
Когда вы подъезжаете к бензоколонке, у вас обычно есть три-четыре варианта: АИ-92, АИ-95, AИ-98 и иногда АИ-100. Какой из них выбрать для мотоцикла, и имеет ли это значение?
Многие считают, что цифры в индексе отражают не просто октановое число по исследовательскому методу, а некую энергетическую плотность топлива: мол, чем больше число, тем больше мощность, лучше экономичность или отклик на ручку газа.
Не совсем так. Логика понятна: достаточно вспомнить все эти рекламные слоганы, использующие «высокооктановость» как метафору силы. Однако сам по себе бензин с высоким октановым числом не даёт прибавки мощности — он лишь предотвращает детонацию: чем выше октановое число, тем более устойчиво к нему топливо.
Чтобы понять, что такое детонация и почему её следует избегать, давайте на минуту заглянем в сам процесс сгорания. В нормальных условиях свеча зажигания воспламеняет топливную смесь, и фронт пламени равномерно распространяется по камере сгорания, как показано на гифке ниже. При 5000 об/мин процесс сгорания происходит 40 раз в секунду.
При детонации же происходит самопроизвольное воспламенение смеси в другом месте камеры сгорания — уже после срабатывания свечи. Это несанкционированный фронт пламени (на следующей гифке он отмечен красным кольцом), и это плохие новости. Когда два фронта пламени сталкиваются, возникает резкий скачок давления в цилиндре, проявляющийся в виде характерного «стука». Ударная волна детонации буквально молотит по поршню и может привести к растрескиванию его днища, деформации канавок под поршневые кольца, разрушению вкладышей и другим видам повреждений. Кроме того, детонация нарушает нормальное горение, снижая мощность, но это ещё наименьшее из зол.
Детонация вследствие самопроизвольного воспламенения смеси
Детонация с большей вероятностью возникает, когда топливно-воздушная смесь сильно сжимается — а именно так и работают форсированные двигатели: с высокой степенью сжатия, ранним зажиганием и большими оборотами. Поэтому бензин с высоким октановым числом и высокая мощность часто идут рука об руку — не потому, что топливо даёт больше сил, а потому, что оно позволяет мотору работать в более тяжёлых условиях без разрушения от детонации.
Это как пить протеиновый коктейль: если совмещать его с серьёзной тренировкой — будет толк. А вот если просто пить, полёживая на диване, — ничего, кроме лишних калорий, это не принесёт.
Тип топлива должен соответствовать уровню форсировки двигателя. Если ваш мотоцикл рассчитан на обычный бензин, нет смысла заливать более высокооктановый — за исключением случаев, когда вы модифицировали мотор (например, для участия в соревнованиях), установив поршни с увеличенной степенью сжатия и/или тонкую прокладку головки цилиндров
Если вы не знаете, какой бензин заливать в свой мотоцикл — посмотрите на наклейку на баке или загляните в руководство пользователя. Использовать следует тот тип топлива, который рекомендован производителем, — ведь именно под него настроен ваш двигатель.
Если же вы заливаете «сотый» бензин в мотоцикл, рассчитанный на «девяносто пятый», в надежде добиться прибавки мощности или уменьшения расхода, вы просто зря тратите деньги. Единственный разумный повод перейти на топливо с более высоким октановым числом — это установка поршней с высокой степенью сжатия и «гоночных» (более тонких) прокладок головок цилиндров, изменение угла опережения зажигания и другие модификации, повышающие степень сжатия и температуру горения. И даже в таком случае, если мотор не детонирует на АИ-92, применение 95-го или 100-го вряд ли даст прирост мощности или улучшит работу.
А вот если вы решите сэкономить и зальёте «девяносто второй» или вовсе «восьмидесятый» бензин в мотоцикл, рассчитанный на АИ-95, то рискуете повредить двигатель. Некоторые современные мотоциклы оснащены датчиками детонации, но большинство — нет. Если вдруг пришлось заправиться некачественным топливом, не паникуйте — просто избегайте высоких нагрузок и больших оборотов, пока не добавите октан-корректор или не зальёте нужный бензин.
Детонация разрушительна и может быстро привести к серьёзным повреждениям — растрескиванию днища поршня и его юбки, разрушению канавок под кольца, повреждению шатунных вкладышей
При этом важно помнить: октановое число — не единственное, что отличает сорта топлива. С ростом октанового числа увеличивается и концентрация присадок — в первую очередь моющих, предназначенных для очистки форсунок, клапанов и поршней. Логика тут такая: если двигатель рассчитан на высокооктановое топливо, значит, он и сам более требователен к чистоте, и без неё нормальная работа невозможна.
Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» определяет нормы содержания моющих и октаноповышающих присадок. Однако, как показывает практика, далеко не все АЗС (или их поставщики) придерживаются нормативов.
Хуже всего, когда добавляют ядовитый тетраэтилсвинец — один из самых дешевых и эффективных антидетонаторов, но при этом невероятно губительный как для человеческого организма, так и каталитического нейтрализатора мотоцикла. Другая запрещённая присадка — монометиланилин (ММА): он также относится к категории ядов для человека, а для двигателя потенциально опасен тем, что при его высокой концентрации образуются нагар и отложения, которые могут привести к зависанию клапанов.
Так называемое «улучшенное» топливо содержит больше моющих присадок, поэтому периодическая заправка качественным высокооктановым бензином может помочь удалить нагар
Отдельного упоминания заслуживает так называемое «улучшенное» топливо, которое предлагают крупные и известные сети АЗС (навроде Shell V-Power, BP Ultimate и Роснефть Pulsar). Оно по основным показателям они ничем не отличается от обычных сортов, но содержит повышенное количество моющих присадок (от 2,5 до 7 раз больше, чем в «стандартном» топливе), благотворно сказывающихся на чистоте топливной аппаратуры. Можно и доплатить.
Каков вывод?
Большее октановое число не приводит к росту мощности. Разница проявляется только в том случае, если мотор серьёзно модифицирован для работы с высокооктановым топливом и нуждается в повышенной стойкости к детонации. Другое дело — высокооктановые сорта топлива отличаются увеличенным содержанием моющих присадок, а значит, лучше очищают двигатель, что в долгосрочной перспективе помогает сохранить мощность, экономичность и отзывчивость на газ. Так что, если вам спокойнее на «девяносто восьмом» — заливайте, но не надейтесь, что мотоцикл от этого поедет быстрее.