Лёд и пламя:
тест-драйв Husqvarna Snowbike

8

Удивительно, но первые упоминания о сноубайках датируются 1850-годами. Конструкции тех лет не имели моторов и больше походили на гибрид санок с велосипедом, однако за более, чем полтора века суть не изменилась, новой стала лишь форма. Появление достаточно мощных мотоциклов и хороших гусениц, а главное – навязчивое желание человечества постоянно пробовать что-то новое, привели к очередному витку эволюции мотоциклов для снега, набирающих популярность в последние годы. О лучшем из них мы сейчас и расскажем.


За последнее десятилетие мне удалось прокатиться не только на сотнях мотоциклов, но и на нескольких десятках снегоходов, включая самые мощные горные аппараты, уже с завода имеющие добрые 160 сил и дополненные наддувом, так что сравнить новый Husqvarna Snowbike есть с чем. А можно ли его вообще с кем-то сравнивать? Вопрос сложный и ответ на него, читателю, вероятно, придётся сделать самому, ибо я однозначный вывод для себя так и не сделал. Впрочем, обо всём по порядку.


Для испытания снегоцикла мы отправились в место, где грань между мирами необычна тонка
Для испытания снегоцикла мы отправились в место, где грань между мирами необычайно тонка


Для начала стоит уточнить, что Snowbike это не конкретная модель шведского бренда, а то, что получится, если вы возьмёте мотоцикл Husqvarna и установите на него комплект DTS 129 от компании Camso, предлагаемый официальный дилером марки. Мотоцикл Husqvarna может быть любой, с поправкой на мощность двигателя: для езды на гусеницах подойдёт четырёхтактный мотор с объёмом от 450 см3 или двухтактный 300-кубовый.

В основе доставшейся нам конфигурации сноубайка лежит эндуро Husqvarna FE501 и его потенциала, как мне показалось, хватает с трудом, но 701-я, к сожалению, с гусянке Camso не подходит из-за иной конструкции маятника. Само собой, выбор байка-донора не ограничивается одной лишь «Хускварной»: ничто, не считая ценника в 340 тысяч рублей за комплект из лыжи и гусеницы, не помешает владельцам внедорожных KTМ превратить свои оранжевые тыквы в такую же роскошную снежную карету.


Газовый амортизатор и центральный склиз с дополнительными катками показали себя на удивление хорошо
Над гусеницей располагается багажник, куда стоит положить канистру с топливом — аппетит у Snowbike весьма впечатляющий


Дорого? На фоне горного снегохода, вроде Ski-Doo Summit, ценник на который стартует от 1 299 000 рублей, даже 1 069 000 рублей, которые просят за готовый сноубайк на базе Husqvarna FE501, выглядят хорошим предложением. А ведь мы говорим о самой дорогой версии сноубайка, оставляя за скобками модели попроще, вроде FX450, которую вместе с гусеницей можно отхватить уже за 993 000 рублей.

В общем, финансовая экономия очевидна, даже без учёта того, что летом снегоход будет пылиться, а от превращения в привычный мотоцикл сноубайк отделяет два часа, которые потребуются на установку обычных колёс. Монтаж вообще продуман до мелочей: чего только стоит тормозной механизм на гусенице – отдельный суппорт с тормозной машинкой и уже прокачанной магистралью крепится прямо на руль за считанные минуты, да и в остальном сложностей не много. Вот только не приводит ли такое кроилово денег к попадалову на эмоции?


510-кубовая 4-тактная инжекторная "одностволка" по ощущениям выдает 65-70 сил излишние на внедорожном мотоцикле, но достаточные на сноубайке
Главное достоинство Husqvarna Snowbike – способность ехать даже по очень рыхлому снегу, не проваливаясь вниз


Забегая вперед скажу – не приводит, удовольствия сноубайк дарит не меньше снегохода, а вот требований к умениям и физической подготовке пилота, напротив — снижены. Своя специфика! Но о ней – чуть позже, пока пара слов о самом мотоцикле. На тесте у нас оказался аппарат 2017 модельного года, но все отличия от нового аппарата 2018 года скрыты от глаз.

Говорят, в нынешнем модельном году рама стала легче на 600 граммов, увеличились межсервисные интервалы, изменились настройки, но эволюция шведских, как и австрийских, эндуро происходит так плавно, что простому человеку заметить отличия будет непросто.


Инжекторная «одностволка» по ощущениям выдает 65-70 сил излишние на внедорожном мотоцикле, но достаточные на сноубайке
Инжекторная «одностволка» по ощущениям выдает 65-70 сил излишние на внедорожном мотоцикле, но достаточные на зимнем


А вот оценить внешнюю эстетику – напротив. Чего только стоят фрезерованные траверсы с выгравированным на них моментом затяжки болтов, фиксирующих перья! А барашки регулировки вилки WP, позволяющие настраивать подвеску прямо в перчатках, а стильный квадратный диодный фонарик в охвостье и минималистичная жк-панель, отображающая скорость, счетчик моточасов с лампами «чек энджина», индикатора дальнего света и резерва в баке…


Такие барашки регулировки можно крутить даже в толстых зимних перчатках, эталон эргономичности
Такие барашки регулировки можно крутить даже в толстых зимних перчатках, эталон эргономичности


Думаю, люди, способные утопить такой мотоцикл в грязи, не задумываясь смогли бы обтянуть подушки дивана полотном итальянского художника эпохи возрождения или использовать золотой саркофаг египетского фараона в качестве ящика для инструментов в гараже.

Но даже отбросив внешнюю безупречность, говорить о FE501 можно долго: изумительное шасси, топовые компоненты и великолепнейший 510-кубовый мотор, мощность которого реализовать смогут далеко не все – эталонный мотоцикл с сухой массой в 109 килограмм, до которого я, скажу по секрету, до сих пор не дорос, считая более чем достаточной четырёхтактную 250-ку. Но это мотоцикл «здорового человека», а что же с его снежной версией?


Крепление лыжи выглядит более, чем надежно. И это не лишний запас прочности - под снегом встречаются вполне себе жесткие препятствия, пробивающие на спусках и торможениях.
Крепление лыжи выглядит более, чем надёжно


Здесь всё иначе, первое открытие начинается уже на этапе погрузки тестового аппарата в микроавтобус. 109 килограмм говорите? Прибавьте к ним 9 кг передней лыжи, 10 литров топлива и аж 61 кг гусеницы, совершенно не желающей катиться по ледяной корке и получится весьма и весьма немало, даже за вычетом штатных колес и тормозных механизмов мотоцикла. Husqvarna Snowbike – тяжёлая!

 

Гусеница Camso ставится прямо на штатные места крепления маятника и центрального моноамортизатора, на месте которого у сноубайка металлическая труба.
Гусеница Camso ставится прямо на штатные места крепления маятника и центрального моноамортизатора


С другой стороны, она все равно легче снегохода, так что случись уронить её на бок или закопаться в пухляке на крутом подъёме, что мне удалось сделать всего один раз, поднять мотоцикл можно в одиночку. Со снегоходом такое прокатывает не всегда, даже при наличии лопаты и должной сноровки. Вдобавок, на ходу масса не ощущается, благо центр тяжести ниже, чем у обычного, «колёсного» мотоцикла.


В своей стихии аппарат выглядит до неприличия ярко и футуристично, отличная смесь дизайна и технологий
В своей стихии аппарат выглядит до неприличия ярко и футуристично – отличная смесь дизайна и технологий


Настолько ниже, что сноубайк легко стоит без подставки хоть в пухляке, хоть на ровном кафельном полу. На ходу же, он ещё и всеми силами стремится принять вертикальное положение, поражая своей стабильностью. Упасть с него сложнее, чем с обычного эндуро!

В это сложно поверить, но Husqvarna Snowbike требует от пилота куда меньше усилий и умений, чем какой-нибудь 140-кубовый питбайк, главное – не закрывать газ.

 

Повороты в пухляке даются легче, чем на обычном мотоцикле, жаль лишь высоты подножек недостаточно, чтобы уберечь ноги от затопления снегом
Повороты в пухляке даются легче, чем на обычном мотоцикле


При сбросе газа, лыжа, выходящая на глиссер, начинает тонуть в снегу, передняя подвеска сжимается и, помимо доброй порции снежной пыли в физиономию, есть риск получить удар в руль, случись встретить кочку или пенёк под снегом, совершенно не ощутимый, если ехать на ровном газу.

Тормозной диск работающий в тандеме с двухпоршневым суппортом здесь лишь сзади, а тормозная машинка установлена на руле справа, там, где на обычном мотоцикле расположен рычаг переднего тормоза. Педали заднего тормоза и вовсе нет — перед установкой гусеницы её снимают.


Газовый амортизатор и центральный склиз с дополнительными катками показали себя на удивление хорошо
Газовый амортизатор и центральный склиз с дополнительными катками показали себя на удивление хорошо


Такая рокировка непривычна и могла бы потребовать долгого привыкания, если бы сноубайк вообще нуждался в тормозах. Гусеница сама по себе имеет такой зацеп и такое сопротивление качению, что стоит вам просто закрыть газ и выжать легчайшее сцепление, как аппарат начинает интенсивно замедляться, чего уж говорить про торможение двигателем! Да, с заблокированной гусеницей торможение ещё немного эффективней, но в 99% случаев о наличии специального механизма для остановки вы просто не вспомните.

 

Энергоемкости передней подвески достаточно даже для прыжков
Энергоемкости передней подвески достаточно даже для прыжков


Увы, то, что хорошо тормозит, не всегда хорошо едет. Динамика сноубайка уступает даже 250-ке, разгоняется он неохотно, даже когда отключен трекшн-контроль и выбрана самая динамичная топливная карта. Короткие передачи нужно постоянно щелкать, а на высшей мотор вообще перестает разгонять аппарат, расходуя всю мощность на поддержание уже набранной скорости. И это с самым мощным мотором, боюсь представить, как придётся ехать на 300-ке. Снегоход будет быстрее, да и вариатор не требует от пилота лишних манипуляций.

 

Лучший аппарат для фрирайда нужно еще поискать, кажется, Husqvarna Snowbike это лучшее, что я делал в жизни одетым.
Что-то более подходящее для фрирайда нужно ещё поискать. Кажется, Snowbike — это лучшее, что я делал в жизни одетым!


Оно и не удивительно, ведь мотора здесь меньше, а лыжа (110 х 30 см) и гусянка (175 х 31 см) с грунтозацепами высотой 2,5 дюйма (6,3 см) вполне себе снегоходных размеров и приводить их в движение не так уж и просто. Стоит ли говорить, о возрастающем расходе топлива и необходимости включать передачу пониже перед подъёмами?


Высота мотоцикла и дополнительная масса полностью нивелируется чрезвычайно низким центром тяжести, управлять им проще, чем питбайком
Высота мотоцикла и дополнительная масса полностью нивелируется чрезвычайно низким центром тяжести


Впрочем, назвать аппарат медленным язык не поворачивается – несмотря на неработающий в снегоходном исполнении спидометр, по ощущениям сноубайк едет 80 км/ч, а то и больше. Мало? Это на ровном асфальте на восьмидесяти вы будете одним глазом разглядывать декольте стоящей на остановке студентки, а другим смотреть на экран навигатора, в полуметровом снежном пухляке это вполне приличное значение.

 

Поймать нейтралку непросто из-за гусеницы, в обычной версии с колесами такой проблемы не возникает


Здесь же и основная стихия сноубайка – укатанный снег с ледовой коркой не для него, даже учитывая аж четыре стальных конька на лыже, по дачным дорожкам вваливать лучше на шипованной кроссовой резине. А вот глубокий рыхлый снег, чаще встречающийся в горах и совершенно непроходимый для колёсной техники, позволит аппарату раскрыться полностью. Нынешняя аномальная зима, засыпавшая всё неимоверными сугробами, пришлась как нельзя кстати.


Длины гусеницы и высоты грунтозацепов достаточно для штурма даже крутых склонов, главное - не закрывать газ
Длины гусеницы и высоты грунтозацепов достаточно для штурма даже крутых склонов, главное – не закрывать газ


Поворачивать можно как угодно. Контрруление? В меньшей степени, чем на снегоходе или мотоцикле, но работает. А может завалить аппарат в поворот массой тела? Играючи! Но особенно хорошо виражи проходятся, когда всё, чему научился за годы езде на самой разной технике, используешь одновременно. Заваливаться в повороты можно чрезвычайно далеко, практически доставая краем руля до снега!


В поворот снегоцикл Husqvarna укладывается силой мысли
В поворот снегоцикл Husqvarna укладывается силой мысли


Правда, в этом положении, аппарат, будто неваляшка, стремится принять вертикальное положение и выпрямить руль, особенно, если добавлять газа, но к этому быстро привыкаешь – что-то подобное я уже встречал на гидроциклах и снегоходах. Возможно, такой изумительной управляемостью аппарат обязан оригинальной конструкции гусеницы – там, где у прочих снегоходов и «снежных мотоциклов» две направляющих с роликами, у гусеницы Camso одна, центральная и массивная с одним единственным газовым амортизатором. Благодаря такому решению полотно гусеницы немного «играет», подминаясь в поворотах и обеспечивая лучший зацеп в наклонах.

 

Черная пластиковая рукоятка на лыже не блажь, а полезный инструмент, облегчающий вызволение мотоцикла, если он все же засядет
Чёрная пластиковая рукоятка на лыже не блажь, а полезный инструмент, облегчающий вызволение мотоцикла из снега


Главное, чтобы под гусеницей, находящейся практически под прямым углом к горизонту, не проскочил какой-нибудь сюрприз, вроде земляного бугра. Однако, падения на снегу не заканчиваются ничем ни для пилота, ни для аппарата, так что их можно рассматривать, как ещё один способ получения ярких эмоций.

А вот поднимать мотоцикл непросто, особенно в глубоком снегу. Нет, это не тяжёло, но неимоверная высота аппарата вносит коррективы. Даже с моим 190-сантиметровым ростом на ровной поверхности в седле сноубайка я не достаю двумя ногами до земли, а когда аппарат стоит на снегу, а я на полметра провалился в сугроб, задача залезть на него становится нетривиальной.


Высота мотоцикла позволит взобраться на него далеко не всем, по крайней мере без использования табуретки
Высота мотоцикла позволит взобраться на него далеко не всем, по крайней мере без использования табуретки


Ставишь сапог на подножку и пытаешься перенести через седло вторую ногу – аппарат падает, запрыгнуть в седло – невозможно. Оседлать мотоцикл можно лишь одним способом – воткнув передачу и, выжимая сцепление, поставить одну ногу на подножку, после чего дать газу и уже на ходу запрыгнуть в седло. Пожалуй, это главная сложность, которая может возникнуть при общении с высоченным мотоциклом, лишённым боковой подставки.


Husqvarna Snowbike не испытывает никаких проблем ни в глубоком снегу, ни на заснеженном склоне
Husqvarna Snowbike не испытывает никаких проблем ни в глубоком снегу, ни на заснеженном склоне


Главное, что в отличие от снегоходов и мотоциклов, именно за рулём снегоцикла у меня получилось полностью расслабиться и выкатать бак бензина, а затем, заправившись, продолжить ездить снова. Болеть к концу ездового дня стала лишь задница – я понимаю, что на эндуро нужно ездить стоя, но это же ещё и немножко «сноубайк», правда? Поэтому позволю себе немного поругаться на чрезмерно жёсткое седло и дубовую заднюю подвеску. И пусть её ход меньше оригинального, мотоциклетного всего на три сантиметра, работает жёсткий амортизатор в гусенице куда хуже WP, установленного на мотоцикле с завода, да и шестьдесят неподрессоренных килограмм никуда не денутся, увы.


Несмотря на возросшую массу, управление зимней версией FE501 не вызывает сложностей
Несмотря на возросшую массу, управление зимней версией FE501 не вызывает сложностей


С этим придётся жить, равно как и с отсутствующим задним ходом. Гусеница нехотя ворочается в обратную сторону на «нейтралке» и в одиночку сдавать назад непросто. Но и с этим можно смириться, учитывая, что препятствие, которое мотоцикл не сможет взять ходом, придется ещё поискать. Не выглядят существенными недостатками и небольшие сложности с поиском «нейтрали», видимо, вылезающие из-за гусеницы, и подмерзание совершенно не рассчитанных на езду по 15-градусному морозу деталей, вроде пробки бака. Но всё это – мелочи жизни, совершенно не мешающие получать удовольствие от техники.


Уверенный зацеп в поворотах обеспечат четыре твердосплавных конька на лыже
Уверенный зацеп в поворотах обеспечат четыре твердосплавных конька на лыже


В остальном Husqvarna Snowbike – выдающийся аппарат, радующий и повадками и обликом, как в общем, так и в частном. Но может ли он стать полноценной альтернативой спортивному снегоходу? С одной стороны – проходимость не хуже, а возможность в одиночку вытащить его из любой западни и внушительная всепролазность кое в чём делают его даже привлекательнее, с другой – недостаток мощности и максимальной скорости сливают горным снегоходам, и это тоже нельзя списывать со счетов. Не думаю, что сноубайк сможет заменить снегоход, но точно знаю, что снегоход не заменит сноубайк – возможность накинуть колеса и продолжить кататься на любимом аппарате дорогого стоит.


Видеообзор снегоцикла Husqvarna FE501:

 

Фотографии Husqvarna FE501 2017 Snowbike:
Поймать "нейтралку" не просто из-за гусеницы, в обычной версии с колесами такой проблемы не возникает


Благодарим мотосалон «SVR MOTORSPORT» за предоставленную на тест технику
Экипировка предоставлена компаниями Байк Ленд и Promoto

Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов  |  dns@omoimot.ru  |  +7 (999) 851-49-71

8
Написал
Fedotov 16 февраля 2018 в 20:01

Комментарии6

Оранжевые тыквы, ахахаха. Надо запомнить. )))))))))

Снегоход это не только спорт, это ещё и утилитарное ТС в условиях крайнего севера, например. А сноубайк это фан или спорт. Я не могу придумать для него утилитарного применения.

Cyrix 16 февраля 2018 в 21:45
0

Cyrix, оно тут и не нужно, утилитарное это про неё. Тут скорее из области "держись, а то из трусов вылетишь".

Dns 16 февраля 2018 в 21:52
2

Cyrix, снегоходы бывают трех типов: утилитарные (это как раз сани таскать с тушами оленей и рыбой), кроссоверы (чтоб не выглядеть как лох в дачном кооперативе или ездить далеко с комфортом) и горные (это когда 160-180 сил и одно место, на котором особо не посидишь). И "Буран" еще бывает, но это вообще жопоболь. Если ты обратишь внимание, в тексте я проводил аналогии с горниками, которые берут исключительно для каталки.

Fedotov 16 февраля 2018 в 21:54
2

Fedotov, ясненько. Я в снегоходах разбираюсь, как свинья в апельсинах. ))

Cyrix 16 февраля 2018 в 22:04
0

Не увидел в тексте ни слова о пригодности сноубайка к пассажирским перевозкам. Ответственно заявляю — это возможно! Отсутствие второй пары подножек, конечно, доставляет некоторые неудобства, а недостаток сцепления задницы с седлом заставляет иногда переместиться в близлежащий сугроб, но так как падать с него приятно и весело – считаю Хускварну на гусеницах семейным аппаратом.
 

Jackson 17 февраля 2018 в 13:22
1

Jackson, шведскосемейным.

Fedotov 18 февраля 2018 в 00:02
1
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: