Для начала сразу оговорюсь, что описанные мной причины - не единственно возможные. Это всего лишь частный случай, характерный для конкретной модели. Вариантов причин гораздо больше, и тот, кто сказал, что инжектор проще диагностировать и настраивать, чем карбюратор, тот просто никогда не занимался диагностикой инжекторов.
Yamaha WR250R 2011, внутрияпонец без лямбды. Купил с пробегом около 15к (реального пробега). С самого начала напрягало, что мотор сильно шумел после динамичного прохвата где-то в районе выпускного коллектора. На WR250R/X мотор вообще довольно шумный. Но этот звон реально настораживал. Стал разбираться и пришёл к выводу, что это звенят раскалённые газы, рассекаемые клапаном EXUP. Попутно выяснилось, что стержни выпускных клапанов все белые. Забогатил смесь через регулировку CO, выставив +4. Мотоцикл стал чуть более вяло разгоняться, но клапана приобрели нормальный цвет. Судя по всече смесь тоже стала нормальной. Звон в выпуске стал тише.
Через какое-то время заметил, что чем дольше я езжу, тем меньше нагара на свече. Серьёзно беспокоить это стало когда свеча начала приобретать белёсый налёт. Я стал разбираться. Поменял топливный фильтр (ранее я врезал автомобильный фильтр тонкой очистки вне бака вместо стокового 2в1 в сборке насоса), поменял сам бензонасос, поменял форсунку, проверил на наличие левого подсоса воздуха. Но это как-то слабо помогало. CO к этому времени было уже +9.
Во время очередного путешествия проблема стала насущной. Чтобы мотоцикл вообще ехал, пришлось поставить рестриктор на впуск, уменьшив приток воздуха. А при динамичном прохвате,мотор громко звенел в выпуск. Я стал разбираться и заметил, что в диагностике в пункте 03, где показывает разрежение на впуске, цифра уменьшилась. Когда я брал мот, там было 100, потом стало 99, а сейчас уже 98. Эта цифра должна уменьшаться при подъёме относительно уровня моря, но на высоте 0-250 метров должно быть 100±1, но никак не 98. При этом второй тест он проходил - значения менялись, если покрутить стартером.
Я прозвонил датчик давления (обратите внимание, что прозванивать надо не отключая датчик!). Он показывал на выходе 3.50v. На тот момент у меня был только американский сервис-мануал. Согласно этому мануалу допуск 3.75-4.25v. Однако мне удалось нарыть внутрияпонский сервис-мануал (правда 2007 года выпуска), а также произвести замеры на нескольких исправных мотоциклах Yamaha с таким же MAP-сенсором. Они все показывают 3.5-3.6V на выходе на уровне моря, и у всех в мануале при этом указан допуск 3.75-4.25v. Посовещавшись со специалистами по настроке инжекторов, мы пришли к выводу, что это опечатка, что вполне возможно, т.к. я уже находил опечатки в мануале. Или же Yamaha просто не знает параметров самого датчика. Также возможно, что причина в прошивке ECU, т.к. входящее напряжение на датчик приходит именно с блока управления.
Датчик давления на впуске, также известный как MAP-сенсор (не путать с MAF-сенсором!) - довольно дорогое удовольствие. Новый стоит 5-7 тысяч рублей. С этим датчиком есть две проблемы:
- Он редко выходит из строя так, чтобы загорелась ошибка или было неправильное напряжение. Гораздо чаще он глючит - то даёт нормальные данные на ECU, то нет. Симптоматически это выглядит как проблемы с зажиганием, т.к. показания этого датчика влияют на смесь и УОЗ (угол опережения зажигания).
- Датчик имеет свойство "стареть" в силу своей конструкции. Считается, если есть проблемы с зажиганием/смесью и ТС больше 5 лет, то стоит заменить этот датчик.
Однако учитывая ценник, лично я не смог себе позволить такую замену. Тщательное гугление показало, что наш датчик, имеющий маркировку Yamaha 7580 (другие цифры/буквы могут быть разными и значения не имеют) и партнамбер 2C0-82380-00-00 (обновлённый 1WS-82380-00-00), произведён фирмой Denso, как большинство электрооборудования системы зажигания WR250R/X. Но он отсутствует в стандартных каталогах Denso. Спецификации датчиков производитель тщательно скрывает, так что подобрать аналог вряд ли удастся. Однако такой же датчик стоит на большом количестве моделей Yamaha и довольно часто встречается на разборках.
В итоге я заказал датчик на eBay. С доставкой через Shopfans он мне суммарно обошёлся $30. Показания давления выровнялись, смесь немного забогатилась. Достаточно, чтобы можно было убрать рестриктор и выставить CO в +3.
Вообще чем современнее инжектор, тем сильнее он беднит, экология же)
Fedotov, я тоже конечно заметил, что с переходом на ЕВРО5 смесь чутка забеднилась. но не на столько же, чтобы рестриктор ставить пришлось? тут была проблема именно аппаратная и она медленно прогрессировала.