Антон Богданов технический директор и инженер команды Yakhnich Q-team Junior, первый российский механик, работавший в Moto GP, расскажет в интервью о своей карьере в мотоспорте, трудностях и особенностях своей работы.
Как вы начали работать в мотоспорте?
Я начал работать с шоссейными кольцевыми мотоциклами с 2008 года. Раньше я занимался картингом, потом был в мотокроссе, но это были далекие, детские годы. После начались годы учебы, когда я перебрался в Москву, я начал усиленно искать работу, связанную с мотогонками. Однако Москва суровый город и практически в каждом месте, куда я шел устраиваться мне говорили одно и тоже: «мотоцикла нет? Денег нет? Ну как будут, приходи».
На этом моменте мои поиски в сфере мотоспорта закончилась, и я пошел работать в копировальный центр, чтобы просто заработать на студенческую жизнь. Именно в одном из таких центров я познакомился с Сергеем Глагольевым, он пришел делать лицензии для своей команды, и мы с ним разговорились, и он пригласил меня работать в свой сервис в качестве администратора. Он согласился взять меня на работу и буквально через две недели был первый этап по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В команде «Мотоакадемия» катастрофически не хватало людей и меня пригласили просто, чтобы помочь. Но получилось так, что пилот команды разбил свой новый Yamaha R1 и я предложил свою помощь. Мы настолько хорошо сработались и выпустили мотоцикл на старт, что никто этого не ожидал, в той гонке пилот от нашей команды победил! После этого меня довольно быстро взяли в команду.
Вы первый механик из России, который работал в Moto GP. Сможете рассказать об этом подробнее?
Я попал в Moto GP совершенно случайно. В конце 2011 года мне предложили работать в компании Yakhnich Motorsport и я с радостью согласился. Все последующие годы я работал с Владимиром Леоновым (SPB Racing Team).
А в 2016 году Yakhnich Motorsport заключили договор с итальянской командой Octo Pramac Racing, участницей чемпионата Moto GP. Там я работал в бригаде Данило Петруччи. Вливание в коллектив произошло успешно, но сначала было сложно из-за большого количества незнакомых людей вокруг. С языком проблем не было, все знали английский, поэтому работа всегда проходила слаженно. В Moto GP я провел один целый гоночный сезон.
Как продолжилась ваша карьера после Moto GP?
После эпопеи с Moto GP я вернулся в Россию, на тот момент у нас уже была команда Q-team. Мы ориентировались на тех, кто занимается мотоспортом, и оказывали техническую поддержку мотоциклов. В тоже время у нас был Артем Мараев, который у нас тренировался, позже мы встретились с Сашей Васильевым, у которого было желание у нас заниматься. Так мы создали команду юниоров.
В прошлом году наша команда Yakhnich Q-team Junior участвовала в 3х чемпионатах: российский чемпионат RSBK, чемпионат России по Супермото и ADAC Junior Cup – европейский юниорский чемпионат.
Фактически предыдущий год прошел непосредственно с нашими юниорами в качестве технического директора и инженера на трассе.
Чем отличается работа механика в Moto GP и в RSBK?
Фактически отличается масштабностью, в Moto GP гораздо больше людей, которые отвечают каждый за свою функцию. В RSBK один человек может выполнять сразу несколько функций, допустим инженер может быть параллельно механиком.
В нашей команде мы пытаемся достичь схемы, чтобы у каждого мотоцикла был свой механик и на два мотоцикла один инженер. Однако ситуация такова, что не хватает профессиональных людей. Такие люди приходят за достойной оплатой труда, за крепким дружным коллективом. Все это формируется благодаря популяризации мотоспорта, привлечению новых спонсоров и СМИ. Но в нашей стране продвижение мотоспорта идет крайне медленно.
Наверное сейчас молодежь, которая обучается в технических вузах даже не представляет, что существуют мотогонки, на которых могли бы пригодиться их таланты?
Нужно создавать школу для механиков, по образу и подобию испанских и французских школ для механиков. Своей структурой они похожи на университеты. В них также есть зачеты и экзамены, большое количество профильных дисциплин, по окончанию выдается диплом. Но человек получает не только «корочки», но и место в команде, что автоматом делает хороший старт для специалиста.
У нас работают разные люди. В основном энтузиасты, которые хотят и любят работать с мотоциклами.
В России всего команды три, которые могут похвастаться правильной организацией труда. Все остальное, это пережитки прошлого от 2008 года, которые не меняются и не развиваются, потому что все упирается в деньги. Ведь всем приятно смотреть на чистый мотоцикл, блестящий бокс и мягкий коврик под ногами. Не буду спорить, что в сезоне 2018 было гораздо лучше, но это все еще не мировой уровень. Но думаю если мы будем развиваться такими темпами, через лет 5, мы дойдем до уровня Европы, где качество соединяется с красотой.
На сколько важна коммуникация между пилотом и инженером?
Не со всеми пилотами можно найти общий язык. Каждый выражает свои мысли по-своему. Понять, что имеет в виду тот или иной пилот достаточно сложно, поэтому мы стараемся проводить вместе как можно больше времени вместе, чтобы научиться чутко понимать друг друга. С каждым пилотом мы обсуждаем его ошибки, недостатки, стараемся максимально улучшить показатели каждого.
Что самое трудное в вашей работе?
Наверное, пережить гонку. Еще со времен, когда я работал механиком. Не забыть это чувство старта, когда только ребята стартуют и сердце замирает. Ведь от моей работы зависит результат гонки, это колоссальное напряжение.
Если рассматривать победу в гонке, как процентное соотношение вклада пилота и инженера, то сколько достанется вам?
Это сложный вопрос, победа одного, это победа всей команды. Каждый вносит свой вклад. Мы работаем как один большой механизм, мы влияем на победу как с моральной, так и с физической стороны. Поэтому 50 процентов зависит от пилота, а остальные проценты разделить поровну между членами команды: инженером, механиком, менеджером команды и даже родителями, поэтому по 10 процентов на каждого.
И напоследок небольшой блиц-опрос. Лучшая марка шин по вашему мнению? Лучший мотоцикл и лучший трек?
Для шоссейно-кольцевых мотогонок это скорее всего Pirelli. Если говорить про мотоциклы…то это самый быстрый мотоцикл, который хорошо настроен и нравится пилоту.
По поводу российских треков, это скорее всего Moscow Raceway. А мировой – итальянский трек Муджелло.
В следующей статье Антон расскажет о планах на будущий гоночный сезон RSBK 2019