Дикий, дикий Запад, или мотопутешествие на Тарханкут (часть 1)

18

Сегодня на улице идет снег. Самое время полистать летние фотографии и вспомнить, как здорово мы съездили в отпуск. Заранее было решено только одно: это будет мотопутешествие. И... Были некоторые сомнения, волнения и еще целая плеяда разнообразных чувств, но в отличие от прошлогоднего путешествия "Крым с востока на запад", где Маринка была пассажиром, в этом году мы отправились в путь на двух мотоциклах.

Вариантов, куда поехать, как всегда огромное количество. Заготовлены самые разнообразные маршруты по России и Европе: Карелия, Каспий, Прибалтика... Но после долгих обсуждений мы остановились на очень примерном маршруте с условно крайней точкой на мысе Тарханкут, который находится на западе Крымского полуострова.

Наши друзья постоянно удивляются, когда мы  планируем поездку в Крым. Но на нас их аргументы не действуют, потому что они не видели даже тех красивейших уголков этого прекрасного полуострова, в которых уже удалось побывать нам. Да и мы еще не везде были, потому мы с огромным удовольствием  собираемся в очередное путешествие.

День первый

Как часто бывает в нашем случае, рано выехать, как это планировалось, не удалось, зато выспались. Вещи были собраны с вечера, поэтому оставалось только выпить кофе, отнести все к мотоциклам, привязать покрепче и в путь.

Последние приготовления. Около дома, Зеленоград
Последние приготовления. Около дома, Зеленоград

Можно даже сказать, что в этом году мы поехали налегке: на одном мотоцикле небольшой кофр с маринкиными вещами и два чехла для мотоцикла (долго сомневались брать или нет, но взяли), на другом - личный кофр Фёдора, в боковых кофрах немного еды, горелка с газом и небольшой комплект инструментов, которые, надеемся, не пригодятся,  на пассажирском сидении мешок с палаткой, спальниками и надувным матрасом.

До полного и в путь! Зеленоград
До полного и в путь!

Первым делом, конечно же, заезжаем на заправку, где обнаружилась первая небольшая поломка  на Довеле - спущено заднее колесо. Несложные манипуляции с ниппелем, накачать до необходимого давления, и наконец-то, можно ехать.

Давление в шинах в норме, можно ехать!
Давление в шинах в норме, можно ехать!

Одним из многочисленных плюсов путешествия на личном транспорте является то, что можно останавливаться, когда захочется и где нравится. И несмотря на то, что хотелось в первый день побольше проехать по расстоянию, мы решили, что едем, в первую очередь, отдыхать, потому себя не насиловали безостановочными перегонами. Да и Аксик на трассе  ехал бодро, но из-за небольшого бака, бензин заканчивался довольно быстро. Поэтому после переключения на резерв приходилось подыскивать заправку, где восполняли топливный запас и разминали самый-самый низ спины.

К обеду солнце жарило так сильно, что идея искупаться была поддержана обоими участниками мототрипа. На трассе М-4 "Дон" есть неплохое местечко, с удобным подъездом (не нужно куда-то сильно в сторону с дороги уезжать, чтобы к воде спуститься), - пляж "Пеsки" на  Воронежском водохранилище.

Пляж "Пеsки", Воронеж
Пляж "Пеsки", Воронеж

Это очень популярное место отдыха воронежцев, с многочисленными кафешками, организованными мангальными и кемпинговыми местами, аттракционами и играми для детей и их родителей. Не удивительно, что в субботу там очень многолюдно.

Водохранилище, Воронеж
Воронежское водохранилище

Невероятно приятно окунуться в такую прохладную водичку после долгого жаркого и пыльного дня в дороге. Прям второе дыхание открывается.

Неподалеку от Воронежа есть зоосад, где можно не только на животных полюбоваться, но и плотненько перекусить блюдами кавказской кухни.

Зоосад. Воронеж
Зоосад. Воронеж

Вот и мы зарулили туда проведать нашего друга-верблюда, с которым познакомились в прошлом году, и отведать сытного лагмана и плова из баранины.

Поели, можно ехать дальше. Ресторан "Кудеяров стан", Воронеж
Поели, можно ехать дальше. Ресторан "Кудеяров стан", Воронеж

Не зря мы плотненько подкрепились, ведь впереди нас поджидала многокилометровая пробка на участке "Липовка - Лосево", которая составляла порядка 25 км. Стоит отметить, что тренировки на джимхане и в московском трафике не прошли даром. И если не обращать внимание на вредных обиженных жизнью водителей, которые так и наровят перекрыть маломальскую лазейку для мотоцикла, то в таком маневрировании есть даже свой кайф и наслаждение. А вот фурщикам, которых все так любят ругать, мы бы наоборот сказали огромнейшее спасибо. Они очень помогали нам, выстраивая длинные коридоры и не позволяя упертым...эээ... водителям на своих недомашинах преграждать нам путь.

Пока мы преодолели эту пробищу, уже и солнце скрылось за горизонтом. Это означало, что пора подыскивать местечко для ночлега. Мы заехали в ближайший по пути магазин за водой и продуктами на ужин и завтрак и отправились в сторону от дороги в сосновый лес. Мы уже были в этих местах в прошлом году, когда заезжали в Белогорье, так что немного ориентировались. Очень хотелось остановиться у воды (как раз неподалеку протекает Дон), но тяжелый Довель так и зарывался в песчаном грунте проселочной дорожки. Потому мы не стали мучить ни себя, ни мотоцикл, встали на ближайшей лесной опушке, поужинали, полюбовались черно-звездным небом (путешественники знают, что на юге оно особенно прекрасно) и легли спать.

Итак, в первый день мы преодолели порядка 730 км.

Карта маршрута. День первый
Карта маршрута. День первый

День второй

Какое красивое место мы выбрали для ночлега! Под ногами сухой песок вперемешку с хвойными иголками и божьими коровками, кругом густой сосновый лес. Запах стоит непередаваемый. Не удивительно, что спали мы очень крепко.

Сборы после ночевки. Где-то под селом Белогорье, Воронежская область
Сборы после ночевки. Где-то под селом Белогорье, Воронежская область

Довольно часто на завтрак мы берем молоко и хлопья, ну а баночка какао - это must have (* - англ. должно быть) в наших поездках. Так что, наше утро начинается с энергетическиёмких продуктов, чтобы задать настроение и придать сил на весь день.

Завтрак - главный прием пищи, особенно в путешествиях!
Завтрак - главный прием пищи, особенно в путешествиях!

На второй день мы планируем доехать до Керченской переправы. Так что, путь предстоял неблизкий.

Преимуществом езды по большим автострадам является не только возможность перемещаться довольно быстро, но в силу того, что они достаточно широкие и плотность потока невелика, можно периодически отрывать свой взгляд от серого полотна дорожного покрытия и оглядеться по сторонам. А вокруг... То песочного цвета пшеница, то зеленая кукуруза, то разбросанные по полю бахчевые культуры, то невероятной красоты такие ярко-желтые подсолнухи. Невозможно проехать мимо (Маринка - такая девочка! Обязательно должно быть фото с подсолнухами).

Подсолнухи. Ростовская область
Подсолнухи. Ростовская область

Столько раз мы уже ездили по этой дороге, и тут в гарнитуре голос Фёдора: "А что это за памятник впереди?". Это был памятник "4-му гвардейскому Кубанскому казачьему корпусу", у которого мы решили остановиться и немного размяться. Просто удивительно, но всякий раз удается взглянуть на преодолеваемый путь по-новому. Кто-то замечает больше, кто-то меньше, но все равно каждое путешествие уникально, даже когда оно повторяет пройденные ранее маршруты.

Памятник 4-му гвардейскому Кубанскому казачьему корпусу. Ростовская область
Памятник 4-му гвардейскому Кубанскому казачьему корпусу. Краснодарский край

В этом году мы решили поехать через Тимешевск, а не Краснодар, как это делали раньше. И ни капли не пожалели. Дорога там обновленная, ровная и очень живописная. Единственным условным минусом, которым, наверное, многие могут попрекнуть, она двухполосная, а движение по ней довольно оживленное. То есть для любителей быстрой езды она вызывает определенные трудности с обгоном фур и дебилами (по-другому тут не скажешь), которые, обгоняя машины, движущиеся во встречном направлении, несутся тебе прям в лоб и не сворачивают обратно в свой ряд, типа ты их должен пропустить.

Неподалеку от станицы Брюховецкая есть памятник одному из самого значимого оружия Великой Победы - "Катюше". Артмашина стоит на небольшом холме, а вдоль лестницы, ведущей к ней, стоят портреты маршалов и полководцев, которые привели нашу страну к этому важному событию.

Катюша. Краснодарский край
Монумент "Катюша". Станица Брюховецкая, Краснодарский край

В Тимашевске на железнодорожном переезде тоже был большой затор. Местные предлагали даже показать пути объезда, чтобы не потерять несколько часов тут. Но нам на мотоциклах не составило особого труда быстренько все объехать.

Солнце предательски опускалось все ниже, и как это частенько бывает в наших путешествиях, на нас шли грозовые тучи. Очень хотелось, чтобы они прошли стороной, но... Не доезжая до Славянска-на-Кубани порядка 25 км полил дождь, усиливаясь с каждой минутой все больше. Темень, про освещение вдоль дороги можно только мечтать, в глубоких колеях образовались ручейки, визор приходится протирать каждые 3-5 секунд, машины обгоняют и обливают тебя с ног до головы. Чтобы иметь хоть какое-то сцепление с дорогой, ехать приходилось на бугорке правее правой колеи вдоль белой полосы, обозначающую обочину (спасибо дорожникам, что она там есть).

В общем, мы решили не геройствовать с преодолением еще 130 км (до порта Кавказ) и остались ночевать в хуторе Трудобеликовский на берегу реки Протоки.

Расстояние, пройденное за второй день, составило 720 км.

Карта маршрута. День второй
Карта маршрута. День второй

День третий

Проснувшись утром, мы оглядели местечко, где остановились. Это был частный сектор, окраина хутора. На берегу реки метрах в 30 от нас на раскладном стуле сидел мужчина. Мы подумали, что рыбу ловит, но удочки в руках не оказалось. Насколько мы поняли из разговора с ним, он приходит сюда по утрам постоянно, типа медитирует, нравится ему смотреть на воду.

Река Протока. Хутор Трудобеликовский, Краснодарский край
Река Протока. Хутор Трудобеликовский, Краснодарский край

И хотя он нас заверил, что в реке Протоке можно купаться, ее цвет вызвал у нас недоверие. Почитав отзывы, в которых написано, что в Протоке и в Кубани вода так себе по эпидемиологическим нормам, мы решили потерпеть до моря. Тем более, оно уже так близко.

Утро третьего дня. Хутор Трудобеликовский, Краснодарский край
Утро третьего дня. Хутор Трудобеликовский, Краснодарский край

Позавтракав и собрав вещи, мы продолжили наше путешествие. Поскольку мы никуда не торопились, то решили ехать через населенные пункты насквозь, а не по окружным, как водителей ведут указатели. Времени уходит не намного больше, но есть возможность посмотреть, как тут устроена жизнь. Анастасиевская, Темрюк, Голубицкая.... И вот оно - море! Хоть и Азовское, но такое долгожданное. Погода была шикарная, небо безоблачное, поэтому море было насыщенно синего цвета, а не серое, как это часто бывает тут из-за небольшой глубины и песчаного дна.

Наконец-то море! Станица Голубицкая, Краснодарский край
Наконец-то море! Станица Голубицкая, Краснодарский край

В поселке За Родину есть грязевой вулкан Тиздар (Синяя Сопка). В результате извержения, которое случилось почти сто лет назад, вулканическая гора лишилась своего конуса. Образовался кратер, внутри которого  расположилось грязевое озеро диаметром 25 метров. Вулкан источает сине-серую лечебную грязь. Вот мы решили заехать и взглянуть на это природное чудо. Но посещение оказалось платным (700 рублей с человека), даже если только посмотреть на сам вулкан, а не пользоваться благами цивилизации, которые наворотили вокруг этой достопримечательности: дом-перевертыш, беседки, мангалы, детские площадки и тому подобное. Поскольку мы не собирались задерживаться тут надолго, то решили, что полторы тысячи того не стоит, и поехали дальше.

Совсем немного времени в пути и вот мы уже добрались до касс порта Кавказ. Как и раньше, мотоциклы проезжают без очереди. В кассе народу немного, поэтому покупка билета заняла не более 5 минут.

Посадочный талон. Крченская переправа, порт Кавказ, Краснодарский край.
Посадочный талон. Керченская переправа, порт Кавказ, Краснодарский край.

Еще 12 км и мы стоим на транспортном контроле перед паромом. Может быть показалось, но в этом году досмотр проводили более тщательно.

Проехав мимо автомобилей, стоящих на погрузку, мы оказались в начале колонны. Сервисмен (назовем его так) уточнил забавными знаками у своего коллеги, есть ли место для двух мотоциклов, и получив одобрение, пропустил нас на паром. Один мотоцикл даже пришлось поставить поперек, чтобы закрылся пандус.

Погрузка на паром. Порт Кавказ, Краснодарский край
Погрузка на паром. Порт Кавказ, Краснодарский край

На верхней палубе народ фотографируется, кормит жадных наглых чаек и активно обсуждает постройку Крымского моста, который уже довольно четко просматривается вдалеке.

Черное море. Керченская переправа
Черное море. Керченская переправа

Была мысль заехать в Керчь покупаться. Но зная, какой крюк необходимо сделать, чтобы добраться до нормального местечка, решили повременить.

Ну а в Керчи жизнь идет своим чередом, и несмотря на то, что уже в следующем году планируют запустить движение по новому мосту, дороги в городе остаются неизменными. Причем керчане настолько уже свыклись с тем, что коммунальщики, дорожные службы и местные органы власти игнорируют эту проблему, что только и остается, что ставить предупредительные знаки для гостей города.

"Внимание! Искусственная неровность дороги". Керчь, Крым
"Внимание! Искусственная неровность дороги". Керчь, Крым

А песком ямы засыпают, наверное, для того, чтобы они по цвету выделялись и водители обращали на них внимание, чтобы была возможность снизить скорость и объехать.

Первое наше погружение в Черное море в этом году было в Приморском. О, море, как приятны твои соленые объятия!

Долгожданное купание в Черном море. Прибрежное, Крым
Долгожданное купание в Черном море. Приморское, Крым

Здесь мы встретили парня с хрупкой двушкой из Москвы на обвешанных со всех сторон двух спорт-туристах (он на Suzuki V-Storm, она на не очень распространенной модели BMW, издалека не определили, что именно), причем у нее центральный и боковые кофры были значительно больше, чем у него. В общем, впечатлили в сравнении с нашей мини-амуницией. Для них это было крайнее купание в море, потому что их путь лежал в сторону дома.

Поскольку мы заранее маршрут не планировали, жестких установок не делали, решили дальше двинуть в Судак через Коктебель и Солнечную Долину, заехать на мыс Меганом, потому что уж очень нам там понравилась в прошлом году живописная дорога.

Но на трассе Феодосия - Симферополь не оказалось указателя на Коктебель, и мы проехали нужный нам поворот, и когда поняли это, возвращаться не было смысла. Так что, нигде не задерживаясь, мы припарковались у подножья Генуэзской крепости  в Судаке и пошли гулять по городу.

Вид на мыс Меганом. Судак, Крым
Вид на мыс Меганом. Судак, Крым

Набережная, как и везде, очень оживленная. Хаотичное движение подвыпивших отдыхающих заставляет быть предельно внимательными и осторожными.

Поужинав в какой-то столовке (даже не запомнилось, что это было за место), отправились к неприступной крепости. По пути зашли в пивнушку взять немного местного сидра. У нас в Зеленограде на розлив продают в основном яблочный и грушевый, а тут в ассортименте помимо перечисленных еще есть виноградный и "Пина Колада", но мы как-то не осмелились его попробовать.

Набережная в свете закатного солнца. Судак, Крым
Набережная в свете закатного солнца. Судак, Крым

Пока стояли в очереди, зашел туда один мужичок лет шестидесяти (может моложе, но выглядел не очень). Выспрашивал у продавца, что по чём. В итоге, взял два стакана по 0,5 л пива: самое дешевое и самое крепкое. Как оказалось, ему надо было напоить его спутницу, которая ожидала его за столиком рядом с магазином. Улыбнуло.

Генуэзская крепость. Судак, Крым
Генуэзская крепость. Судак, Крым

Летом курортные города не замолкают даже ночью. Жизнь кипит. Карусели, аттракционы, караоке-бары. На набережной продают горячую кукурузу. К слову, мы решили съесть по одной. Протянув продавцу 100 рублей (она была по 50 рублей за штуку), он нам отсыпал рублей 40 сдачи со словами: "Такие маленькие остались, что мне стыдно за них брать столько". И еще к салфеткам приложил зубочистки. Вот это сервис!

Ночь, улица, фонтан... Судак, Крым
Ночь, улица, фонтан... Судак, Крым

Вот и подошел к завершению третий день нашего мото-приключения. Он был короче по пройденному пути, нежели предыдущие,  около 300 км. Да нам и некуда торопиться: мы приехали на море, отдыхаем и наслаждаемся.

Карта маршрута. День третий
Карта маршрута. День третий

День четвертый

Погода начинала портиться, ветер усиливался. Он-то и разбудил нас ранним утром своим свистом. Еще немного подремав, мы собрали наши вещи и отправились по городу в поисках завтрака и местной sim-карты, чтобы быть всегда на связи.

Рассвет. Судак, Крым
Рассвет. Судак, Крым

Несмотря на раннее утро, в Судаке очень оживленное движение и толпы народу. Без навигатора совсем тяжело сориентироваться, как добраться до нужной точки, но есть проверенный способ - двигаться по главной дороге или за большинством. Так мы и сделали, и спустя некоторое время оказались около центрального рынка, где смогли выполнить все запланированные дела: поесть и обеспечить себя связью, в первую очередь, интернетом.

Лагерь у подножья непреступной крепости. Судак, Крым
Лагерь у подножья неприступной крепости. Судак, Крым

Итак, в этом году мы решили повторить наш путь по трассе Судак - Алушта, которая пролегает вдоль побережья, по живописным серпантинам с многочисленными завораживающими видами. Но это мы сейчас так говорим, а в прошлый раз была ночь, вдоль дороги ни одного фонаря, моря не видно, лишь одинокая луна оставляла свой след на его поверхности. Мы ехали на машине, Фёдор благополучно спал,  а Маринка, не спеша, рулила, чтобы вписаться в эти резкие повороты и не вылететь с обрыва, который вообще ничем не был огорожен. Мимо нас пролетали местные на раздолбанных жигулёнках и с упреком смотрели на нашу машину, мол "хрен ли мы такие медленные".
Погода начинает портиться. Веселовская бухта, Крым
Погода начинает портиться. Кутлакская (Веселовская) бухта, Крым

На территории ботанического заказника "Новый Свет" между селом Веселое и поселком Новый Свет проходит тропа Караул-Оба ("Дозорная вершина"), по названию находящейся здесь горе высотой 341 м. Она начинается в Кутлакской бухте и, переходя в тропу Галицына, о которой мы рассказывали в отчете о прошлогоднем путешествии, по ней можно добраться до Грота Галицына и набережной Нового Света.

Тропа Караул Оба. Веселое, Крым
Начало тропы Караул-Оба. Веселое, Крым

На высоте 70 метров над уровнем моря на горе находится естественная терраса, где можно увидеть остатки стен и оборонительных сооружений античной Кутлакской крепости, построенной во времена правления боспорского царя Асандра. По этой причине крепость имеет второе название – "Асандра". Историки считают, что крепость была построена во второй половине I века до нашей эры. Она была возведена для борьбы с морским пиратством местных варваров и является одной из древнейших в Крыму.

Развалины крепости Асандра. Веселое, Крым
Развалины крепости Асандра. Веселое, Крым

По всему черноморскому побережью разбросаны недостроенные санатории, пансионаты, гостиницы, в том числе и очень грандиозные сооружения. Видимо, их строительство начиналось еще в эпоху СССР, а с развалом Союза Украина так и не нашла денег, чтобы его завершить. А сейчас, спустя два с половиной десятилетия, уже, наверное, и нет смысла восстанавливать морально устаревшие архитектурные конструкции. Время покажет, что решат власти республики и инвесторы.

 

Недостроенный санаторий. Морское, Крым
Недостроенный санаторий. Морское, Крым

Главной достопримечательностью в Морском, пожалуй, является памятник группе "Кино". Мы проехали еще пару километров от заброшенного пансионата, остановились около горной реки Шелен и спустились под мост, изрисованный граффити.

Морское, Крым
Морское, Крым

Рядом стоит небольшой монумент, установленный силами судакского рок-клуба летом 2011 года, к 30-летию создания группы, выполнен в виде гитары с памятной табличкой на деке, на ней надпись:

ЗДЕСЬ НАЧИНАЛОСЬ

КИНО

Летом 1981 года, на этом месте стояла палатка,

в которой отдыхали трое молодых людей:

Виктор ЦОЙ, Алексей РЫБИН, Олег ВАЛИНСКИЙ

"... жители поселка Морское оказались первыми слушателями группы, которая стала впоследствии называться "Кино".

А.Рыбин ""Кино" с самого начала и до самого конца"

Памятник музыкальной рок-группе "Кино". Морское, Крым
Памятник музыкальной рок-группе "Кино". Морское, Крым

Памятник и граффити охраняет "храбрый" пёс, подойти к которому нам не удалось, потому что он все время нас сторонился.

На страже порядка. Морское, Крым
На страже порядка. Морское, Крым

А мы продолжаем неторопливое движение по серпантинам трассы Судак - Алушта. Позади остались Новый Свет, Веселое, Морское.

Чрное море. Крым
Черное море. Крым

А впереди уже виднеется силуэт главного символа Южного Берега Крыма - гора Аю-Даг (Медведь-гора).

Трасса Судак - Алушта. Крым
Трасса Судак - Алушта. Крым

Следующим пунктом нашей культурной программы стал уникальный храм-маяк Святого Николая Чудотворца в селе Малореченское.

Церковь-маяк. Малореченское, Крым
Церковь-маяк. Малореченское, Крым

Он является самым высоким в Крыму. Под главным крестом храма, внутри позолоченного шара, который символизирует планету Земля, установлен маячный фонарь. А на цокольном этаже расположился Музей катастроф на водах, который представляет собой 17 помещений, декорированных в виде затонувшего корабля, каждое из которых повествует с помощью видео и стендов о наиболее резонансных трагедиях, произошедших в современной истории.  Это и столкновение "Титаника" с айсбергом, и взрыв в ядерном отсеке на подводной лодке "Курск", подрыв на водной мине времен Второй мировой войны линкора "Новороссийск" в Большой Севастопольской бухте, и многие другие события.

Прихрамовая территория. Малореченское, Крым
Территория Музея катастроф на водах. Малореченское, Крым

Световой день в августе все короче. Отправляемся в Алушту поужинать и искать место для установки нашей "гостиницы" (* - палатки).

В этом году мы открыли для себя сетевую кафешку "Столовая По-Домашнему" (она же "Пончик'S крымский"). Видели отдельно пончиковую, но чаще это предприятие общепита с двумя залами: один зал -  "фри-фло" (* - англ. Free Flow - свободное движение), типа "Му-Му" или "Ёлки-Палки"; второй - пиццерия-пончиковая. В общем, еда на любой вкус и кошелек, можно на вынос. То, что мы брали, было очень вкусно!
Фонтан. Алушта, Крым
Фонтан. Алушта, Крым

Никак не могли найти место, где же  поставить палатку. Центральный Алуштинский пляж в непосредственной близости к набережной, где всю ночь громко играет музыка и работают аттракционы. Пляжи на окраине очень узкие, а из-за поднявшегося ветра волны были ну очень высокие и подходили близко, оставляя без воды полосу всего в пару метров шириной (как бы наш домик не смыло волной ночью).  Как обычно, в темноте поехали искать полянку за город, к водохранилищу в Изобильное. Только там, в овраге, среди кустарников и дикой мяты мы смогли укрыться от ветра.

Так, никуда не торопясь, за четвертый день мы проехали по красивейшей дороге вдоль побережья порядка 100-110 км.

Карта маршрута. День четвертый
Карта маршрута. День четвертый

День пятый

Чем нас всегда поражает Крым, так это тем, что где бы мы не находились, это место непременно будет непередаваемой красоты. Так и в этот раз. Мы проснулись в приятном аромате мяты, а когда вылезли из палатки, перед нами открылся прекрасный вид на горы и водохранилище.

Водохранилище. Изобильное, Крым
Водохранилище. Изобильное, Крым

Погода, похоже, решила нас испытать на прочность. Несмотря на то, что был август, на улице от силы градусов 12-15. Федор начинает заболевать, как ни к стати. На море возвращаться нет смысла, так что поедем вглубь полуострова. Одев на себя все теплые вещи, выруливаем на трассу Ялта - Симферополь. По пути, горе-больного еще умудряется цапнуть какая-то дикая собака (ну вы знаете, что собаки не любят мотоциклы и всегда наровят их облаить, но сегодня еще и покусать). Вообще супер! Как отслеживать бешенство, когда у человека и так температура? Будем надеяться на лучшее.

В Крыму очень много пещер, в том числе открытых для посещения. Одной из самых красивейших является Мраморная. Но до нее еще нужно добраться. Свернув с трассы в сторону Мраморного, дорога еще более-менее,  асфальтированная с легкой гравиечкой. А вот после последнего указателя "Мраморная пещера 10 км", начинается. Подъем в гору по грунтовой дороге, местами дорога размыта водными потоками, спускающимися во время дождей сверху, разнокалиберные камни, колейность. В общем, рай для эндуриста! На машине ехать наверх более комфортно, а стоит ли на спортивном или очень тяжелом мотоцикле туда отправляться, надо подумать. Хотя мы по пути встречали несколько мотоциклистов, в том числе и на спортах.

Мраморная пещера. Крым
Мраморная пещера. Крым

И вот, аккуратно преодолевая препятствия,  мы благополучно добрались до нижнего плато Чатыр-Дага, где расположены 3 пещеры, в том числе и Мраморная. Перед входом в нее находится довольно вместительная парковка для авто- и  мототранспорта. Вход в пещеру с посещением всех залов, доступных для туристов, и экскурсией (самостоятельное посещение пещеры запрещено) стоит 700 рублей. Температура внутри около 9 градусов, так что стоит одеться потеплее, особенно если на улице стоит жаркая солнечная погода. На контрасте можно сильнейшую простуду схлопотать.

Мраморная пещера. Крым
Мраморная пещера. Крым

Название «Мраморная» пещера получила когда установили, что около 90% ее поверхности - мраморовидный известняк. Вход в нее расположен на высоте 920 метров. Возникла пещера миллионы лет назад из-за размытия горных пород. В ней очень много всяких разнообразных сталактитов, сталагмитов причудливой формы. У многих есть даже название: Хозяин пещеры, Дед Мороз, Слоненок, Мамонт и даже Царевна-лягушка.

Но самым впечатляющим для нас оказался "Обвальный зал" ("Зал перестройки"). Около одного миллиона лет назад произошел обвал перекрытий между вторым и третьим этажами подземных галерей, в результате чего образовался этот каменный хаос. Длина зала достигает 250 метров, высота - 28 метров.

Обвальный зал. Мраморная пещера, Крым
Обвальный зал. Мраморная пещера, Крым

Экскурсия очень интересная. В нашей группе было несколько маленьких детей, но даже они не капризничали (хотя маршрут не самый легкий и для взрослого человека), а  с глубочайшим вниманием слушали увлекательные истории девочки-экскурсовода.

Хоть мы и были одеты по погоде, но из-за высокой влажности внутри пещеры холод ощущался намного сильнее. Хорошо, что у нас с собой всегда горелка, можно приготовить горячий чай и перекусить  всякими вкусняшками.

Мраморная пещера. Крым
Отогреваемся на солнышке после посещения пещеры. Мраморная пещера. Крым

Мы еще немного покатались по плато, сделали миллион фотографий в разных ракурсах и решили ехать дальше. По пути останавливались на приглянувшихся нам ранее местах, чтобы заснять местную красоту.

 Дорога к Мраморной пещере. Крым
Дорога к Мраморной пещере. Крым

На одном из многочисленных поворотов, встречающихся на пути, стоит молодой дубок, огороженный забором. Мы решили объехать его вокруг, чтобы запечатлеть на камере. Тут откуда не возьмись, из сторожки напротив выбегает не особо трезвый егерь или кто-то вроде того. Маринка роняет от неожиданности мотоцикл (правая нога соскочила с камня на размытой канаве, и, потеряв равновесие, мот оказался на боку), и далее следует какой-то странный диалог. Что хотел от нас этот неадекватный человек, мы так и не поняли, но видео сейчас вставим для вашей оценки и комментариев.  

 

К слову, мы там ничего не нарушали, проезд бесплатный и без ограничений. Так что, что это было, не совсем понятно. Но мы уехали оттуда довольно быстро. После нескольких поворотов пришлось, правда, остановиться, чтобы выпрямить правую подножку, которая немного искривилась в результате падения и не позволяла свободно двигаться лапке заднего тормоза, а без него на офф-роуд совсем некомфортно.

Мраморное, Крым
Можно выдохнуть после побега от неадекватного мужика. Мраморное, Крым

Немного передохнув  и успокоившись, мы поехали в Симферополь. Вокруг нас окружают уже совсем другие пейзажи: холмистость уходит, зелени все меньше, равнинные просторы покрыты соломенного цвета выжженной южным солнцем травой.

Крым
Крым

В Симферополе мы посетили очередные развалины - Неаполь Скифский. Тем, кто не фанатеет от археологических раскопок, не советуем туда ехать. Дорога - жесть! Ее, можно сказать, просто нет. Хотя указатель на эту достопримечательность встречается несколько раз по городу. В общем, оно того не стоит.

Неаполь Скифский. Симферополь, Крым
Неаполь Скифский. Симферополь, Крым

Неаполь Скифский - остатки древнего городища, точное время основание которого не известно, приблизительно, это был II-III век до нашей эры. Город был крупнейшим в Крыму в свое время.

В Симферополе мы не стали долго задерживаться, купили лекарства от простуды, воду, еду на ужин и поехали дальше.

На очередном привале наше внимание привлек запах, витавший в воздухе. Он был очень знакомым и мы не сразу поняли, что это. Оказалось, что нужно посмотреть под ноги. Вдоль дороги растет руккола. Представляете! Сорняк, растущий на обочине.

Руккола. Где-то на трассе "Симферополь - Севастополь", Крым
Руккола. Где-то на трассе "Симферополь - Севастополь", Крым

А мы продолжали двигаться на запад. В какой-то момент по гарнитуре Фёдор  указал на то, что впереди море, но для него по расстоянию было еще рановато. А когда мы подъехали поближе, увидели, огромнейшее поле солнечных батарей.

Информационная справка: самый солнечный город Крымского полуострова - Симферополь.

Фотографировать этот объект можно было не везде. По крайней мере, один охранник к нам обратился, чтобы мы валили куда подальше. Ладно, не совсем так. Сказал, что  его и КПП нельзя фоткать, а если мы проедем подальше, то там можно.

Солнечные батареи.
Солнечные батареи. Крым

Послеобеденное солнце быстро валится за горизонт, так что, изучив карту, мы поспешили устроится на ночлег. На этот раз выбор пал на маленький поселок Фрунзе. Там есть коса, отделяющая море от лимана, куда мы и хотели попасть. Должно быть красиво.

Но ветер был настолько сильный, что мы решили не повторять историю Элли и Тотошки  (не хотим пока что в "Изумрудный город") и нашли убежище, скрывшись в объятиях не очень высокого в тех местах берега.

Еще раз посмотрели прогноз погоды, ветер должен был ослабевать. Волнами нас не должно накрыть. Но мотоциклы не рискнули ставить рядом с палаткой и оставили их наверху.

Закат над морем. Фрунзе, Крым
Закат над морем. Фрунзе, Крым

Вдалеке над морем была грозовая буря. Молнии сверкали то там, то тут. Надеемся, до нас не дойдет. Помимо многочисленных молний, в одном месте на горизонте ритмично загорался свет. Долго спорили, где же может быть этот маяк, насколько далеко виден свет от него?

Черное море. Фрунз, Крым
Черное море. Фрунзе Крым

 Было несколько вариантов, но наиболее вероятный - Евпатория, куда мы еще планируем съездить.

День пятый нас приблизил к нашей цели еще на 120 км.

Карта маршрута. День пятый
Карта маршрута. День пятый

День шестой

Ночью все-таки пошел дождь, не слишком сильный, но его было достаточно, чтобы сбить с берега часть грунта. Так что, палатка и все вещи, которые остались на улице были испачканы неприятной глиняной крошкой.

Радовало то, что солнышко начинало пригревать, а это означает, что погода улучшается.

Самый лучший отель на всем Черноморском побережье, первая линия. Фрунзе, Крым
Самый лучший отель на всем Черноморском побережье, первая линия - наша палатка. Фрунзе, Крым

Посреди лимана с самого утра стояли какие-то люди со столами. Мы не очень поняли, что  происходит и решили разузнать поподробнее. Оказывается в илистой глине лимана водится червь, очень похожий внешне на дождевого. Именно его-то и добывали. Спросите, зачем? Рассказываем. На этого червя очень хорошо клюет морская рыба,  поскольку он рос и развивался в соленой грязи, то и в море достаточно подвижен и привлекает к себе их внимание, в особенности кефаль, которую ловить можно только удочками (по крайней мере, в период нашего отпуска было так). 

Фёдор решил воспользоваться тем, что на косе было немноголюдно и прокатиться на эндурике для красивых видео. Но ехать получалось с трудом, мотоцикл то и дело зарывался в камнях, опыта езды по такому грунту у нас совсем нет. 

Ну а дальше наш путь лежит в один из самых известных бальнеогрязевых курортов не только в России и СНГ, но и во всем мире. Это город Саки.

Городок не очень большой, но в нем находится озеро с целебной грязью, свойства которой известны уже много-много веков.
Грязе-солевое озеро. Саки, Крым
Грязе-солевое озеро. Саки, Крым

В городе огромное число пансионатов, санаториев, специализированных на терапии органов опорно-двигательной системы. На улицах очень много людей на инвалидных колясках, которые приехали восстанавливать свое здоровье. Все кафе в городе оборудованы пандусами или звонками, чтобы вызвать персонал, который поможет преодолеть ступеньки.

Сакская соленая грязь известна также  своими косметическими свойствами. И хоть на плакатах города написано, что нельзя заниматься самолечением, что необходима специальная подготовка грязи к процедурам, мы не упустили возможность искупаться в этом чудо-озере.

В процессе оздоровления. Саки, Крым
В процессе оздоровления. Саки, Крым

Утонуть в озере  нереально. Во-первых, оно совсем неглубокое. Во-вторых, вода здесь настолько соленая, что тело просто выталкивает на поверхность. Наступая на дно, ты проваливаешься сквозь солевую корку. И вот как раз под ней находится та самая целебная грязь.

Мы - глупцы. Только когда мы вылезли из озера, обратили внимание на то, что люди сюда идут с пятилитровыми бутылками с водой. Вода быстро испаряется с поверхности кожи, на которой остается немаленький солевой слой, стягивающий всё и вся.

 Рядом с городом находится аквапарк "Банановая республика". По некоторым источникам, самый большой в Крыму (скорее всего, это устаревшая информация). Мы туда в принципе хотели попасть, может быть не в этот раз, потому что на улице было не очень тепло. Но после соленого озера у нас не оставалось выбора. Нужно было срочно смывать с себя вот это всё. 

Аквапарк "Банановая республика". Саки, Крым
Аквапарк "Банановая республика". Саки, Крым

Так что, за 1100 рублей с человека мы приняли горячий душ. Люди смотрели на нас, как на ненормальных, когда мы с таким удовольствие намыливались несколько раз гелем и шампунем. Они же не знают, что у нас это первый горячий душ за неделю. 

Хоть было прохладно, но мы испробовали на себе все горки. С одной, где можно на двойной ватрушке ехать парами, нас чуть не выкинуло с огромной высоты за бортик. Обошлось. 

В общем, получили массу впечатлений.

После аквапарка нас ждала Евпатория, где мы хотели остановиться на ночь. По пути мы заехали на Сасык-Сиваш — крупнейшее озеро Крыма. Давным-давно на этом месте был залив, но постепенно волны намывали песчаную косу. Сейчас по ней проходит дорога, соединяющая Евпаторию и Саки. Это излюбленное место отдыха не только туристов, но и местных жителей, которые проводят здесь все выходные за шашлыками. Это озеро всегда славилось своей розовой солью, которую начали добывать еще в XV веке (очень подробно с фотографиями рассказывается об этом солевом месторождении в обзоре тут).
Озеро Сасык в лучах закатного солнца. Евпатория, Крым
Озеро Сасык-Сиваш в лучах закатного солнца. Евпатория, Крым

Тут горы соли в прямом смысле этот слова. Но как и многие другие предприятия, после развала Советского Союза здесь мало, что осталось от былого величия.

На закате сюда приезжают люди для нереальных фотосессий. Эту красоту не описать словами.

Евпатория, Крым
Озеро Сасык-Сиваш. Евпатория, Крым

Ну а другую часть озера Сасык облюбовали лебеди. Их тут просто бесчисленное множество. Для них поставили домики, глупые люди кормят их хлебом, который им нельзя... Но эти грациозные птицы прекрасны!

Лебяжий край. Озеро Сасык, Евпатория, Крым
Лебяжий край. Озеро Сасык, Евпатория, Крым

Мы прошлись по центральной набережной, отведали местного шашлыка, Марине пришлось немного поработать, пока телефон окончательно не сел. Прогулявшись по вечерней Евпатории, мы вернулись на косу, где и разбили наш лагерь.

Готовимся ко сну. Евпатория, Крым
Готовимся ко сну. Евпатория, Крым

Сегодня накатали совсем немножко - около 60 км.

Карта маршрута. День шестой
Карта маршрута. День шестой

День седьмой

Утро седьмого дня нашего увлекательного мотопробега. Солнце жарит. Не понимаю, как можно спать в такой душной палатке.

Евпатория, Крым
Евпатория, Крым

На косе, где мы остановились на ночь, каждые 200-300 метров вдоль дороги стоят мусорные баки. К чему эта информация? Это возмущение свиноподобию русского человека. Просто поражает, неужели самим приятно, приезжать в такой срачь. Ах да, они же думают, что кто-то за ними должен убрать. Прям фу!

Ну а мы, оставив свои мотики, пошли гулять по историческому центру Евпатории. На улицах обратили внимание на карту, на которой указаны ключевые достопримечательности старой части города.  Пешеходный маршрут "Малый Иерусалим"  знакомит путешественников с памятниками архитектуры и религиозными объектами Евпатории. Маршрут рекомендован ЮНЕСКО для посещения туристами.

Евпатория, Крым
Евпатория, Крым

В программу экскурсии входит посещение старинных культовых зданий различных конфессий - православных, мусульманских, иудейских, караимских храмов, мечети XVI века Джума-Джами, православного Свято-Николаевского собора, старинной синагоги, двух евпаторийских кенас и Текие дервишей - единственного сохранившегося в Крыму мусульманского монастыря.

Вот мы и пошли по этому маршруту. Прибились к группе туристов, послушали их экскурсовода. Зашли в еврейскую синагогу. Внутри все очень простенько.

Синагога. Евпатория, Крым
Синагога. Евпатория, Крым

Очень необычно украшены фонарные столбы. Причем таких на нашем пути встретилось немало.

"Бабушка психанула". Евпатория, Крым
"Бабушка психанула". Евпатория, Крым

Пятница у мусульман считается самым важным днем, когда они собираются все вместе в мечети, чтобы помолиться. С самого утра в центральной части города слышен был призыв к молитве, раздававшийся с минаретов мечети Джума-Джами, которая считается одним из старейших и почитаемым мусульманским религиозным памятником Крыма. Её строительство окончено в 1564 году. Мечеть действующая. В ней проводятся экскурсии.

Евпатория, Крым
Мечеть Хан-Джами. Евпатория, Крым

Недалеко от мечети находится православный Собор Николая Чудотворца, который является вторым в Крыму по высоте, вместимости и площади. В храме одновременно может находится около 2000 прихожан.

Евпатория, Крым
Храм Николая Чудотворца. Евпатория, Крым

Стоял жуткий солнцепёк. Хотелось искупаться. Рядом с набережной купание запрещено, о чем говорят соответствующие информационные таблички. Мы решили не нарушать правила.

Проехав через весь город, мы оказались на аллее Дружбы, вдоль которой расположились бесчисленные пансионаты, санатории и детские оздоровительные лагеря. Но здесь есть и открытые для обычных (отдыхающих без путевки) людей пляжи. Море в данном районе неглубокое, очень много водорослей - не самое приятное купание, но освежающее. С новыми силами можно ехать дальше.

По заранее подготовленной карте достопримечательностей впереди значился Евпаторийский маяк. Вероятнее всего, именно он стал объектом нашей дискуссии два дня назад, подавая нам световые сигналы. Удивило то, что он находится не на берегу, в среди жилых домов в 500 метрах от моря.

Евпатория, Крым
Евпаторийский маяк. Евпатория, Крым

Первый маяк был установлен в этом месте в 1861 году. Высота конструкции составляла 16 метров. Интересен тот факт, что это был первый железный маяк на Черном море.
Современная версия была построена в 1970 году и открыта в честь 100-летия В.И.Ленина.

Немного выехав за город, вдалеке мы увидели огромную тарелку радиотелескопа. И конечно же,  отправились посмотреть ее поближе. По данным интернета, это наполовину заброшенный центр дальней космической связи, куда можно залезть через разобранный забор и полазить по объектам. Но по факту оказалось, что даже на парковке рядом останавливаться посторонним нельзя. К нам навстречу выбежал сердитый дежурный по КПП и сказал, чтобы мы отъехали подальше, типа это секретный объект. Так что, в интернет-источниках устаревшая информация. С момента воссоединения Крымского полуострова с Россией подобные объекты стали закрытыми для посещения.

Крым
НИЦ дальней космической связи. Молочное, Крым

Радиотелескоп РТ-70 (П-2500) - один из самых больших полноподвижных радиотелескопов в мире. Диаметр купола составляет 70 метров. Не удивительно, что его видать за 15 км.

Неподалеку от этого центра в поселке Витино находится Главный испытательный космический центр имени Г. С. Титова Воздушно-космических сил Российской Федерации, где тоже очень много интересных антенных и радиолокационных систем, на которые нам удалось посмотреть только издалека.

Нам пришлось вернуться в Евпаторию на заправку. Были сомнения, что впереди будет что-то с нормальным бензином.

Недалеко от дороги мы увидели большие ветряки и заехали к ним. Территория электростанции была открытая. Всего пара из ветряков неспешно вращались, остальные - только поскрипывали. Сложилось впечатление, что эта станция не действующая. Но цветы в клумбах, стриженные газоны и пара местных собак свидетельствовали о том, что все-таки тут люди появляются и следят за объектом.

Крым
Ветроэлектростанция, Воробьево, Крым

А сейчас немного маркетинговой информации. Практически на правах рекламы.

Как вы понимаете, воды в дороге мы пьем очень много.  В какой-то глуши заскочили мы в магазин пополнить наши водные запасы. Единственным вариантом питьевой воды в бутылке оказался "Джур" - негазированная артезианская вода питьевая, как утверждает этикетка.

Реклама питьвой воды
Реклама питьевой воды

Дурацкая привычка - читать состав употребляемых продуктов. Иногда лучше не знать этого.

Иногда полезно почитать состав продуктов, которые мы едим
Иногда полезно почитать состав продуктов, которые мы едим

Внимание! Состав: вода питьевая доочищенная системы центрального водоснабжения г.Армянск. Что? Доочищенная? В этот момент представляется здоровый алюминиевый бидон, марля, сложенная в несколько раз, сквозь нее течет непонятная по составу вода... Вуаля - чистейшая и пригодная для питья водица готова! Шутка, конечно. Но надпись на этикетке заставила нас улыбнуться.

Последним, относительно крупным населенным пунктом на нашем пути на Тарханкут стало Черноморское, которое при беглом осмотре на нас не произвело никакого впечатления. Посему, затарившись в магазине едой и водой, мы по указателям направились в Оленёвку. Село довольно большое, дома и минигостиницы ухоженные, отдыхающие довольные. Привлекло внимание большое число точек велопроката.

Тарханкутский маяк. Мыс Тарханкут, Крым
Тарханкутский маяк. Мыс Тарханкут, Крым

Еще немного и мы достигли самой западной точки Крымского полуострова - мыса Тарханкут, который венчает огромный, белоснежный маяк. К сожалению, к нему близко подойти нельзя, так как это уже подконтрольная пограничникам территория.

Виды отсюда открываются шикарные!

Национальный природный парк Тарханкутский. Мыс Тарханкут, Крым
Национальный природный парк Тарханкутский. Мыс Тарханкут, Крым

Сегодня мы проехали порядка 170 км и достигли крайней точки нашего маршрута.

Карта маршрута. День седьмой
Карта маршрута. День седьмой

Впереди нас ждёт еще много всего увлекательного!

Продолжение следует...

 

18
Написал pauk_bambuk 21 января 2018 в 03:21
Рассказать
Комментарии13

Попахивает очередной победой на конкурсе лучшего путешествия)

Fedotov 21 января 2018 в 04:25 Ответить
2

Были в Саки и не заехали к Евгению Матвееву?

ASUSFan 21 января 2018 в 12:13 Ответить
0

ASUSFan, кто это?

Cyrix 21 января 2018 в 17:03 Ответить
1

Cyrix, гуру мототехники и просто хороший парень.

ASUSFan 21 января 2018 в 20:40 Ответить
0

ASUSFan, если в каждом городе, где мы бываем, по гостям ходить, то времени совсем на достопримечательности не останется.

pauk_bambuk 21 января 2018 в 21:24 Ответить
1

Девушка - настоящая "железная задница". На одноствольной чекушке 700 км в день не каждый осилит. 

Чехлы с собой брать стоит, и пользоваться ими тоже. Я когда ночую в незнакомых местах, всегда накрываю мотоцикл чехлом, предварительно надев два замка на тормозные диски (один из них со звуковой сигнализацией). Это отбивает желание у прощелыг тырить багаж, да и вообще в целом накрытый мотоцикл привлекает меньше ненужного внимания, чем не накрытый.

Ситуация с пьяным егерем скорее всего банальные деревенские понты. Я с таким сталкивался.

Cyrix 21 января 2018 в 17:03 Ответить
1

Cyrix, 700 км - это еще не предел выносливости.

По поводу чехлов мы еще во второй части расскажем. А так, да, согласны, что лучше накрывать от посторонних глаз, но признаюсь, в этом году было лениво. Да и на ночевку старались вставать подальше от дорог и возможных случайных прохожих, за редким исключением.

С егерем просто решили в дискуссии не вступать, мало ли что ему в голову стукнет.

pauk_bambuk 21 января 2018 в 21:22 Ответить
1

Красота .  Ездил летом туда  .  Жара меня прогнала .  Не смог этого больше терпеть и на третий день уехал  .    Теперь собираюсь в мае  поехать досмотреть  недосмотренное  .  

wov1 23 января 2018 в 23:55 Ответить
1

wov1, а вот когда мы были там в августе, не скажу, что жарко было. Некоторые дни я жалела, что брала с собой черепаху, а не кожаную куртку. Надевали все теплые вещи на себя.

В мае можете на цветение диких тюльпанов попасть. Это невероятно красиво!

pauk_bambuk 24 января 2018 в 16:35 Ответить
1

pauk_bambuk, Я был в первых числах августа  . Уехал 9-го вроде  . 

wov1 24 января 2018 в 20:03 Ответить
0

wov1, мы тоже планировали отпуск на начало месяца, но вырваться из столицы удалось лишь 19 числа... Когда были в пути, друзья писали, что по новостям передают сильнейшие сели в Крыму (как раз в районе Судака), и просили, чтобы мы пересмотрели свои планы.

pauk_bambuk 25 января 2018 в 11:49 Ответить
0

Отчёт участвует в конкурсе «Моё мотопутешествие 2017» и ждёт ваших оценок!

Omoimot 30 марта 2018 в 13:30 Ответить
2

Стыдно за таких алкащей, портят впечатление о Крыме. Вы себя адекватно повели, просто ушли от конфликта, дядька конечно ерунду нес, стрелять..., досмотр какой-то))

Groommer 28 апреля 2018 в 17:02 Ответить
2
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии