Несколько лет назад байкерское сообщество всколыхнула волна возмущений. Причина — анонсирование использования тросовых отбойников на Российских дорогах. В качестве обоснования указывалось многое: дешевле на 25%, проще в ремонте, обладают гибкостью, да и «в Европе» так делают и всё в порядке.
Российские мотоциклисты были возмущены, считая, что тросовый отбойник не оставляет им шансов. Были даже попытки остановить установку отбойников петициями, правда, не на РОИ, а на change.org.
Встречная машина подминает под себя тросовое заграждение, сводя его защитную функцию на нет
Пока Росавтодор продолжает отчитываться об успешных установках новых и новых «пил», Департамент инфраструктуры Северной Ирландии провёл встречу с ассоциацией Motorcycle Action Group NI (MAG) и в начале этого месяца было достигнуто соглашение, подтверждающее, что барьеры из троса представляют значительную опасность для мотоциклистов.
Система широко использовалась в Великобритании с начала 2000-х годов, и главная цель барьера — помочь автомобилю или другому четырехколесному транспортному средству вернуться на проезжую часть в направлении движения. Однако мотоциклы и ДТП с ними такие барьеры не учитывают, что означает, что скольжение уже с 50 км/ч для мотоциклиста при встрече с таким барьером может быть травмоопасно или даже смертельно. Такое поведение барьера понятно — он проектируется с расчётом удерживать несколько тонн, и даже 100 кг мотоциклиста несопоставимы по силе. Как итог — большая сила воздействия сконцентрирована на малой площади троса. Это не единственный недостаток тросов — при экономии на вертикальных столбах и недостаточной натяжке конструкция просто прогнётся как резинка. А при сильной натяжке тросов в случае разрыва эта «плётка» знатно огреет всех, кто попадется. И хорошо, если это будет бездушное железо, а не живой человек.
Таким образом, пока Россия смотрит «на запад», «запад» уже начинает осознавать, что подобная экономия на жизнях — недопустима. Департамент инфраструктуры Северной Ирландии также собирается совместно с местными университетами заняться разработкой барьера, который был бы более безопасным для мотоциклистов, но при этом подходил бы и для более крупных транспортных средств.
«Гибкий отбойник», Южная Корея
Меж тем, такой барьер уже существует, правда посмотреть придётся не на запад, а на восток. В Южной Корее уже существует «гибкий» отбойник. Road Roller System — дорожная роликовая система — состоит из стальных труб, между которыми располагаются пластиковые, крутящиеся вокруг своей оси ролики высотой по 40 см. При столкновении машины с таким отбойником, заграждение прогнется, сработав амортизатором, а вращающиеся ролики погасят инерцию и плавно вернут автомобиль на дорогу. Правда стоит подобная конструкция довольно дорого, что может поставить крест на реализации такого проекта в России.