Стоит ли заливать в мотоцикл бензин с повышенным октановым числом?

10

Когда вы подъезжаете к бензоколонке, у вас обычно есть три-четыре варианта: АИ-92, АИ-95, AИ-98 и иногда АИ-100. Какой из них выбрать для мотоцикла, и имеет ли это значение?

Многие считают, что цифры в индексе отражают не просто октановое число по исследовательскому методу, а некую энергетическую плотность топлива: мол, чем больше число, тем больше мощность, лучше экономичность или отклик на ручку газа.

Не совсем так. Логика понятна: достаточно вспомнить все эти рекламные слоганы, использующие «высокооктановость» как метафору силы. Однако сам по себе бензин с высоким октановым числом не даёт прибавки мощности — он лишь предотвращает детонацию: чем выше октановое число, тем более устойчиво к нему топливо.

Чтобы понять, что такое детонация и почему её следует избегать, давайте на минуту заглянем в сам процесс сгорания. В нормальных условиях свеча зажигания воспламеняет топливную смесь, и фронт пламени равномерно распространяется по камере сгорания, как показано на гифке ниже. При 5000 об/мин процесс сгорания происходит 40 раз в секунду.

Нормальное горение топлива
Нормальное горение топлива

 

При детонации же происходит самопроизвольное воспламенение смеси в другом месте камеры сгорания — уже после срабатывания свечи. Это несанкционированный фронт пламени (на следующей гифке он отмечен красным кольцом), и это плохие новости. Когда два фронта пламени сталкиваются, возникает резкий скачок давления в цилиндре, проявляющийся в виде характерного «стука». Ударная волна детонации буквально молотит по поршню и может привести к растрескиванию его днища, деформации канавок под поршневые кольца, разрушению вкладышей и другим видам повреждений. Кроме того, детонация нарушает нормальное горение, снижая мощность, но это ещё наименьшее из зол.

Детонация вследствие самопроизвольного воспламенения смеси
Детонация вследствие самопроизвольного воспламенения смеси

 

Детонация с большей вероятностью возникает, когда топливно-воздушная смесь сильно сжимается — а именно так и работают форсированные двигатели: с высокой степенью сжатия, ранним зажиганием и большими оборотами. Поэтому бензин с высоким октановым числом и высокая мощность часто идут рука об руку — не потому, что топливо даёт больше сил, а потому, что оно позволяет мотору работать в более тяжёлых условиях без разрушения от детонации.

Это как пить протеиновый коктейль: если совмещать его с серьёзной тренировкой — будет толк. А вот если просто пить, полёживая на диване, — ничего, кроме лишних калорий, это не принесёт.

Тип топлива должен соответствовать уровню форсировки двигателя. Если ваш мотоцикл рассчитан на обычный бензин, нет смысла заливать более высокооктановый — за исключением случаев, когда вы модифицировали мотор (например, для участия в соревнованиях), установив поршни с увеличенной степенью сжатия и/или тонкую прокладку головки цилиндров
Тип топлива должен соответствовать уровню форсировки двигателя. Если ваш мотоцикл рассчитан на обычный бензин, нет смысла заливать более высокооктановый — за исключением случаев, когда вы модифицировали мотор (например, для участия в соревнованиях), установив поршни с увеличенной степенью сжатия и/или тонкую прокладку головки цилиндров

 

Если вы не знаете, какой бензин заливать в свой мотоцикл — посмотрите на наклейку на баке или загляните в руководство пользователя. Использовать следует тот тип топлива, который рекомендован производителем, — ведь именно под него настроен ваш двигатель.

Если же вы заливаете «сотый» бензин в мотоцикл, рассчитанный на «девяносто пятый», в надежде добиться прибавки мощности или уменьшения расхода, вы просто зря тратите деньги. Единственный разумный повод перейти на топливо с более высоким октановым числом — это установка поршней с высокой степенью сжатия и «гоночных» (более тонких) прокладок головок цилиндров, изменение угла опережения зажигания и другие модификации, повышающие степень сжатия и температуру горения. И даже в таком случае, если мотор не детонирует на АИ-92, применение 95-го или 100-го вряд ли даст прирост мощности или улучшит работу.

А вот если вы решите сэкономить и зальёте «девяносто второй» или вовсе «восьмидесятый» бензин в мотоцикл, рассчитанный на АИ-95, то рискуете повредить двигатель. Некоторые современные мотоциклы оснащены датчиками детонации, но большинство — нет. Если вдруг пришлось заправиться некачественным топливом, не паникуйте — просто избегайте высоких нагрузок и больших оборотов, пока не добавите октан-корректор или не зальёте нужный бензин.

Детонация разрушительна и может быстро привести к серьёзным повреждениям — растрескиванию днища поршня и его юбки, разрушению канавок под кольца, повреждению шатунных вкладышей
Детонация разрушительна и может быстро привести к серьёзным повреждениям — растрескиванию днища поршня и его юбки, разрушению канавок под кольца, повреждению шатунных вкладышей

 

При этом важно помнить: октановое число — не единственное, что отличает сорта топлива. С ростом октанового числа увеличивается и концентрация присадок — в первую очередь моющих, предназначенных для очистки форсунок, клапанов и поршней. Логика тут такая: если двигатель рассчитан на высокооктановое топливо, значит, он и сам более требователен к чистоте, и без неё нормальная работа невозможна.

Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» определяет нормы содержания моющих и октаноповышающих присадок. Однако, как показывает практика, далеко не все АЗС (или их поставщики) придерживаются нормативов.

Хуже всего, когда добавляют ядовитый тетраэтилсвинец — один из самых дешевых и эффективных антидетонаторов, но при этом невероятно губительный как для человеческого организма, так и каталитического нейтрализатора мотоцикла. Другая запрещённая присадка — монометиланилин (ММА): он также относится к категории ядов для человека, а для двигателя потенциально опасен тем, что при его высокой концентрации образуются нагар и отложения, которые могут привести к зависанию клапанов.

Так называемое «улучшенное» топливо содержит больше моющих присадок, поэтому периодическая заправка качественным высокооктановым бензином может помочь удалить нагар
Так называемое «улучшенное» топливо содержит больше моющих присадок, поэтому периодическая заправка качественным высокооктановым бензином может помочь удалить нагар

 

Отдельного упоминания заслуживает так называемое «улучшенное» топливо, которое предлагают крупные и известные сети АЗС (навроде Shell V-Power, BP Ultimate и Роснефть Pulsar). Оно по основным показателям они ничем не отличается от обычных сортов, но содержит повышенное количество моющих присадок (от 2,5 до 7 раз больше, чем в «стандартном» топливе), благотворно сказывающихся на чистоте топливной аппаратуры. Можно и доплатить.

Каков вывод?

Большее октановое число не приводит к росту мощности. Разница проявляется только в том случае, если мотор серьёзно модифицирован для работы с высокооктановым топливом и нуждается в повышенной стойкости к детонации. Другое дело — высокооктановые сорта топлива отличаются увеличенным содержанием моющих присадок, а значит, лучше очищают двигатель, что в долгосрочной перспективе помогает сохранить мощность, экономичность и отзывчивость на газ. Так что, если вам спокойнее на «девяносто восьмом» — заливайте, но не надейтесь, что мотоцикл от этого поедет быстрее.

 

10
Написал
QJMOTOR 29 августа 2025 в 13:34

Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: