Черногорский край
для мототуристов рай

6

Мы гордо называем свою страну Россией, а иностранцы завистливо говорят «Раша». С Черногорией все ещё круче, она вообще называется «Монтенегро», так что даже фонетического родства в «завистливом» русском произношении и реальном названии нет и в помине. Зато в дружелюбии, да и ментальности местных, родства с нами, славянами, куда больше.


Вообще Босния, Хорватия, Черногория и Албания считаются обязательными к посещению мотоциклистами, желающих увидеть Балканы – местные дороги славятся своей красотой и колоритом, так что двухколёсные туристы из Европы ломятся сюда веселой вереницей, летом, в сезон, из пятерых мотоциклистов, попавшихся вам на дороге, пятеро будут иностранцами.


Прокат скутеров в Черногории развит, цены не кусаются
Прокат скутеров в Черногории развит, цены не кусаются

 

Местные в основном выбирают скутеры, хотя и мотоциклов, правда не очень дорогих, хватает. Я же оказался здесь совершенно по другому поводу, приехав на свадьбу лучшего друга. Впрочем, свадьба-свадьбой, а компания мотоциклистов и скутеристов у нас подобралась что надо, так что поиск проката мотоциклов начался, наверное, во второй или третий день торжества.

Страна не большая, виза для граждан РФ сюда не нужна, цены не кусаются не только на фоне московских, но и даже крымских, а качество всего и вся вокруг выше в разы. Короче, отличное место, которое можно рассматривать в качестве альтернативы нашим, российским курортам. Что же до мотоцикла – забудьте, в разгар сезона найти его нереально.

Обзвон немногочисленных мотопрокатов результатов не дал, да и цены кусаются. Приличный мотоцикл вроде Ducati Monster 797 или KTM Duke 990 стоит около ста евро в сутки, но даже несмотря на прайс, запись на них идет минимум на пару недель вперед. Куда дешевле взять автомобиль, но мы же ехали сюда за другим! Удивительно, но в итоге спас именно автомобильный прокат, где помимо прочего, предлагали ещё и скутеры – 50, 125 и 200-кубовые Kimco Agility.

Kimko Agility чрезвычайно популярен в этих широтах, хотя и состояние оставляет желать лучшего
Kimko Agility чрезвычайно популярен в этих широтах, хотя и состояние оставляет желать лучшего


Компании из десяти человек даже пять аппаратов найти было непросто – Будва оказалась единственным городом, где нам смогли помочь. Залог за каждый аппарат 50 евро, плата в сутки около тридцатника, оформление заняло меньше 20 минут. Тем, кто решит взять аппарат на прокат стоит внимательно отнестись к выбору – состояние у них разное, текущая вилка, следы падений, все это представитель проката должен внимательно сфотографировать и внести в акт, чтобы при возвращении не возникло проблем.

Помимо этого стоит обратить внимание и на уровень топлива в баке – как правило, все скутеры заправлены, но если нет – нужно отметить это в акте, чтобы при возвращении вас не заставили оплачивать бензин. В любом случае, отдавать аппарат нужно с тем же уровнем топлива, с каким он забирался. Мне, например, достался скутер с сухим баком, так что перед возвращением, километров за 20 до города, мне, жадине, пришлось сцеживать бензина на 70 евроцентов, чтобы не обсохнуть до конторы и не подарить ни капли лишнего топлива прокатчикам.


Свидетельство о регистрации размером с обычную пластиковую карту - когда-нибудь до этого додумаются и у нас
Свидетельство о регистрации размером с обычную пластиковую карту - когда-нибудь до этого додумаются и у нас

 

На этом, собственно и все. Шлемы, пусть и не самые приятные безразмерные скорлупки, в прокате есть и даются они в комплекте со скутером, ключи, документы, поехали! Выбор маршрутов довольно широк – Черногория страна маленькая и за два-три дня её можно объехать из конца в конец, так что спешить некуда.

Можно отправиться в Герцог-Новый, дорога в который идет вдоль залива – никаких серпантинов, просто извилистое двухполосное шоссе с довольно расслабленным трафиком. Хотите сэкономить полтора часа? Дорогу вдоль залива можно сократить, добравшись до паромной переправы – 15 минут в очереди, меньше десяти евро и спустя некоторое время плавания вы уже на другом берегу.

Паром, даже с учетом очереди, позволяет сэкономить час пути в объезд бухты
Паром, даже с учетом очереди, позволяет сэкономить час пути в объезд бухты


Паромы курсируют едва ли не круглосуточно, их много и, как правило, параллельно работает четыре-пять судов, а пристань, на которую выкатываются машины и мотоциклы из парома, одновременно является и проезжей частью шоссе, которую добродушные паромщики перекрывают для спокойного выезда пассажиров.

В самом Герцоге-Новом есть пара интересных зданий, несколько хороших ресторанчиков, пристань, где можно купить билет на экскурсионный теплоход или взять в аренду яхту с капитаном, и потрясающая набережная. Последняя интересна тем, что чуть больше века назад вместо нее здесь проходила ветка железной дороги – эстакады, тоннель, руины упавшей в море во время землетрясения крепости и конечно здание вокзала, красота!


Красоты, особенно на побережье, встречаются повсеместно
Красоты, особенно на побережье, встречаются повсеместно

 

Здесь же можно и искупаться – вода тут чище, ведь в отличии от городов и поселков, расположенных у залива, в Герцоге-Новом есть выход в открытое море. Главное - не купаться на диких пляжах и в темное время суток, на дне полно морских ежей, на которых запросто можно напороться. А вот нырять с маской, напротив, нужно обязательно – морские звезды, осьминоги и куча других морских тварей в естественной среде обитания зрелище стоящее.

А если пляжный отдых не для вас – езжайте в Острог, монастырь расположенный высоко в горах. Помимо того, что главное здание построено в нише посреди скалы, особо религиозные граждане смогут прикоснуться к мощам известных святых, а все остальные – просто насладиться видами и ездой по злому серпантину, где не везде могут разъехаться даже легковушки.

Прокатиться по шоссе, идущему вдоль Адриатического моря мотоциклисты и автомобилисты стекаются со всего мира
Прокатиться по шоссе, идущему вдоль Адриатического моря мотоциклисты и автомобилисты стекаются со всего мира

 

Интересно будет и в городе Котор, где расположена одна из самых красивых черногорских крепостей и порт, в который заходят огромные круизные лайнеры. Средневековая атмосфера и куча сувенирных магазинов, набережная, каналы… Красота, в которой стоит задержаться на часок.

Мы же, объездив все вышеперечисленные маршруты на машине, выбрали противоположное направление, отправившись вдоль побережья в сторону Албании на так называемый черный пляж. Маршрут в один конец выходил чуть больше сотни километров, что для компании из трех «полтинников», 125 и 200-кубовых скутеров было идеальным вариантом, который можно было без труда одолеть за день.


Двести километров - оптимальное расстояние, которое без труда можно проехать на 50-кубовом скутере
Двести километров - оптимальное расстояние, которое без труда можно проехать на 50-кубовом скутере

 

Говоря о езде по Черногории, нельзя не отметить и 0,3 промилле, которые может иметь водитель в своем выхлопе. Их мы и старались поддерживать, заливаясь местным пивом, а я периодически всхлипывал, вспоминая времена, когда российских скутеристов ещё не размозжили жернова законодателей… Свободная страна была!

К слову трафик тут настолько неспешный, а ограничения скорости столь суровы, что даже «полтинник» не чувствует себя аутсайдером и едет со всеми в потоке. Местные водители довольно терпеливо относятся к туристам, тупящим на развилках и не способных держать разрешенные 50 км/ч на подъемах. Главное – помнить, что местный асфальт чрезвычайно скользкий даже в сухом и теплом состоянии, поскользнуться можно даже на 30 км/ч, а про мокрый даже думать не хочется, так что осторожность излишней не будет.


Черногорский асфальт даже нагреваясь не обеспечивает хорошего держака
Черногорский асфальт даже нагреваясь не обеспечивает хорошего держака

 

И снова узкое шоссе с потрясающими видами, эстакадами и тоннелями. Тут очень красиво, а вот главный чек-поинт в виде черного пляжа, напротив, разочаровал. Вместо рисовавшегося в моем воображении черного, вулканического песка Тенерифе, оказался какой-то серый, похожий на бетонную пыль. Море тут мелкое, вода из-за песка мутновата, а туристов – выше крыши. Короче, не фонтан, так что искупавшись мы отправились назад, заскочив по пути еще в один небольшой прибрежный городок.


Остановки для купания в мелких бухтах - обязательная часть любого путешествия по побережью
Остановки для купания в мелких бухтах - обязательная часть любого путешествия по побережью

 

Языковой барьер? Забудьте. Сербский язык, на котором говорят аборигены и на котором же пишут вывески, к русскому близок, а местами понятнее того же украинского, да и на русском понимают многие, а с минимальным английским вообще можно забыть обо всех недопониманиях. В этом отношении тут тоже безумно комфортно. Сами ПДД весьма похожи на наши, да и права российские вполне себе котируются, что национальные, что международные.


Стоимость топлива кусается, на это приходится делать поправку
Стоимость топлива кусается, на это приходится делать поправку

 

В прокат аппараты сдавали тем же вечером, ибо жили мы вдали от Будвы, и нам нужно было еще добраться до дома. Здесь тоже есть красивая набережная и крепость на берегу, которую тоже стоит посетить, но после Котора она вряд ли чем-то удивит.


 

Что же до мотоциклетных путешествий, то Черногория в этом отношении ничуть не хуже Кипра, хотя местами не так интересна. К слову, вовсе не обязательно лететь и брать мотоцикл на прокат, при желании сюда можно добраться и на мотоцикле – от Москвы до Черногории меньше трёх тысяч километров, правда для этого вам потребуется шенгенская виза и европейское ОСАГО.


Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+ и примите участие в конкурсе «Моё мотопутешествие»!

6
Написал Fedotov 10 апреля 2018 в 13:48
Рассказать
Комментарии1

Класс!

Всю жизнь мечтал побывать на Балканах, прошлым летом тоже удалось, правда на прокатном хундае, почему-то с прибалтийскими номерами.

Отчаянно призываю всех, кто приехал в Черногорию посетить национальный парк Дурмитор. К нему ведёт лихой серпантин, укрытый таким прекрасным асфальтом, что наши местные говноделы умерли бы от шока. Пейзажи вокруг - не хуже альпийских, трафик редкий, в основном местные, мотоциклисты, да владельцы кабриолетов, неспешно наслаждающиеся дорогой. Неспешно - потому что на протяжении всего пути действуют унизительные ограничения в 30-40 км\ч и стоят строгие, но справедливые полисмены, встречающиеся на ключевых развязках дороги и сидящие в засадах на особо сочных прямиках. Кстати местная полиция, в отличие от нашей, совершенно не гнушается дрючить на трассе мотоциклистов за нарушения, хотя в городах относится к многочисленной мототехнике спокойнее.

 

 

Ключевой точкой Дурмитора является город Жабляк, зимой превращающийся в горнолыжный курорт, правда, судя по состоянию подъёмников и отелей, не слишком популярный. Летом здесь смотреть нечего, поэтому бросаем мотоцикл на бесплатной общественной парковке, закупаемся водой в супермаркете через дорогу и отправляемся по туристической тропе вокруг расположенных рядом горных озер. В принципе, там можно провести весь день гуляя по парку или отдыхая на травке у воды. Парк находится около горы, ранее считавшейся самый высокой в Черногории - Боботов Кук. Если вы достаточно хорошо экипированы и солнце ещё высоко, то можно попытаться этот Кук преодолеть.

 


В 20 минутах от Жабляка есть ещё одна интересная точка - Мост Джурджевича, самый высокий автомобильный мост в Европе. Он построен через ущелье, где протекает река Тара. Настойчиво рекомендую пересечь это ущелье на тарзанке (10 евро), непередаваемые ощущения.

А вот Скадарское озеро, напротив, к посещению порекомендовать не могу, ничего интересного для себя там мы не нашли.

Кстати остров, на фото с обложки - курорт Свети-Стефан, куда можно попасть только будучи жителем отеля, расположенном там. Само собой есть лайфхак, позволяющий не только попасть на территорию, но и получить бесплатную экскурсию по его самым живописным уголкам: для этого списываетесь с администрацией отеля, мол хочу у вас торжество провести, будьте добры покажите что у вас как. Далее вас пригласят на осмотр и все расскажут и покажут.

Dns 10 апреля 2018 в 19:58 Ответить
3
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии