Когда открытие? С наступлением погожих деньков вопросы про празднование начала сезона похорон мотобратьев слышен всё чаще. Прожженные мотоциклисты открываться не спешат, они знают как среднестатистический водитель находит в машине зеркала и поворотники – не под воздействием агитации «сохрани ему жизнь», а под впечатлением от бедолаг, богатый внутренний мир которых размазан по асфальту и намотан на колеса грузовика одновременно.
Я всегда сочувствую хрустящим непоседам, ведь именно они дисциплинируют водителей ценой своего здоровья, а иногда и жизни. Чего греха таить, не так давно к ним относился и я. А как иначе? В городе, где 5 месяцев в году зима, накататься на мотоцикле не так уж и просто! Именно поэтому открытие сезона из простого повода встретиться переросло во всенародный праздник, с колоннами, ради которых перекрывают полгорода, и продавцами чая из тампаксов по 150 рублей за стакан, делающих полугодовую прибыль за день.
Колонна Московского Мотопарада 2018
Каким бы ни был мотоциклист, зелёным или опытным, молодым или старым, почти любой из них обладает уникальной особенностью, утраченной другими людьми. Мотоциклисты умеют организовывать себя сами, без кнутов и пряников собираться в колонны, устраивать праздники, радовать себя и других. Сломалась машина где-нибудь на третьем кольце? Максимум, на что вы можете рассчитывать – штраф за остановку в неположенном месте. Но попробуйте повторить остановку на мотоцикле – в течение первых десяти минут помощь предложат не один раз.
В городе Москва, где власти делают всё, чтобы люди ненавидели друг-друга, царапаясь за места на дорогах и парковках, умение определенной прослойки договариваться между собой – явление уникальное. А от того и не слишком контролируемое. Зачем гражданам, способным гурьбой постоять за себя, государство? Убийства Алексея Барсукова под Могочей (Забайкальский Край) и Леонида Фролова в Сергиевом Посаде показали всем, какой силой обладают двухколёсные.
Аналогичных историй великое множество и с мотоциклистами они связаны куда чаще, чем, например, с таксистами. Приблизиться к мотоциклистам этой силе и умению сбиваться в стаю иногда удается разве что дальнобойщикам, мало кого напрягающим в виду своей рассредоточенности и страхом потерять единственный заработок. Другое дело мотоциклисты – тысячи молодых и крепких доноров органов с обостренным чувством справедливости и пунктиком по поводу свободы.
Участники колонны открытия мотосезона-2018
Бороться с ними бесполезно, а скорее вредно. Остается лишь возглавить. «Ночные волки» (Далее «НВ») – отличный пример того, как некое некоммерческое объединение может говорить от лица всех российских мотоциклистов. Не забывая поддерживать государство, традиционно отвечавшее на эту поддержку взаимностью.
Относиться к этому объединению, как и к его лидеру, можно по-разному. Любая точка зрения, от безоговорочного уважения до демонстративных попыток дистанцироваться от них, имеет право на жизнь. Очевидно одно – альтернатив, в силу тех или иных причин, немного.
Хочешь колонну в сопровождении сотрудников ГИБДД, перекрытиями главных магистралей (скорые помощи с умирающими подождут, байкеры, в отличие от тех же чиновников, оправдывают жертвы реками донорской крови) и финишем в атмосферном клубе со стриптизершами и проверками документов – пожалуйста. Хочешь андеграунда – собирайся со знакомыми парнями в стаю и отправляйся будить бабушек, постреливая из глушителя. Свобода, братство и немножко равенства.
Кажется, что все мотообъединения в нашей стране более или менее равны, за единственным исключением – «НВ» несколько ровнее других. Не каждый удостаивается чести прокатиться на мотоцикле с Президентом России, слетать в гости к Главе Чеченской Республики, да и других руководителей мотоклубов не приглашают на приемы в Кремль. Не удивительно, что такая ответственность порождает и несколько больше прав, таких, как, например, право выбирать дату открытия сезона.
Александр Залдостанов и исполнитель Тимати на инаугурации В.В. Путина
Максим Ликсутов не только руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, но и заядлый мотоциклист. Этим, к слову, можно объяснить геноцид столичных автомобилистов, в рамках которого город увидел сужение улиц, карательную эвакуацию и парковки по 380 рублей в час. Мотоциклисты при этом страдают меньше других – для них и парковка бесплатная, и камеры, бьющие в спину, всё еще редкость. Вместо кнутов нам, мотоциклистам, положены пряники, вроде мотошколы при «Мосгортрансе» и всенародных праздников – открытий и закрытий сезонов.
«Мотопарад», «Официальное открытие мотосезона», «мероприятие, позволяющее привлечь внимание горожан к безопасности дорожного движения и мотокультуре Москвы» – новые пастыри столичных мотоциклистов не скромничают в эпитетах, отнимая инициативу не только у крупнейшего неформального объединения «Мото Москва», но и у сакральных Русских мотоциклистов. Даром, что лидер последних катался с Путиным на мотоцикле, столичные градоначальники взяли выше, выбрав в качестве транспорта поезд.
«Ночные волки» и Владимир Путин
Первая новость об официальном открытии мотосезона 3 и 4 мая появилась на сайте мэра Москвы 13 марта, откуда она разошлась по другим площадкам. А 24 марта на сайте «Ночных волков» появляется новость об их собственном открытии, которое состоится… 4 мая. Совпадение? Можно было бы предположить, что столичный Дептранс и «НВ» решили объединиться, если бы не фотография письма.
Письмо мэру Москвы от главы мотоклуба «Ночные Волки» (кликни для увеличения)
Качество снимка не позволяет установить подлинность письма и подписи, однако, основываясь на имеющейся информации, осмелюсь предположить, что такое письмо имело место быть. Доказать или опровергнуть его подлинность я не могу, равно, как и оставить его без внимания.
В нём глава «Ночных волков», со свойственной ему прямотой, просит Собянина утвердить именно открытие его клуба. Хирург подчеркивает, что «НВ» открывают сезон в эти даты уже 15 лет подряд, но в этот раз столичный Департамент транспорта согласовывать их отказался, вместо этого ведомство объявило о своем собственном «открытии».
Означает ли это, что гегемонии «Ночных волков» положен конец однозначно сказать сложно, однако, история с велопарадом, инициативу проведения которого уже вырвали у велосипедистов, наводит на определенные мысли. В любом случае, пока старые мотоклубы будут меряться силой с новыми, мотоциклисты откроют сезон. Не обращая внимания на знамена и уровень официальности открытия сезона. Свобода это то, что у тебя внутри.
P.S. Готовя этот материал мы поговорили с руководителем крупнейшего столичного неформального объединения о том, как он и его соратники открывают сезон.
Андрей Иванов, руководитель объединения «МотоМосква» (орфография и пунктуация автора):
Объединение «МотоМосква» создано несколько лет назад. Основными направлениями деятельности являются волнотерская программа помощи на дорогах «Мотомосква.ДТП», помощь детским домам «Мототерапия», донорское движение мотоциклистов «Мотослужба крови», Аллея Памяти погибших мотоциклистов в Мытищах. МотоМосква – это десятки тысяч мотоциклистов нашего региона. Регулярно проводятся мероприятия, посвященные тем или иным событиям. Среди них и вручение шуточной премии за самые сомнительные достижения в мотомире за прошедший год «Мотозвиздец», и программы обучения новичков, курсы оказания первой помощи на ДТП, различные спортивные мероприятия, например «Кубок МотоМосквы по шоссейно-кольцевым мотогонкам».
Церемония «Мотозвиздец». Фото – МотоМосква
С 2014 года МотоМосква проводит открытие зимнего и летнего мотосезона. И если открытие зимнего сезона это праздник для тех, кто переходит на зимние виды активностей – эндуро, мотокросс, снегоходы и т.д., то начало летнего мотосезона – это грандиозное событие с организованной колонной, собирающей до трех тысяч участников. Первая колонна прошла совместно с сообществом «Типичный Мотоциклист», маршрут Стартовал с Воробьевых гор и проходил мимо Кремля на территорию АЗЛК, где были организованы праздничные мероприятия. Тогда (равно как и во все последующие годы) все прошло благополучно, без ДТП и конфликтов. Поддержка ГИБДД не запрашивалась. Справились своими силами.
В 2015-м году мы уже сделали полноценное открытие со стартом с Воробьевых гор. Колонна прошла по Мичуринскому проспекту, вышла на МКАД, финишировав в нескольких километрах от города по Каширскому шоссе. Не стоит повторяться, что на финише были организованы масштабные развлечения для мотоциклистов, небольшая выставка техники, торговля всевозможными мототоварами, шоу-программа и многое другое.
Следующие два года финишем для колонны являлась выставка «МотоВесна», совместно с организаторами которой старт мотосезона превратился в масштабное зрелище. С 2016 года активное участие в организации проезда принимало и столичное ГИБДД, да согласования прохода колонны получались после «закручивания гаек» о шествиях.
Открытие мотосезона в 2016 году:
Для нас обеспечение безопасности всегда было вопросом чести. Все знают, что у «ММ» самые организованные, безопасные и красивые колонны. Это обеспечивается работой слаженной команды из более сотни маршалов, наличия каналов оперативной связи, отработкой маршрутов и, главное, практикой проведения мотоколонн на различных мотомероприятиях.
С другими клубами мы обычно не пересекались, но с некоторыми открытия совпадали. Гости часто успевали побывать и там, и там.
Но в 2017 году через две недели после открытия по очень похожему на наш сценарию был проведен мотопарад, организованный правительством города. Нас, как и многих, пригласили на данное мероприятие, но формат нам не подошел, так что в 2018 году мы провели свой пробег в привычном формате от Поклонной Горы до Парка «Патриот», где мы провели потрясающий фестиваль «МотоМосква-МотоАрмия».
В текущем году мы также планируем самостоятельное проведение пробега. Надеемся получить необходимые согласования. Но мы же все понимаем, что такие крупные объединения, организующие подобные мероприятия, привлекая на них тысячи мотоциклистов, сегодня не в фаворе.
Фото на обложке – Радио Свобода
Фотографии в статье принадлежат их авторам.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Новинка! Оформить полис ОСАГО на мотоцикл теперь просто:
Мотомосква, НВ, дептранс и Ликсутов. Мммм.
Хз, я всегда относил мотомоскву к остаточному явлению интернет-байкинга. Да, люди живые, мероприятия есть. Но после мотоситизен уже всё не то.
Что бы мы не делали, армия получается. Что ж такое то.
Не был ни на одном открытии и не буду.
Никогда не был,хоть и живу в Москве. На мотовесну гоняю постоянно! В этот раз думаю прокатиться на открытии.
Кто все эти люди...
Чё, скотина, достукался? Довылся? Мне нудна твоя одеж, тьфу ёпт, куры млеко, яйки, свинья злая, неси теперь. Я пришёл.