Мороз без солнца:
всё о зимней езде на мотоцикле

6

Мотоцикл, по убеждению многих наших соотечественников, штука сезонная, поэтому в России, где сезон в среднем длится от силы 4-5 месяцев в году, настоящим мотоциклистам тесновато. Возможно, поэтому именно у нас, а не у каких-нибудь байкеров Аляски, Норвегии или Канады проходят самые отвязные зимние мотопутешествия. Да и концентрация «зимобайкеров» на душу населения у нас, опять же, выше, чем где бы то ни было. Как не замерзнуть, не потерять контроль над мотоциклом и попробовать получить удовольствие от зимних покатушек – читайте в очередном сборнике советов.


Сбавьте скорость

Зимой скользко, поэтому любому двухколёсному мотоциклу на асфальте приходится сильно снижать темп, вплоть до скорости черепахи. Должная подготовка позволяет упущенную скорость возвращать, но лишь до определённых пределов. Именно поэтому, в отличие от поездок осенью, где можно смело докатывать комплект покрышек, оставшийся с лета, под зиму мотоцикл необходимо переобувать.


Перед наступлением снежного сезона необходимо заменить покрышкиС приходом снега средняя скорость передвижения на мотоцикле значительно снижается

 

Подготовьте технику

Вообще зимняя езда чрезвычайно сильно портит мотоцикл: помимо того, что ему наверняка придется поваляться, все металлические поверхности будут под ударом коррозии, возникновению которой только поспособствуют соли и реагенты. Как ни старайся, а к весне любимый байк станет выглядеть хуже. Именно поэтому многие мотоциклисты специально для зимы берут какой-то не очень дорогой аппарат, как правило, убитый китайский эндуро, для которого в продаже есть зимняя или внедорожная резина.


Питбайки и эндуро – достойная альтернатива для передвижения зимой. Фото onliner.by
Питбайки и эндуро – достойная альтернатива для передвижения зимой

 

Задумайтесь о покрышках

Владельцы мотоциклов с колясками, которые относительно комфортно себя чувствуют на летней резине и имеют дополнительную точку опоры, переобувают резину далеко не всегда.

Всем остальным придётся искать выходы: зимняя моторезина существует в продаже, но если для скутеров и для эндуро она частенько встречается в наличии, то владельцам других классов мототехники придётся напрячься и поискать альтернативные решения.


Подобная шиповка удержит байк даже на поверхности замерзших водоемов. Фото BMW Motorrad
Подобная шиповка удержит байк даже на поверхности замерзших водоемов


Например, найти внедорожную «шашку» подходящего размера и ставить эти шины на дорожный мотоцикл. Такую покрышку можно найти с шипами или зашиповать самостоятельно, в продаже, например, встречаются шипы, которые можно вкрутить самостоятельно. Стоят они недешёво, но на безопасности, как известно, не экономят.


Установите дополнительную ветрозащиту
Решив вопрос с резиной, необходимо позаботиться о ветрозащите. Не важно, как быстро ваш мотоцикл может ехать по снегу, если через 15 минут от мороза начинает ломить кости. Здесь хороши все варианты: большое стекло, щитки, а лучше, специальные чехлы на руль или валенки, защита ног и коленей из тонкого пластика или резины. И совершенно не важно, как это будет выглядеть со стороны, главное – максимально сильно закрыться от ветра.


Специальные чехлы на руль лучше всего работают с защитой ручек, исключающих случайное нажатие на рычаги
Специальные чехлы на руль лучше всего работают с защитой ручек, исключающей случайное нажатие на рычаги


Что касается высоких стекол, то верхняя кромка ветровика должна проходить ниже уровня ваших глаз. Дело в том, что каким бы стекло не было прозрачным в гараже, после пяти минут на оживленной трассе оно таковым быть перестанет, а после частых протираний и вовсе станет матовым. Именно поэтому чрезмерная высота станет проблемой.

А для самых прожжённых экстремалов, собирающихся отправиться в зимний дальнобой, мы можем посоветовать установить омыватель. Рецепт прост – бачок омывателя с насосом от любого автомобиля, кнопка и форсунка, установленная на руле или ветровом стекле. Такой гаджет позволит сэкономить время на остановках для протирки стекла шлема, да и в целом продлить его ресурс.


Воспользуйтесь подогревом сиденья и рук

Установите обогревы: самые дешёвые китайские ручки с обогревом ощутимо повысят настроение и помогут сохранить руки в тепле, чего уж говорить про более дорогие и навороченные модели. Зимой это не блажь, а необходимость. Также можно озаботиться и установкой обогрева седла: стандартное и универсально решение найти будет непросто, но мотоциклисты уже давно нашли выход: в любом крупном магазине автозапчастей продаются обогреваемые накладки на автомобильные чехлы, включающиеся в прикуриватель.


Помимо монтажа подогрева рук, можно дополнительно озаботится установкой обогрева сиденья
Помимо монтажа подогрева рук, можно дополнительно озаботится установкой обогрева сиденья


Одну такую грелку можно просто положить поверх седла, закрепить и при необходимости включать в розетку. А можно потратить время, снять обивку седла и установить обогрев под ней, поставив дополнительный выключатель на руль, что займёт намного больше времени, но, в конечном итоге, принесёт больше радости.

 

Позаботьтесь об обзоре

Скорее всего, вам придется потратиться на новый комплект экипировки, ведь ничего, из того, что вы использовали летом и осенью, для зимы не подойдет. Начинать нужно со шлема: стандартный пинлок, даже если он новый, с хорошим морозом точно не справится, поэтому выбирать придётся из снегоходных моделей. И пусть ни одна из них, скорее всего, не будет омологирована для дорог общего пользования, безопаснее будет в них.


Большинство снегоходных шлемов-интегралов можно дооснастить подогревом визора
Большинство снегоходных шлемов можно дооснастить подогревом визора


Именно снегоходные шлемы рассчитаны на мороз, поэтому у них чаще всего можно встретить визор с обогревом, дополнительное утепление и вентиляцию, рассчитанную на холод. Бюджетные модели встречаются и у них, но если даже они покажутся чрезмерно дорогими, можно ограничиться зимним подшлемником, обычным кроссовым шлемом и хорошими снегоходными очками – они, как правило, тоже неплохо работают в мороз.


Держите ноги в тепле

А вот с сапогами лучше не экспериментировать, ибо ноги замерзают быстрее других конечностей. Лучшим выбором станут хорошие зимние сапоги, как снегоходные, так и рыбацкие. На рынке представлены множество не очень дорогих моделей, но есть кое что, что объединяет всю зимнюю обувь – габариты, которые делают переключения передач и использование заднего тормоза чрезвычайно неудобными.


Для длительных поездок можно рассмотреть вариант покупки обуви для охоты или зимней рыбалки
Для длительных поездок можно рассмотреть вариант покупки обуви для охоты или зимней рыбалки


Каждый по своему решает эту проблему, кто-то просто привыкает, кто-то дорабатывает педали, например, устанавливая двуплечую педаль КПП, благодаря чему переключаться вверх можно пяткой. Это самое удобное решение. А если с сапогами вопрос так и не решился, зайдите в любой магазин для рыболовов или спортсменов, там наверняка найдутся так называемые стельки «самогревы», которые на какое-то время смогут вас согреть.


Экипируйтесь по погоде

Что же до брюк и куртки, то и здесь выбор так же не велик. Именно поэтому рассчитывать снова придётся на спецодежду для работы на улице или более дорогой снегоходный экип. В любом случае, куртка должна полностью закрывать поясницу, а брюки заканчиваться на уровне груди. Только так можно избежать застуженной спины.


При наличии финансов, стоит обратить внимание на снегоходную и туристическую экипировку
При наличии финансов, стоит обратить внимание на снегоходную и туристическую экипировку


Размер лучше выбирать с запасом, так, чтобы под зимнюю экипировку поместилась ваша летняя мотоциклетная куртка и брюки с наколенниками, минимальной защиты, как правило, нет даже в снегоходных моделях, а падения зимой ничуть не мягче, чем летом. И, конечно, не стоит забывать про термобельё – даже самый дешёвый и простой комплект повысит ваш комфорт в разы, чего уж говорить про более дорогие модели.


Установите дополнительное освещение

Зимой световой день чрезвычайно короток, поэтому кататься по темноте придется довольно много. В связи с этим, установка дополнительного света на мотоцикл из разряда бесполезного тюнинга переходит в разряд жизненной необходимости. Сегодня на рынке существует масса решений на любой вкус и кошелек, но мы бы рекомендовали установку современных, светодиодных огней дальнего света – они яркие и лёгкие, пусть и не слишком доступные.


Ассортимент дополнительного освещения, представленный сегодня на рынке позволит выбрать оптику на любой бюджет
Ассортимент дополнительного освещения, представленный сегодня на рынке позволит выбрать оптику на любой бюджет


Защитите мотоцикл

Помимо этого, имеет смысл защитить и сальники вилки, зимой они особенно подвержены риску. Можно приобрести специальные щитки именно под ваш мотоцикл, а можно просто отрезать часть пластиковой бутылки и закрепить ее хомутом на пере. А вот резиновые гофры, полностью закрывающие рабочие поверхности вилки, лучше обходить стороной – под ними конденсируется влага и только ускоряет процесс коррозии, хотя от пескоструя на трассе они защищают лучше прочих решений.


Резиновые гофры для перьев вилки лучше всего отработают на грязной трассе, однако стоит учесть, что под ними скапливается конденсат
Резиновые гофры отлично работают на грязной трассе, но стоит учитывать что под ними может скапливается конденсат


На этом подготовка не заканчивается, есть ещё целый ряд хитростей, способных упростить жизнь зимобайкера. Например, в мороз мотоцикл ещё нужно завести, особенно, если он стоял на холоде. Именно поэтому перед зимой необходимо озаботиться покупкой аккумулятора большей ёмкости и всегда иметь наготове баллон жидкости «быстрый запуск», упрощающей пуск в мороз.


Следите за напряжением бортовой сети
К слову, установив всё электрооборудование, которое мы посоветовали выше, генератор мотоцикла будет работать если не на пределе, то близко к нему. Поэтому мы бы советовали дополнить обогревы и противотуманки одним маленьким, но простым прибором под названием вольтметр. В продаже есть бюджетные варианты, установка их не займёт много времени, а пользы такие приборы принесут много. Лучше заранее выключить максимальный режим обогрева ручек руля, чем встать с высаженным в ноль аккумулятором.


Простейший вольтметр сможет предупредить вас в случае падения напряжения в бортовой сети
Простейший вольтметр сможет предупредить вас в случае падения напряжения в бортовой сети


С этими простыми, но полезными советами зимние покатушки не только принесут море адреналина, но и не подкосят здоровье. Наверняка наши читатели, передвигающиеся зимой, смогут дополнить наш список своим опытом. Удачи на снегу!


Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+, чтобы узнать все подробности о зимней эксплуатации мототехники.


Фотографии, использованные в статье, принадлежат их авторам
Фото на обложке – BMW Motorrad

6
Написал 7 декабря 2017 в 15:27
Рассказать
Комментарии2

Я давно собирался написать пост на эту тему. Но вы меня опередили, разложив всё по полочкам. Тем не менее, дополню, поделюсь личным опытом.

- Подогрев седла не стоит включать в постоянном режиме, а только перед тем, как сесть и поехать. Мужчинам нельзя регулярно греть половые железы, это может привести к бесплодию. А вот простату нельзя переохлаждать, поэтому если мот паркуется в холоде, подогрев не помешает. На промёрзшей седушке ездить не стоит.

- С обувью многие заморачиваются по-всякому, но в итоге всё равно всё сводится к тому, что нужна ветрозащита. Во время езды на мотоцикле ногами практически не двигаешь, на них летит вся слякость с дороги, при этом они обдуваются очень холодным ветром. В результате промерзают даже самые тёплые носки/ботинки/сапоги/унты. Поэтому нужно как-то защитить ноги от холодного ветра и влаги. На некоторых моделях мотоциклов это делает аэродинамика самого мотоцикла, на оппозитах - цилиндры двигателя, на скутере такой проблемы вообще нет, для круизёров есть специальные щитки, а вот на лёгких эндуриках приходится что-то колхозить самому.

- По экипировке есть также важный нюанс - утепляться нужно так, чтоб не было, что в одном месте очень тепло, а в другом продувало холодным ветром. Иначе будешь потеть и мёрзнуть одновременно. Отвратительное ощущение.

- Шипы штука отличная, это совсем другая зимоезда. Но много нюансов. На мой взгляд для ДОП оптимальная высота выступающей части шипа 2.2-3.2 мм. Тут надо понимать простую вещь - шипы на мотоцикле на ДОП работают только на льду. Всё остальное время должна работать резина. Легковой автомобильный шип 1 мм высотой не будет работать потому, что колёса узкие и округлые, зацепа не хватит. Он годится только для автомобильной резины. Кроссовый длинный шип не будет работать на чистом асфальте потому, что резина асфальта не касается. А вот автомобильный грузовой - идеально. Есть также различные варианты самовкручивающихся шипов. Но там тоже свои нюансы, например они имеют свойство углубляться в покрышку по мере её стирания. Есть и важный недостаток - нельзя ездить быстро, шипы растеряешь. Они нагреваются и плавят резину. Про торможения юзом, думаю, итак понятно.

- Ну и самое главное - не нужно спешить. Говорят, что ниже нуля каждые +5 км/ч прибавляют 1 градус к морозу. Не знаю на сколько это верно, не замерял. Но одно я усвоил хорошо - чем быстрее едешь, тем дольше потом отогреваешься. При дальних поездках экономия времени за счёт скорости в итоге не окупается.

Cyrix
38 лет, Москва,
#1456 на сайте с 25.01.2017.
8
15 277
7 декабря 2017 в 20:50 Ответить
5

Вставлю свои пять копеек, хотя не могу сказать что имею выдающийся опыт зимней езды. 
Я экипировался следующим образом:

Шлем Nolan N104 (не рекомендую) с убитым пинлоком (всю дорогу ездил с открытым визором, так как при закрытом, из-за зимнего подшлемника, начинали потеть очки (диоптрические).

Горнолыжное термобельё (верх-низ)+простейшеая флисовая кофта из декатлона, назовём её вторым слоем.

Обычная одежда в которой я ходил на работе (джинсы, толстовка с капюшоном).

Наколенники НА джинсах (давайте пообсуждаем)

Тонкая текстильная мотокуртка с защитой (спина-локти-плечи)

Сверху на всё это надевал сноубордические штаны и куртку.

На руках – обычные короткие кожаные мотоперчатки HELD с перфорацией (других почему-то нет), а сверху – сноубордические же перчатки (с вытащенным внутренним вкладышем). Со временем добавил подогрев рукоятей руля, который всё время забываю выключить после поездок.

Мотоботы – туристические тапки Sidi Clever с мембраной гортекс (считаю эти боты самой своей удачной покупкой из всего мотоэкипа, удобнее ничего не носил: в дождь не мокнут, в жару как будто дышат, разок оказывался в них под скользящим мотоциклом – не осталось даже синяка)

Во всем вышеперечисленном не очень удобно шевелиться, но задача стояла выехать на МКАД, проехать 20 км, развернуться на бабочке. Вечером повторить в обратном порядке.

 

Мотоцикл – фазер 800, резина – штатный пластмассовый бриджстоун.

Dns
29 лет, Москва,
#3 на сайте с 19.12.2015.
10
0 22
7 декабря 2017 в 23:38 Ответить
5
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии