманы. Среди моих воспитанников не один Мастер спорта и те, кого вы можете видеть в настоящее время на подиумах Российских и зарубежных ралли-рейдов.
Тренировки проходят регулярно и география весьма широка. Ралли-рейды не привязаны к локальным и специально построенным трассам, поэтому и тренировки и сами соревнования можно проводить практически в любой точки планеты Земля.
— Расскажите о том, как были штурманом у арабского шейха.
— Не был, а есть и продолжаю с ним выступать. В прошлом году я ездил в Кубке Мира с одним из топ-менеджеров компании «Ниссан АльМасауд» Эмилем Кнессером (Emil Khneisser, Аbu-Dhabi) на автомобиле Nissan Patrol Y62 и по итогам сезона мы выиграли второе место в классе серийных внедорожников (Production, T2). В 2016м году у нас с Эмилем получилось совместно выступить только в трех соревнованиях. Загруженность по работе не позволила более стартовать в сезоне 2016 и Эмиль порекомендовал меня в экипаж к пилоту из Саудовской Аравии – к самому настоящему шейху – Ясиру Сейдану (Yasir Seaidan, KSA). И хочу вам сказать, что этот человек действительно спортсмен, настоящий боец. Никакого пафоса, понтов и прочего. В экипаже буквально за одну гонку воцарилось взаимопонимание и пошла правильная работа! За несколько этапов мы вырвались на первое место в Кубке мира и продолжаем его удерживать!
Ясир очень адекватно походит к вопросу участия, не так как многие наши пилоты, которые выезжают отдыхать, развлекаться и тусоваться. Он вкладывает финансы в свое развитие и тренировки, внимательно следит за тем, что происходит на трассе и в гонке, всегда слушает советы с моей стороны. Он отлично понимает, что ралли-рейды – это командный вид спорта и здесь все целиком зависит и от экипажа, и от команды.
— В России пилоты подходят к спорту не так ответственно?
— Нам до мирового уровня, как до космоса! Дело в том, что после развала ДОСААФ, авто и мотоспорт постепенно превратился в развлекаловку для богатых. Люди, которые приходят и платят за участие, считают, что многое могут себе позволить, могут диктовать условия, а из-за этого рушится сам поход к спортивной составляющей. Конечно, есть исключения, в числе которых пилоты, ставшие профи, но я лично знаю всего четверых. Нет правильно выстроенной пирамиды, которая опиралась бы любительские гонки и секции, далее на полупрофессиональные серии и т.д. Откуда возьмутся настоящие профи своего дела? Откуда черпать мастерство?
То есть, обрушилась вообще вся система, включая и профессиональную спортивную журналистику, маркетинг и рекламу, постоянную медийную поддержку.
В итоге гонки как таковые стали интересны только тем, кто выступает, либо связан с ними работой, так как нет культуры преподнесения материалов до фанатов и зрителей. Откуда человек может узнать о технических видах спорта, если целыми днями по телеку крутят футбол?
Не так давно добавилась «Формула1», но это далеко не единственный вид авто мотоспорта, да и никто в ней принять участия не может, кроме очень сильно избранных пилотов.
В Финляндии, например, авто и мотоспорт давно поднят на уровень государственной поддержки. Каждые выходные устраиваются любительские и профессиональные гонки на любой вкус и кошелек. Развивается огромное количество авто и мото соревнований, и государство это поддерживает и стимулирует. Люди у власти (не в России) понимают, что человек, который участвует в гонках, в течение недели или месяца спокойно ездит по дорогам, не лихачит, и никому ничего не доказывает, так как знает, что скоро он поедет на соревнования и все всем докажет. Это не говоря уже о навыках контр-аварийного пилотирования, без которого в гонках делать нечего; об умении выживать в самых сложных и невероятных условиях, с которыми приходится сталкиваться во время реальных гонок по ралли-рейдам, а не на чистенькой асфальтовой трассе, где все под рукой и в любом количестве.
А у нас… Вероятно, пока сам господин Президент не начнет интересоваться гонками, пока не проедет лично пару марафонов, ничего не сдвинется с мертвой точки.
Про журналистов вообще отдельная тема. Достаточно вспомнить церемонию награждения «Человек автоспорта» на RUSSIAN MOTOSPORT FORUM, который прошел 9-10 ноября 2016 года. Награждали тех, про кого пишут СМИ. Естественно, что неоднократного призера DAKAR’a и нынешнего директора ралли-марафона «Шелковый путь» Владимира Чагина знают все. Но далеко не о всех гонщиках у нас знают даже журналисты. За годы моих выступлений в гонках различного уровня, я стартовал в 193х соревнованиях, из них 19 стартов в прошедшем 2016 году! Добился 163х подиумов. Регулярно сам пишу статьи в журналы и интернет издания. Веду свой подкаст (iTunes) про авто и мотоспорт – «Автоспорт. Полеты и погружения». Развиваю серию MOTO RALLY CUP. Регулярно провожу семинары и тренировки по ралли и ралли-рейдам.
– Как вы думаете, новая выставка Motorsport Expo сможет дать импульс развитию гоночной индустрии в России?
– Ну должен же хоть кто-то что-то делать! Хотя организаторы, конечно пытаются объять необъятное. Если на Motorsport Expo будет выставлена техника и команды из разных категорий и видов моторного спорта, и о каждой дисциплине будет написана хотя бы небольшая заметка на сайте выставки, то и посетителям выставки будет легче ориентироваться в массе техники, а также повысится узнаваемость пилотов и экипажей.
Со своей стороны, я пытаюсь донести до людей любыми способами, что между катанием в грязи (трофи-рейды) и на чистом глянцевом асфальте есть еще промежуточные дисциплины, которые значительно более интересны, обширны и доступны.
Например, соревнования по ралли-рейдам проводятся для автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и багги. Есть Чемпионат, Кубок России, традиционные гонки и с 2014 года любой начинающий и профи может принять участие в «MOTO RALLY CUP». Весь опыт, который можно получить в авто сериях и кубках можно применять в ралли-рейдах. Знания морской навигации, умение вязать морские узлы, знание языков, знание устройства машины, ибо починить в пустыне тебя просто некому, умение быстро ориентироваться на местности, ездить на высоких скоростях по любым покрытиям и любым типам грунтовых, полевых и лесных дорог в любую погоду – все эти знания помогают доезжать до призовых мест!
Где, как не на выставках, необходимо присутствие практически всех команд из всех видов моторного спорта, чтобы каждый из посетителей мог узнать о дисциплинах больше?
– Кто зрители ралли-рейдов и где они располагаются во время соревнований?
– На многих соревнованиях Организаторы делают специальные зрительские спец.участки (СУ) и зрительские зоны. Первый СУ называют ССУ (супер специальный участок), либо Пролог. Пролог бывает протяженностью от полутора до десятка километров по извилистым дорожкам, с трамплинами и бродами. В идеале, когда Пролог проходит по местности, куда зрителям можно легко доехать на любой машине. Профессиональный зритель в ралли или ралли-рейдах – это почти профессиональный гонщик. Опытный «Овощ» (так называют спортсмены зрителей в гонках) понимает в навигации, может проехать практически везде и посмотреть, как спортсмены преодолевают наиболее интересные участки трассы. У меня есть даже своя поговорка на этот счет: «Только зрелый Овощ становится раллистом!»
В Азии и Африке для зрителей делают специальные зрительские зоны, понимая сложность бездорожья и погодные условия.
На европейских этапах Кубка мира по ралли-рейдам на трассе зрителей огромное количество! Италия, Польша, Испания, Португалия. На каждом этапе зрителей столько, что сложно даже предположить их приблизительное количество! Пролог (ССУ) в Португалии в октябре 2016го был протяженностью пять с половиной километров. 5,50км живого коридора из зрителей!!! И на многих местах трассы стояли десятки фанатов ралли-рейдов. На старт вышло 120 машин и 259 мотоциклов, квадроциклов, багги! В России о таком количестве участников пока можно только писать фантастические рассказы.
Хочу еще раз подчеркнуть. Во многом на публику влияют журналисты, которые обязаны по роду своей профессии делать качественные материалы, чтобы заинтересовать зрителя, потенциальных партнеров и будущих участников.
Во Франции, например, существует не менее 20 журналов, посвященных американским гонкам NASCAR на пикапах, а это довольно узкая ниша. И более сорока журналов, посвященных ралли-рейдам!
Связка «участник-спонсор-журналисты-зрители-участник» должна в конце концов дойти в России до цивилизованного и профессионального уровня, в которой каждое звено работает с полной отдачей!