Удивительно, но первые упоминания о сноубайках датируются 1850-годами. Конструкции тех лет не имели моторов и больше походили на гибрид санок с велосипедом, однако за более, чем полтора века суть не изменилась, новой стала лишь форма. Появление достаточно мощных мотоциклов и хороших гусениц, а главное – навязчивое желание человечества постоянно пробовать что-то новое, привели к очередному витку эволюции мотоциклов для снега, набирающих популярность в последние годы. О лучшем из них мы сейчас и расскажем.
За последнее десятилетие мне удалось прокатиться не только на сотнях мотоциклов, но и на нескольких десятках снегоходов, включая самые мощные горные аппараты, уже с завода имеющие добрые 160 сил и дополненные наддувом, так что сравнить новый Husqvarna Snowbike есть с чем. А можно ли его вообще с кем-то сравнивать? Вопрос сложный и ответ на него, читателю, вероятно, придётся сделать самому, ибо я однозначный вывод для себя так и не сделал. Впрочем, обо всём по порядку.
Для испытания снегоцикла мы отправились в место, где грань между мирами необычайно тонка
Для начала стоит уточнить, что Snowbike это не конкретная модель шведского бренда, а то, что получится, если вы возьмёте мотоцикл Husqvarna и установите на него комплект DTS 129 от компании Camso, предлагаемый официальный дилером марки. Мотоцикл Husqvarna может быть любой, с поправкой на мощность двигателя: для езды на гусеницах подойдёт четырёхтактный мотор с объёмом от 450 см3 или двухтактный 300-кубовый.
В основе доставшейся нам конфигурации сноубайка лежит эндуро Husqvarna FE501 и его потенциала, как мне показалось, хватает с трудом, но 701-я, к сожалению, с гусянке Camso не подходит из-за иной конструкции маятника. Само собой, выбор байка-донора не ограничивается одной лишь «Хускварной»: ничто, не считая ценника в 340 тысяч рублей за комплект из лыжи и гусеницы, не помешает владельцам внедорожных KTМ превратить свои оранжевые тыквы в такую же роскошную снежную карету.
Над гусеницей располагается багажник, куда стоит положить канистру с топливом — аппетит у Snowbike весьма впечатляющий
Дорого? На фоне горного снегохода, вроде Ski-Doo Summit, ценник на который стартует от 1 299 000 рублей, даже 1 069 000 рублей, которые просят за готовый сноубайк на базе Husqvarna FE501, выглядят хорошим предложением. А ведь мы говорим о самой дорогой версии сноубайка, оставляя за скобками модели попроще, вроде FX450, которую вместе с гусеницей можно отхватить уже за 993 000 рублей.
В общем, финансовая экономия очевидна, даже без учёта того, что летом снегоход будет пылиться, а от превращения в привычный мотоцикл сноубайк отделяет два часа, которые потребуются на установку обычных колёс. Монтаж вообще продуман до мелочей: чего только стоит тормозной механизм на гусенице – отдельный суппорт с тормозной машинкой и уже прокачанной магистралью крепится прямо на руль за считанные минуты, да и в остальном сложностей не много. Вот только не приводит ли такое кроилово денег к попадалову на эмоции?
Главное достоинство Husqvarna Snowbike – способность ехать даже по очень рыхлому снегу, не проваливаясь вниз
Забегая вперед скажу – не приводит, удовольствия сноубайк дарит не меньше снегохода, а вот требований к умениям и физической подготовке пилота, напротив — снижены. Своя специфика! Но о ней – чуть позже, пока пара слов о самом мотоцикле. На тесте у нас оказался аппарат 2017 модельного года, но все отличия от нового аппарата 2018 года скрыты от глаз.
Говорят, в нынешнем модельном году рама стала легче на 600 граммов, увеличились межсервисные интервалы, изменились настройки, но эволюция шведских, как и австрийских, эндуро происходит так плавно, что простому человеку заметить отличия будет непросто.
Инжекторная «одностволка» по ощущениям выдает 65-70 сил излишние на внедорожном мотоцикле, но достаточные на зимнем
А вот оценить внешнюю эстетику – напротив. Чего только стоят фрезерованные траверсы с выгравированным на них моментом затяжки болтов, фиксирующих перья! А барашки регулировки вилки WP, позволяющие настраивать подвеску прямо в перчатках, а стильный квадратный диодный фонарик в охвостье и минималистичная жк-панель, отображающая скорость, счетчик моточасов с лампами «чек энджина», индикатора дальнего света и резерва в баке…
Такие барашки регулировки можно крутить даже в толстых зимних перчатках, эталон эргономичности
Думаю, люди, способные утопить такой мотоцикл в грязи, не задумываясь смогли бы обтянуть подушки дивана полотном итальянского художника эпохи возрождения или использовать золотой саркофаг египетского фараона в качестве ящика для инструментов в гараже.
Но даже отбросив внешнюю безупречность, говорить о FE501 можно долго: изумительное шасси, топовые компоненты и великолепнейший 510-кубовый мотор, мощность которого реализовать смогут далеко не все – эталонный мотоцикл с сухой массой в 109 килограмм, до которого я, скажу по секрету, до сих пор не дорос, считая более чем достаточной четырёхтактную 250-ку. Но это мотоцикл «здорового человека», а что же с его снежной версией?
Крепление лыжи выглядит более, чем надёжно
Здесь всё иначе, первое открытие начинается уже на этапе погрузки тестового аппарата в микроавтобус. 109 килограмм говорите? Прибавьте к ним 9 кг передней лыжи, 10 литров топлива и аж 61 кг гусеницы, совершенно не желающей катиться по ледяной корке и получится весьма и весьма немало, даже за вычетом штатных колес и тормозных механизмов мотоцикла. Husqvarna Snowbike – тяжёлая!
Гусеница Camso ставится прямо на штатные места крепления маятника и центрального моноамортизатора
С другой стороны, она все равно легче снегохода, так что случись уронить её на бок или закопаться в пухляке на крутом подъёме, что мне удалось сделать всего один раз, поднять мотоцикл можно в одиночку. Со снегоходом такое прокатывает не всегда, даже при наличии лопаты и должной сноровки. Вдобавок, на ходу масса не ощущается, благо центр тяжести ниже, чем у обычного, «колёсного» мотоцикла.
В своей стихии аппарат выглядит до неприличия ярко и футуристично – отличная смесь дизайна и технологий
Настолько ниже, что сноубайк легко стоит без подставки хоть в пухляке, хоть на ровном кафельном полу. На ходу же, он ещё и всеми силами стремится принять вертикальное положение, поражая своей стабильностью. Упасть с него сложнее, чем с обычного эндуро!
В это сложно поверить, но Husqvarna Snowbike требует от пилота куда меньше усилий и умений, чем какой-нибудь 140-кубовый питбайк, главное – не закрывать газ.
Повороты в пухляке даются легче, чем на обычном мотоцикле
При сбросе газа, лыжа, выходящая на глиссер, начинает тонуть в снегу, передняя подвеска сжимается и, помимо доброй порции снежной пыли в физиономию, есть риск получить удар в руль, случись встретить кочку или пенёк под снегом, совершенно не ощутимый, если ехать на ровном газу.
Тормозной диск работающий в тандеме с двухпоршневым суппортом здесь лишь сзади, а тормозная машинка установлена на руле справа, там, где на обычном мотоцикле расположен рычаг переднего тормоза. Педали заднего тормоза и вовсе нет — перед установкой гусеницы её снимают.
Газовый амортизатор и центральный склиз с дополнительными катками показали себя на удивление хорошо
Такая рокировка непривычна и могла бы потребовать долгого привыкания, если бы сноубайк вообще нуждался в тормозах. Гусеница сама по себе имеет такой зацеп и такое сопротивление качению, что стоит вам просто закрыть газ и выжать легчайшее сцепление, как аппарат начинает интенсивно замедляться, чего уж говорить про торможение двигателем! Да, с заблокированной гусеницей торможение ещё немного эффективней, но в 99% случаев о наличии специального механизма для остановки вы просто не вспомните.
Энергоемкости передней подвески достаточно даже для прыжков
Увы, то, что хорошо тормозит, не всегда хорошо едет. Динамика сноубайка уступает даже 250-ке, разгоняется он неохотно, даже когда отключен трекшн-контроль и выбрана самая динамичная топливная карта. Короткие передачи нужно постоянно щелкать, а на высшей мотор вообще перестает разгонять аппарат, расходуя всю мощность на поддержание уже набранной скорости. И это с самым мощным мотором, боюсь представить, как придётся ехать на 300-ке. Снегоход будет быстрее, да и вариатор не требует от пилота лишних манипуляций.
Что-то более подходящее для фрирайда нужно ещё поискать. Кажется, Snowbike — это лучшее, что я делал в жизни одетым!
Оно и не удивительно, ведь мотора здесь меньше, а лыжа (110 х 30 см) и гусянка (175 х 31 см) с грунтозацепами высотой 2,5 дюйма (6,3 см) вполне себе снегоходных размеров и приводить их в движение не так уж и просто. Стоит ли говорить, о возрастающем расходе топлива и необходимости включать передачу пониже перед подъёмами?
Высота мотоцикла и дополнительная масса полностью нивелируется чрезвычайно низким центром тяжести
Впрочем, назвать аппарат медленным язык не поворачивается – несмотря на неработающий в снегоходном исполнении спидометр, по ощущениям сноубайк едет 80 км/ч, а то и больше. Мало? Это на ровном асфальте на восьмидесяти вы будете одним глазом разглядывать декольте стоящей на остановке студентки, а другим смотреть на экран навигатора, в полуметровом снежном пухляке это вполне приличное значение.
Поймать нейтралку непросто из-за гусеницы, в обычной версии с колесами такой проблемы не возникает
Здесь же и основная стихия сноубайка – укатанный снег с ледовой коркой не для него, даже учитывая аж четыре стальных конька на лыже, по дачным дорожкам вваливать лучше на шипованной кроссовой резине. А вот глубокий рыхлый снег, чаще встречающийся в горах и совершенно непроходимый для колёсной техники, позволит аппарату раскрыться полностью. Нынешняя аномальная зима, засыпавшая всё неимоверными сугробами, пришлась как нельзя кстати.
Длины гусеницы и высоты грунтозацепов достаточно для штурма даже крутых склонов, главное – не закрывать газ
Поворачивать можно как угодно. Контрруление? В меньшей степени, чем на снегоходе или мотоцикле, но работает. А может завалить аппарат в поворот массой тела? Играючи! Но особенно хорошо виражи проходятся, когда всё, чему научился за годы езде на самой разной технике, используешь одновременно. Заваливаться в повороты можно чрезвычайно далеко, практически доставая краем руля до снега!
В поворот снегоцикл Husqvarna укладывается силой мысли
Правда, в этом положении, аппарат, будто неваляшка, стремится принять вертикальное положение и выпрямить руль, особенно, если добавлять газа, но к этому быстро привыкаешь – что-то подобное я уже встречал на гидроциклах и снегоходах. Возможно, такой изумительной управляемостью аппарат обязан оригинальной конструкции гусеницы – там, где у прочих снегоходов и «снежных мотоциклов» две направляющих с роликами, у гусеницы Camso одна, центральная и массивная с одним единственным газовым амортизатором. Благодаря такому решению полотно гусеницы немного «играет», подминаясь в поворотах и обеспечивая лучший зацеп в наклонах.
Чёрная пластиковая рукоятка на лыже не блажь, а полезный инструмент, облегчающий вызволение мотоцикла из снега
Главное, чтобы под гусеницей, находящейся практически под прямым углом к горизонту, не проскочил какой-нибудь сюрприз, вроде земляного бугра. Однако, падения на снегу не заканчиваются ничем ни для пилота, ни для аппарата, так что их можно рассматривать, как ещё один способ получения ярких эмоций.
А вот поднимать мотоцикл непросто, особенно в глубоком снегу. Нет, это не тяжёло, но неимоверная высота аппарата вносит коррективы. Даже с моим 190-сантиметровым ростом на ровной поверхности в седле сноубайка я не достаю двумя ногами до земли, а когда аппарат стоит на снегу, а я на полметра провалился в сугроб, задача залезть на него становится нетривиальной.
Высота мотоцикла позволит взобраться на него далеко не всем, по крайней мере без использования табуретки
Ставишь сапог на подножку и пытаешься перенести через седло вторую ногу – аппарат падает, запрыгнуть в седло – невозможно. Оседлать мотоцикл можно лишь одним способом – воткнув передачу и, выжимая сцепление, поставить одну ногу на подножку, после чего дать газу и уже на ходу запрыгнуть в седло. Пожалуй, это главная сложность, которая может возникнуть при общении с высоченным мотоциклом, лишённым боковой подставки.
Husqvarna Snowbike не испытывает никаких проблем ни в глубоком снегу, ни на заснеженном склоне
Главное, что в отличие от снегоходов и мотоциклов, именно за рулём снегоцикла у меня получилось полностью расслабиться и выкатать бак бензина, а затем, заправившись, продолжить ездить снова. Болеть к концу ездового дня стала лишь задница – я понимаю, что на эндуро нужно ездить стоя, но это же ещё и немножко «сноубайк», правда? Поэтому позволю себе немного поругаться на чрезмерно жёсткое седло и дубовую заднюю подвеску. И пусть её ход меньше оригинального, мотоциклетного всего на три сантиметра, работает жёсткий амортизатор в гусенице куда хуже WP, установленного на мотоцикле с завода, да и шестьдесят неподрессоренных килограмм никуда не денутся, увы.
Несмотря на возросшую массу, управление зимней версией FE501 не вызывает сложностей
С этим придётся жить, равно как и с отсутствующим задним ходом. Гусеница нехотя ворочается в обратную сторону на «нейтралке» и в одиночку сдавать назад непросто. Но и с этим можно смириться, учитывая, что препятствие, которое мотоцикл не сможет взять ходом, придется ещё поискать. Не выглядят существенными недостатками и небольшие сложности с поиском «нейтрали», видимо, вылезающие из-за гусеницы, и подмерзание совершенно не рассчитанных на езду по 15-градусному морозу деталей, вроде пробки бака. Но всё это – мелочи жизни, совершенно не мешающие получать удовольствие от техники.
Уверенный зацеп в поворотах обеспечат четыре твердосплавных конька на лыже
В остальном Husqvarna Snowbike – выдающийся аппарат, радующий и повадками и обликом, как в общем, так и в частном. Но может ли он стать полноценной альтернативой спортивному снегоходу? С одной стороны – проходимость не хуже, а возможность в одиночку вытащить его из любой западни и внушительная всепролазность кое в чём делают его даже привлекательнее, с другой – недостаток мощности и максимальной скорости сливают горным снегоходам, и это тоже нельзя списывать со счетов. Не думаю, что сноубайк сможет заменить снегоход, но точно знаю, что снегоход не заменит сноубайк – возможность накинуть колеса и продолжить кататься на любимом аппарате дорогого стоит.
Видеообзор снегоцикла Husqvarna FE501:
Фотографии Husqvarna FE501 2017 Snowbike:
Благодарим мотосалон «SVR MOTORSPORT» за предоставленную на тест технику
Экипировка предоставлена компаниями Байк Ленд и Promoto
Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов | dns@omoimot.ru | +7 (999) 851-49-71
Оранжевые тыквы, ахахаха. Надо запомнить. )))))))))
Снегоход это не только спорт, это ещё и утилитарное ТС в условиях крайнего севера, например. А сноубайк это фан или спорт. Я не могу придумать для него утилитарного применения.
Cyrix, оно тут и не нужно, утилитарное это про неё. Тут скорее из области "держись, а то из трусов вылетишь".
Cyrix, снегоходы бывают трех типов: утилитарные (это как раз сани таскать с тушами оленей и рыбой), кроссоверы (чтоб не выглядеть как лох в дачном кооперативе или ездить далеко с комфортом) и горные (это когда 160-180 сил и одно место, на котором особо не посидишь). И "Буран" еще бывает, но это вообще жопоболь. Если ты обратишь внимание, в тексте я проводил аналогии с горниками, которые берут исключительно для каталки.
Fedotov, ясненько. Я в снегоходах разбираюсь, как свинья в апельсинах. ))
Не увидел в тексте ни слова о пригодности сноубайка к пассажирским перевозкам. Ответственно заявляю — это возможно! Отсутствие второй пары подножек, конечно, доставляет некоторые неудобства, а недостаток сцепления задницы с седлом заставляет иногда переместиться в близлежащий сугроб, но так как падать с него приятно и весело – считаю Хускварну на гусеницах семейным аппаратом.
Jackson, шведскосемейным.