На днях Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) объявило об отзывной компании, касающейся подушек безопасности Takata, установленных на мотоциклы Honda GL1800 2009-2010 годов выпуска. Мы вспомнили о временах, когда системы активной и пассивной безопасности на мотоциклах только появлялись и проследили их эволюцию.
Идея применения автомобильных систем безопасности на мотоциклах столь же стара, сколь и сами системы. Логично, ведь устройства, способные удержать водителя на сидении и частично поглотить энергию удара, нужны человеку вне зависимости от того, на какой технике он попадает в ДТП. Так почему же даже сегодня эти системы являются скорее исключением, чем правилом и не применяются каждым концерном?
Попытки исправить положение мотоциклистов, защищенных от повреждений только мотоэкипировкой ведутся не первый год
Первый и главный фактор – стоимость исследований и разработок: начинать с нуля всегда сложно, поэтому разработки в области безопасности мотоцикла могут позволить себе далеко не многие производители. Чего уж говорить про применение этих систем на серийной продукции.
Именно поэтому серийные мотоциклы, способные похвастаться развитой пассивной безопасностью, можно встретить лишь в модельных гаммах компаний, имеющих опыт применения этих систем на автомобилях. Ярким примером применения подобных наработок стал скутер BMW C1, безопасность которого была доведена до такого уровня, что строгое европейское законодательство дозволяло ездить на этом аппарате без шлема!
Скутер BMW C1 приводится в движение одноцилиндровым двигателем объёмом 199 см3. Фото – BMW Motorrad
Оно и понятно, ведь помимо крыши, специальных дуг и полноценного автомобильного кресла скутер имел целых два ремня безопасности. Увы, мотоциклисты столь прогрессивный аппарат приняли холодно, в производстве скутер, который должен был изменить мир, продержался всего два года, с 2000 по 2002. Впрочем, после этого попытки скрестить автомобильного ежа с мотоциклетным ужом баварский гигант не оставил, представив в 2010 году концепт электрического скутера С1Е, продолжающего идеи классического С1.
Идея скутера С1 получила развитие в виде электрического концепта BMW С1Е. Фото – BMW Motorrad
Тут же идею безопасного мотоцикла подхватили японцы: компания Honda начала изучать вопрос применения эйрбэга на мотоцикле, да столь успешно, что в 2005 году анонсировала эту систему, в качестве опции для своего флагманского туриста Gold Wing 1800.
Казалось бы – вот она, революция в мире пассивной безопасности мотоциклистов! Но, увы, она так и не настала: хотя айрбэг на GL1800 прописался и перешёл даже на новое поколение, показанное в нынешнем году, ни на других моделях бренда, ни у конкурентов такой опции не появилось. Больше того, даже на «Голде» подушка так и осталась одной единственной, работающей лишь при фронтальных ударах на определенных скоростях.
Тесты подушки безопасности на Honda GL1800
Может, не такое уж успешное решение? Дело в том, что в отличие от автомобилей, где водитель спорткара и водитель грузовика сидят в похожих позах, мотоциклетные посадки разнятся. Представьте, как подушка безопасности туриста будет работать на спортбайке, где пилот практически лежит на баке, или пользу от нее на чоппере, с высоким рулём и сиденьем пилота, сдвинутым к заднему колесу.
Туристический флагман Honda GL 1800 опционально оснащается эирбэгом с 2005 года. Фото – Honda
Помимо этого есть ещё один немаловажный фактор: так как подушка, выстреливающая из мотоцикла, поглощает кинетическую энергию пилота, сам мотоцикл должен быть достаточно тяжёлым, чтобы не поменять траектории из-за срабатывания пиропатрона. Вдобавок, айрбэг не так просто разместить на руле или баке мотоцикла, да и весит система немало.
Именно поэтому подушки безопасности, в привычном, автомобильном понимании, на мотоциклах мы увидим не скоро, если вообще увидим. Исключениями могут стать лишь тяжёлые туристы, вроде HD Ultra Limited и BMW K1600GTL, но и на них подобные системы до сих пор никто даже не пытается анонсировать.
Подушка безопасности теперь входит в стандартное оснащение мотоцикла Goldwing Tour DCT 2018. Фото – Honda
Помимо вышеперечисленных систем, самые прогрессивные производители мотоциклов работают и над электроникой, способной предупредить столкновения, например Ducati совместно с Bosch разрабатывают систему Digital Protective Shield, в состав которой входит радар, способный предупредить о наличии препятствия в «слепом» повороте или за углом здания, а в случае чего, ещё и самостоятельно притормозить мотоцикл. Подобные наработки имеются и у компании BMW, в прошлом году представившей концепцию развития безопасного мототранспорта будущего.
Пока мотоциклистам придется довольствоваться тем, что есть сегодня, а именно экипировкой со встроенными подушками безопасности, надувающимися при падении.
Пример работы подушки безопасности D-Air от итальянского производителя мотоэкипировки Dainese
И пусть сегодня такой «надувной» экип стоит недешево, спасёт он в куда большем количестве случаев, нежели «стационарные» подушки, да и мотоцикл остается мотоциклом, не пытаясь превратиться в автомобиль.
Читайте также:
Выбор и покупка шлема: от и до
Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+, чтобы узнавать о самых интересных разработках мотоиндустрии.
Фото на обложке – CESVIMAP
Такой костюм с эирбэгом одноразовый? Или можно заменить пневматическую часть?
wooldoorsockbat, вот выдержка с сайта одного из производителей представленных в РФ:
"Картридж СО2 - единственный элемент одноразового использования. После срабатывания подушки безопасности, для восстановления защитных функций мотоэкипировки, Картридж СО2 необходимо заменить на новый."
Сам этот картридж похож на те что кладут в комплект для ремонта бескамерной резины.
wooldoorsockbat, если сама подушка не протерлась о дорогу, то её можно уложить обратно и заменить недорогой баллончик с CO².
Разговаривал со спортоводом в надувающемся жилете. Говорит, дважды его спасал этот жилет. Сам бы тоже не отказался от надувного воротника, особенно после ДТП в 2016. А вот подушка безопасности на мотоцикле по-моему чистый маркетинг. Что касается всяких ABS, трекшенов и других электронных помощников, то я считаю, что они могут быть полезны, но должны быть отключаемыми.