Мотоциклы и подобный им транспорт станут логичным выбором в мире, навсегда изменившемся после прихода коронавируса — таков вывод доклада FEMA, Федерации европейских мотоциклетных ассоциаций.
Если верить экспертам, то вирус COVID-19 и вызванный его приходом образ жизни может остаться с нами навсегда. Политики и вирусологи трубят о полутораметровой дистанции, и многие виды транспорта станут неэффективными в обществе, где такое расстояние между людьми станет нормой.
Общественный транспорт в своём нынешнем виде, включая железные дороги, метро, остановки автобусов и аэропорты, просто не позволит соблюдать 1,5-метровое расстояние, особенно в час пик. Если перевозить потенциально инфицированных пассажиров с соблюдением дистанции, то вместимость коллективного транспорта упадёт до 20-40 процентов от пассажиропотока до начала пандемии. Также далеко не факт, что общественный транспорт будет субсидироваться государством в прежнем объёме, он всегда был более или менее социальным, и теперь у казначеев есть подходящий повод урезать его финансирование.
Прогулки пешком и использование велосипедов станут лучшим выбором для городской микромобильности будущего, особенно учитывая возможное обеднение значительной части населения из-за потери работы или других факторов. Однако вопрос перемещения на большие расстояния останется открытым, этот вызов потребует использования моторизованного транспорта.
Автомобили также не подходят на роль идеального городского транспорта, в условиях пандемии в машине должен находиться только один социально дистанцированный человек, это означает, что на улицах должно быть одновременно ещё в 2-3 раза больше автомобилей. Следствием станут ещё большие, чем до COVID-19, заторы, проблемы с парковкой, загрязнение воздуха и выделение парниковых газов в атмосферу. Следовательно, этот сценарий - не идеальный и вряд ли приемлемый.
Остаётся единственный подходящий выход: мотоциклы, в том числе электрические. Мотоцикл позволяет соблюдать дистанцию, он может использоваться во время как коротких, так и длинных поездок. Он занимает меньше места по сравнению с автомобилем и потребляет значительно меньше топлива. Плохая погода давно уже не является проблемой при поездках на мототранспорте при использовании качественной мотоэкипировки. Современные мотоциклы, даже с двигателем внутреннего сгорания, достаточно экологичны, и с каждым годом на улицах появляется всё больше персонального электротранспорта. Уже сейчас в некоторых странах водителям с категорией «В» позволено управлять электромотоциклами и электроскутерами, эквивалентными 125-кубовым машинам с ДВС, после несложных и непродолжительных обучающих курсов. Дальше — больше, согласно некоторым независимым тестам мотоцикл является самым быстрым городским транспортом. Он дешевле автомобилей и даже может быть дешевле общественного транспорта. А также доступнее, во многих европейских городах уже действуют шеринговые системы с электрическими скутерами.
От массовой мотоциклизации выиграют даже немногие автомобилисты, оставшиеся на дорогах. Согласно исследованию бельгийского Института Транспорта и Мобильности от 2011 года, если 10% автомобилистов пересядут на двухколёсный транспорт, то время в дороге всех участников городского трафика сократится на 63 процента. Для перемещения грузов можно использовать новые нестандартные решения, в том числе грузовые электромотоциклы, квадрициклы и другой лёгкий транспорт.
В будущем также может произойти переосмысление туристических поездок. Многие откажутся от авиаперелётов, не захотев несколько часов подряд дышать одним рециркулируемым воздухом с несколькими сотнями других потенциально больных пассажиров. Общественный туристический транспорт также вряд ли сможет предложить требуемый 1,5-метровый промежуток между пассажирами. Следовательно, всё большую популярность получат путешествия на индивидуальном транспорте. Однако если использовать для туризма автомобили, то мы вновь упрёмся в те же проблемы: пробки на популярных туристических направлениях, забитые парковки около отелей и достопримечательностей и так далее. И в этом случае оптимальным решением станут мотоциклы.
Нам остаётся надеяться, что эволюция транспорта в будущем пойдёт именно этим путём, и мы сможем воспользоваться преимуществами этого подхода: увеличением приоритета мототранспорта, ростом территории мотопарковок, созданием новых зарядных станций для электромотоциклов, а также расширением прочей полезной для мотоциклистов инфраструктуры.
Нифига не изменится. Вернемся к тому, что было до... имхо.