Гора Воттоваара: на питбайке и не только

9

Главная вершина Карелии – гора Воттоваара, возвышается над уровнем моря всего на 417 метров. Это скромно не только по меркам гор: например, самый высокий московский небоскреб «Меркурий Сити Тауэр» вымахал от земли аж на 338 метров, при том, что сама Москва относительно уровня моря возвышается на 156 метров. Иными словами карельская гора – так себе вершина, альпинистам здесь делать нечего.

Но если скалолазы эту местность не жалуют, то различные колдуны и прочие герои песен группы «Король и Шут» сюда стекаются со всего мира. Паломники едут заряжаться силой, общаться с камнями, и заниматься всем тем, для чего еще не придумано слова. Простые туристы же предпочитают достопримечательности попроще – большой камень, лежащий на нескольких маленьких и оставленные инопланетной цивилизацией идеально ровные разрезы в породе манят сюда тех, кто Хогвартс не заканчивал.

Карелия - место, в котором непременно стоит побывать.
Карелия - место, в котором непременно стоит побывать.
 

Что тут делать на питбайке? Да все тоже самое, с поправкой на действительность Карелии: красивейшая природа, эдакий микс мхов, лишайников, камней, черники и деревьев, обилие грейдеров (асфальта в этих краях почти нет), куча дорожек, троп, направлений, интересный ландшафт, не слишком глубокие броды местных речушек, идеальная локация для пита и не только. Вместе с ним с нами в путешествие отправилось еще и два квадроцикла Yacota, сопоставимых с питом по динамике и проходимости: 200 и 250-кубовые моторы, задний привод, в такой компании не будет скучно ни на пите ни на квадре.

Пара "квадратов" несмотря на один лишь задний привод способны отлично лазить по горам, разумеется, при наличии более-менее твердой и сухой поверхности.
Пара "квадратов" несмотря на один лишь задний привод способны отлично лазить по горам, разумеется, при наличии более-менее твердой и сухой поверхности.
 

Красная, Yacota Cabo 200, уже знакомая мне по другим поездкам, классика - "воздушная одностволка", вариатор, цепь, задняя неразрезная балка, все привычно и надежно. А вот черная, Yacota 250 только-только появилась на российском рынке, отчего было особенно интересно попробовать аппарат в деле. Конструктивно, да и по размерам, он больше похож на 600-кубовые квадрики, если, конечно, отбросить маленький мотор и моноприводность. Вдобавок, вместо вариатора - коробка передач с автоматическим сцеплением, а вместо цепи - кардан и редкутор.

Большой питбайк - неплохая альтернатива эндуро, особенно если вы планируете кататься вдали от дорог общего пользования и гаишников.
Большой питбайк - неплохая альтернатива эндуро, особенно если вы планируете кататься вдали от дорог общего пользования и гаишников.
 

Звучит страшно, но, как оказалось, работает вполне достойно. Что же до питбайка, то им стал повидавший виды 140-кубовый Armada на больших колесах размерностью 14/14 дюймов. Ничего лишнего, легкий и надежный аппарат, идеально подходящий для подобных покатушек, правда, в отличии от квадроцикла, на него нельзя навьючить канистры, инструменты, насосы и прочий скарб, но в нашем случае это не являлось проблемой.

За день мы наездили больше сотни километров, поэтому пара прихваченных с собой канистр оказалась совершенно не лишней.
За день мы наездили больше сотни километров, поэтому пара прихваченных с собой канистр оказалась совершенно не лишней.
 

Разумеется, ни питбайк ни, тем более, квадроциклы никогда бы сами не проделали путь в 1300 километров от Москвы до ближайшего к горе поселка Гимолы, поэтому нам пришлось подумать о их доставке. Большая часть дороги должна была пройти по хорошему асфальту: новый платный участок Ленинградки, всегда идеально ровная трасса «Кола», эти участки легко проедет любая машина. А вот грейдеры, начинающиеся практически сразу за Петрозаводском, могли оказаться обычной легковушке или микроавтобусу не по зубам.

Местные грейдеры страшны лишь легковушкам, рамные внедорожники на них пархают как бабочки!
Местные грейдеры страшны лишь легковушкам, рамные внедорожники на них пархают как бабочки!
 

Именно поэтому мы отправились в путь на Toyota Hilux с прицепом и новеньком УАЗ «Патриот Пикап». И если с тойотой все более или менее ясно, то УАЗ заслуживает отдельного рассказа. В феврале нынешнего года мы уже познакомились с детищем Ульяновского завода: на грузовичке «Профи» мы проехали около 12 тысяч километров и, за исключением расхода топлива да мелких сыроватостей, машиной оказались довольны. По крайней мере, это единственный полноприводник, в который влез и мотоцикл с коляской, именуемый Великой Красной Акулой, и куча вещей.

Коротким кузов кажется лишь со стороны, с открытым бортом в него влезает либо один квадроцикл, либо два-три эндуро небольших эндуро, настоящий байкерский пикап!
Коротким кузов кажется лишь со стороны, с открытым бортом в него влезает либо один квадроцикл, либо два-три эндуро небольших эндуро, настоящий байкерский пикап!
 

Сейчас же техника оказалась компактнее, оттого и излишне большой кузов был ни к чему. В приоритете стоял размер кабины, ибо я планировал в ней ночевать, и способность с комфортом проехать 1300 километров за раз, ибо всю поездку туда-обратно вместе с заездом на гору планировалась уложить в трое суток. И если спартанский «Профи» был стопроцентным грузовиком, то «Патриот Пикап» оказался вполне себе комофртным внедорожником с человеческим лицом.
 

Деревянные мосты здесь встречаются повсеместно, этот - один из лучших.
Деревянные мосты здесь встречаются повсеместно, этот - один из лучших.
 

Если вы давно не заглядывали внутрь «Патриотов», то впечатление будет ярким: здесь и мульти руль с обогревом и кнопками управления круиз-контролем и магнитолой, навигация, обогревы кресел и лобового стекла, система стабилизации, климат, парковочная камера и, внимание, внедорожный режим, активирующийся отдельной клавишей. Как будто на рамном пикапе с неразрезными мостами спереди и сзади может быть какой-то другой режим!

Впрочем, круто выглядит и работает только все, что появилось недавно, в остальном это шумная штуковина, двери которой не любят закрываться, а любят захлопываться, да и в целом все здесь очень кондово. Мотора не много, но машина, забитая под завязку, этой загрузки не особенно чувствует, а главное – в кузов, пусть и с открытым бортом, легко влезает даже большой квадроцикл.
 

И снова виды Карелии, здесь они кругом.
И снова виды Карелии, здесь они кругом.
 

Съехав с федеральной трассы сначала на разбитый асфальт, а затем на грейдер и грунтовку, там, где даже «Тоете» приходится сбавлять, УАЗ только начинает жить. Скорость в 100 км/ч по федеральной трассе, кажущаяся ничтожно маленькой, на грейдере ощущается совершенно иначе, но уверенности меньше не становится – дави себе на газ да лавируй между лесовозов в облаках пыли, и ничего не бойся – АБС и стабилизация курсовой устойчивости ловят машину на ура.

Кажется, я слишком увлекся описанием машины, но по пути все так и происходило, от чего дорога до Гимол оказалась практически незаметной. Здесь, уже порядком уставшие, мы разбили лагерь прямо на берегу озера, развели костер, приготовили ужин и, борясь с неимоверным количеством отвратительных насекомых, собирались отчаливать спать.
 

Гимолы - полузаброшенный поселок, расположенный недалеко от финской границы и Полярного круга.
Гимолы - полузаброшенный поселок, расположенный недалеко от финской границы и Полярного круга.
 

Казалось, что нам повезло – никаких дождей синоптики не обещали, вместо них – 26-28 градусов тепла, редкая удача для Карелии. Но это иллюзия – штиль и жара в краю болот и торфяных озер, не прекращающиеся ни днем, ни полярным днем, как здесь зовут время, которое, судя по показаниям часов, должно быть ночью, настоящий кошмар. Душно круглосуточно, вместо темноты и прохлады, удушающие сумерки с ярким заревом в половину небосвода, и насекомые. Бесконечные, жужжащие, пищащие, пьющие кровь, жалящие, кусающие.
 

Руины лодочных гаражей на фоне постоянного зарева выглядят здорово, но тучи насекомых не дадут наслаждаться ими слишком долго.
Руины лодочных гаражей на фоне постоянного зарева выглядят здорово, но тучи насекомых не дадут наслаждаться ими слишком долго.
 

И забудьте про брызгалки – это подмосковные комары-хипстеры бояться новомодных средств. Для того, чтобы отпугнуть карельских слепней, вам, как минимум, придется забраться в десяток автомобильных покрышек и поджечь их. Хотя и в этом случае, вероятно, парочка залетит внутрь и попытается вас укусить. Не удивительно, что решение провести следующую ночь на турбазе, расположенной неподалеку, было принято единогласно.

Утром, быстро позавтракав, мы загрузили скарб и отправились туда: охраняемая территория была лучшим способом не париться за сохранность вещей, оставленных прямо в кузовах, да и расположена она была прямо на пути к вершине горы. Сама вершина имеет два склона, по которым на нее можно залезть, южный и северный.
 

Соберетесь на Воттаваару - сразу бронируйте место на базе: здесь и горячая вода, и WiFi с электричеством, которые начинаешь особенно ценить в этих широтах.
Соберетесь на Воттаваару - сразу бронируйте место на базе: здесь и горячая вода, и WiFi с электричеством, которые начинаешь особенно ценить в этих широтах.
 

Однако, несмотря на довольно большой поток туристов, которых тут перевозят в кунгах «буханок» и пеших паломников, найти путь к ним оказалось не так то и просто. Водители «Буханок», чувствуя, что мы хоть и не отнимаем их хлеб, но и не увеличиваем его количество, объяснять маршрут в красках не спешили, а дети цветов, идущие в направление горы, сами интересовались правильностью выбора направления.
 

Небольшие броды - именно то, что нужно для лайтовых покатушек выходного дня. И интересно, и не страшно, если, конечно, вы не залезли сюда на моноприводной легковушке.
Небольшие броды - именно то, что нужно для лайтовых покатушек выходного дня. И интересно, и не страшно, если, конечно, вы не залезли сюда на моноприводной легковушке.

 

Именно поэтому по пути к южному склону нам пришлось повернуть и проехать чуть ли не до конца каждую своротку и тропинку, идущую от основной дороги, натыкаясь на дикие красоты Карелии, и возвращаясь на основную тропу. Именно на ней, к слову, были и самые раскатанные броды – достаточно глубокие, чтобы утопить в них легковой автомобиль, но вполне подходящие для того, чтобы аккуратно поехать их на пите, или, в крайнем случае, прокатить его руками по бровке между болотистым берегом и глубокой водой с твердым дном.
 

Бродов на пути было действительно много.
Бродов на пути было действительно много.
 

Как бы там ни было, за более, чем сто километров пути в таком темпе, утопить удалось лишь один 250-кубовый квадроцил. Приплыли?! Оказалось, что, несмотря на свое китайское происхождение, Yacota 250 сделана исключительно толково: забор воздуха едва ли не в самой высокой точке под баком, электрика расположена высоко, поэтому для бродов он подготовлен отлично. В теории. А на практике – заводится и тут же глохнет. Нужно было минут 20 плясать вокруг аппарата в глубокой луже, чтобы понять – проблема всего лишь в воде, наполнившей глушитель.
 

В отличии от машины, утонувший квадроцикл вытащить на отмель можно даже вдвоем.
В отличии от машины, утонувший квадроцикл вытащить на отмель можно даже вдвоем.

 

Раскурить такой «кальян» маленький одноцилиндровый мотор долго не мог, но, спустя какое-то время, струя плотных брызг из глушителя под аккомпанемент растущих оборотов, ознаменовала чудесное спасение. Едем! Питбайк же вообще держался молодцом до последнего, и лишь под конец захандрили подшипники заднего колеса.
 

Боюсь представить, во что превращаются местные грунтовки под продолжительным дождем...
Боюсь представить, во что превращаются местные грунтовки под продолжительным дождем...

 

Добравшись до южного склона мы выяснили, что никто, кроме питбайка забраться на него не сможет. И дело даже не в его отвесности, а в деревьях, растущих по пути, квадроцикл забрался на середину подъема, после чего просто уперся в забор из берез и елок. Пришлось спускаться и искать другую дорогу, идущую к северному склону.
 

Порой импровизированные мосты выглядели страшнее некоторых бродов.
Порой импровизированные мосты выглядели страшнее некоторых бродов.
 

К нему удалось подобраться значительно ближе, подъехав практически к вершине горы с красивейшим горным озером. Дорога обрывалась у лагеря, где, судя по всему, в это время жили какие-то люди. От него же наверх тянулась тропа через болота и почти отвесные каменные склоны, по которым смог забраться на вершину разве что какой-нибудь чемпион мира по мототриалу. Нам же пришлось идти пешком, отмахиваясь от хищных летающих тараканов.

Например таких.
Например таких.
 

И пусть магии места никто из нашей компании так и не ощутил, открывшийся вид и прохладный ветерок, сдувавший насекомых и духоту, заставили задержаться тут на какое-то время. Вот он, настоящий север! Камни, карликовые деревья, мох и неимоверное количество кустов черники.
 

Ради таких видов стоит и покарабкаться наверх!
Ради таких видов стоит и покарабкаться наверх!

 

Дорога до лагеря заняла значительно меньше времени, даже несмотря на то, что и на ней мы умудрились потратить час, несколько раз свернув не туда. Но даже это совершенно не помешало мне, вернувшись на турбазу и сменив квадр на автомобиль, успеть к закрытию местного магазина, где продавали пенное.
 

Как говорится, #безфильтра.
Как говорится, #безфильтра.

 

Тогда же к нам присоединился и Виктор Антонов, возвращавшийся из своего неимоверного путешествия по северу на Husqvarna FE701. Четыре тысячи на эндуро выветрят энтузиазм даже из самого прожженного фаната мотодальнобоев, так что Виктор, узнав заранее о нашем приезде, решил отправить мотоцикл в Москву с нашим караваном, а сам дернуть домой на поезде, с койкой и чаем в подстаканниках. Почему бы и нет! Признаться, однажды я так делал и сам.
 

Все, что вы хотели знать о читерстве, но боялись спросить!
Все, что вы хотели знать о читерстве, но боялись спросить!

 

Плотный ужин, крепкий сон и 1300 километров в обратную сторону пролетели незаметно: по возвращению домой вообще вся поездка показалась каким-то густым сном, о реальности которого напоминали лишь неимоверно зудящие укусы насекомых, не встречающихся в моих широтах. Может, здесь им недостаточно мистики?

 


Благодарим компанию ООО «УАЗ» за предоставленный автомобиль и компанию Yacota за организацию пробега.

 

9
Написал Fedotov 18 июля 2018 в 19:20
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии