Представители компаний из нескольких сфер реального сектора экономики обратились к Председателю Правительства России с просьбой не допустить роста цен на квадроциклы и снегоходы из-за очередного запланированного повышения утилизационного сбора.
Впервые понятие «утилизационный сбор» появилось в 2009 году, тогда владелец старого автомобиля мог заплатить 3000 рублей за переработку и одновременно получить сертификат на 50000 рублей на покупку продукции отечественного автопрома. Всё изменилось после вступления России во Всемирную торговую организацию, когда власти страны были вынуждены снизить ввозные пошлины согласно правилам ВТО. Однако желание ограничить ввоз техники из-за рубежа никуда не делось, и в качестве инструмента финансового воздействия был выбран утилизационный сбор.
Его повышение должно было уменьшить ввоз в страну «грязного» устаревшего транспорта, а заодно поддержать отечественного производителя, платившего УС на особых условиях с компенсацией из бюджета. Однако на практике вся финансовая нагрузка по уплате утильсбора легла на плечи конечного потребителя: цены выросли и с тех пор продолжают лишь расти.
Стоит напомнить, что 9 июля 2013 года несколько стран-членов ВТО подали иск против России, считая введение утилизационного сбора дискриминацией иностранных производителей, что противоречит принципам Всемирной торговой организации, однако иск всё ещё не рассмотрен.
Снегоходы и квадроциклы, относящиеся к спецтехнике наряду с некоторыми сельскохозяйственными машинами, также облагаются утилизационным сбором, сейчас за каждую единицу техники импортного производства нужно заплатить 120 тысяч рублей. Однако после очередного повышения УС эта сумма увеличится до 350 тысяч. Фактически это означает, что цены на «квадрики» и «снежики» вырастут приблизительно в два раза.
Предприниматели, уставшие от формальных ответов на их обращения, решили в этот раз обратиться лично к господину Мишустину. Они просят учесть, что за всё время существования УС на рынке так и не появилось новых российских брендов техники для активного отдыха, то есть, по сути, одна из основных целей его введения так и не была достигнута. Негативные же последствия налицо. Так, после повышения качественные снегоходы станут фактически недоступными для жителей северной части России, где они являются неотъемлемой частью жизненного уклада. Пострадает и внутренний туризм, где активно используются снегоходы и квадроциклы: стоимость услуг вырастет, парк техники будет устаревать и станет менее надёжным, многие фирмы, испытав отток клиентов из-за неизбежного роста цен, будут вынуждены закрыться, а их сотрудники потеряют рабочие места и источник дохода.
Напомним, что, к счастью, мотоциклы пока ещё не облагаются утилизационным сбором, хотя не исключено, что эта ситуация может измениться в ближайшем будущем.