Путешествие
по Южному берегу Крыма

В конце августа 2015 года у нас появилась возможность выбраться на недельку отдохнуть. И когда я предложила Фёдору поехать на море, он практически не колебался и дал мне положительный ответ.

В тот раз мы поехали на машине (да простят меня мотоциклисты, что я им засоряю эфир), но мне очень хочется поведать о нашем путешествии.  Тем более, что рассказ мой будет о местах, в которых нам удалось побывать, а дорога, ведущая к ним, предназначена для любого наземного вида транспорта.

Выезжали мы в понедельник после работы. Москвичам можно не рассказывать, что творится на дорогах в конце августа, ну а для остальных - из Зеленограда мы выехали в 18.10, на М-4 «Дон» мы съехали в 21.30 (расстояние около 70 км).

Дальше мы помчали уже без пробок. Стоит отметить, что в 2015 году стоимость на некоторых платных участках в ночное время стоила чуть ли не в 2 раза дешевле, чем днем.

Мемориальный комплекс "Невернувшимся домой"

Рулили попеременно. Останавливались только на заправках и в красивых местах, чтобы ноги размять.

Персиковые поля на Таманском полуострове

Поскольку мы были сильно ограничены во времени (всего неделька вместе с дорогой), а среди знакомых и в интернете бродила инфа, что на паром Кавказ-Керчь очередь, в которой сутки можно простоять, мы на всякий случай обсудили альтернативный Крыму вариант – курорты Краснодарского края.  Еще, как назло, под Краснодаром на электронных табло выводили информацию о том, что из-за шторма движение паромов ограничено. Но мы были настроены именно на Крым, поэтому решительно направлялись в сторону паромной переправы. И, скажу я вам, не зря!

Пустые отстойники для автомобилей порт "Кавказ"

Приехали мы на нее в 18.20, а в 19.15 уже были на керченской стороне. Здесь стоит оговорить момент, что билеты на паром мы приобрели онлайн, пока стояли в пробке на МКАДе (т.е. заранее), а чтобы распечатать электронные билеты (как оказалось, это было не обязательно, но на сайте написано, что надо), заехали в Краснодар.

Вид на Еникальский маяк с керченской переправы

О дорогах в Керчи уже сказано очень много и нами, и другими путешественниками: похоже, их не ремонтировали с тех пор, как в принципе положили асфальт.

Мы не бронировали жилье заранее. Нашей целью был Южный берег Крыма (ЮБК): от Алушты до Фороса. Где понравится, там и остановимся. Потому в Керчи мы не стали задерживаться.

Перекус в пути

В Приморском (это немного не доезжая до Феодосии) мы решили искупаться. Но на улице было прохладно, да и вода в море была далеко не парное молоко. В общем, не знаю, как у Фёдора, но у меня промелькнула досадная мысль: неужели мы и не покупаемся в этом году?

На ЮБК можно попасть из восточной части полуострова двумя маршрутами: через Симферополь и вдоль моря. Мы, конечно же, решили поехать вдоль побережья. Это была наша самая большая ошибка того путешествия. Это в фильмах все красиво: лунная дорожка, освещенная фонарями дорога прямо по берегу моря, ты едешь на кабриолете, и тебя обдувает свежий морской бриз. На деле все совсем не так: солнце уже давно село за горизонт, нескончаемый серпантин с резкими поворотами на 180 градусов в полторы полосы то вверх, то вниз, редкие деревушки по пути, в которых светится два фонаря, местные гонщики, выскакивающие из-за поворота на бешеной скорости. И только лунная дорожка связывает с сюжетом вышеупомянутого фильма. Восемьдесят километров, связывающих Судак и Алушту, казались для меня вечностью (ехали больше 3 часов, я же аккуратный водитель). Так что, приехав в Алушту, я отдала бразды правления (он же - руль) Фёдору, укуталась в плед и уснула. Разбудил он меня, когда уже нашел жилье в славном поселке Симеиз. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить хозяев частной мини-гостиницы «Симеиз-Тур» (Симеиз, ул. Красномаякская 3а) за гостеприимство! Все было чисто, аккуратно, доброжелательно и, что тоже не маловажно, не дорого.

Отдохнув с дороги, мы отправились изучать поселок и на море.

Черное море

Начали мы с плотного завтрака на берегу моря. Кофе, блинчики и крымский чебурек. Вот спросите Фёдора, где он ел самый вкусный чебурек. Он вам скажет: «В Симеизе на набережной!». Может он и не самый вкусный, но запомнился он нам – это точно. Во-первых, он в 2,5 раза больше обычных чебуреков (вот реально, размером почти с мой 17” ноутбук). Во-вторых, в нем очень много мяса. Ну и в-третьих, сочности добавляют помидорка, лучок и атмосфера.

Вид на скалу Крыло лебедя, гору Кошка, поселок Кацивели

Подкрепившись, мы отправились гулять. Забрались на скалу Дива (54 м над уровнем моря). С нее открывается шикарный вид на Симеиз, скалу Кошка, поселок Кацивели, гору Ай-Петри и, конечно же, море.

Вид на поселок Симеиз и гору Ай-Петри

Нам, белокожим, нужно воздерживаться от долгого пребывания на южном солнце, потому акклиматизация проходила в полутени высоченных кипарисов. Одним словом, бродили.

Скала Дива

В поселке есть две заброшенные, но невероятно красивые виллы, построенные в начале прошлого столетия: Мечта и Ксения. Несколько санаториев, построенных при советской власти и еще не повидавшие современного ремонта.

Продвигаясь не спеша по дороге, мы добрели до Воронцовского дворца в Алупке. О самом дворце и его парке есть очень много информации в интернете. В архитектуре дворца удивляет сочетание элементов стиля различных эпох с запада на восток: от оборонительного замка до утонченного дворца.

Воронцовский дворец

Ну и знаменитые львы, охраняющие вход во дворец: «Спящий лев», «Лев пробуждается», «Лев бодрствует».

Лев бодрствует

На следующий день мы отправились на гору Ай-Петри. Изначально план был такой: доехать до канатной дороги Мисхор - Ай-Петри, там оставить машину и отправиться наверх на фуникулере. Но подбежавший к нам около канатной дороги молодой человек спутал нам все карты. Он предложил поехать на гору на его микроавтобусе (как раз оставалось два свободных места), а обратно уже спуститься на канатке. По деньгам получалось то же самое, потому нас долго не пришлось уговаривать. Скажу сразу, мы ни капельки не пожалели. Водитель рассказал нам основные экскурсионные сведения, остановился около водопада Учан-Су (к слову, из-за засушливого лета водопада-то и не было).

Пожарное озеро

Мы понаблюдали за рыбками и черепашками в пожарном озере, зарядились положительной энергией от корабельных сосен. Они могучие! Еще одна остановка была около «Серебряной беседки»,  откуда шикарно просматривается вся Ялтинская бухта.

Вид на Ялтинскую бухту

На горе водитель высадил нас около кафешки, где нам предложили бесплатно продегустировать несколько видов вин (их потом можно там приобрести). Станция космического слежения на Ай-Петри
Станция космического слежения на Ай-Петри

Ну а мы отправились к знаменитым зубцам Ай-Петри. Тут организовано несколько экстремальных аттракционов, основанных  на преодолении  боязни высоты.

Подвесной мост. Зубцы Ай-Петри

Не смогли мы проигнорировать возможность посетить одну из оборудованных на плато пещер.

Геофизическая пещера

Ну и как я уже говорила ранее, вниз мы спустились на фуникулере.

Вид на Гаспру. Знатоки разглядят Ласточкино гнездо

В Симеизе рядом с рынком отличный магазин вина! Рекомендую. Можно взять как бутылочное, так и на разлив, предварительно продегустировав.

Третий день на нас произвел неизгладимое впечатление. Но обо все по порядку. В первой половине дня мы гуляли по Гурзуфу. Пытались попасть в санаторий «Пушкинский», чтобы посидеть на лавочке с Лениным и полюбоваться фонтаном «Ночь», но злой охранник нас туда не пустил. В какой-то момент я вывела нас к детскому лагерю «Жемчужный берег», в который в разные годы мы оба ездили, когда еще учились в школе.

Вид на поселок Гурзуф и гору Аю-Даг

Ну а потом мы отправились в Ялтинский зоопарк. Мы с огромным удовольствием вернемся туда еще раз. Очень советуем к посещению данное место! При входе в зоопарк вас встречают настоящие живые пеликаны, создавая визуальную очередь к прилавку, как бы намекая на то, что тут  можно приобрести различный вкусняшки, чтобы покормить их дружбанов, других животных.

Очередь пеликанов

Клетки и вольеры находятся очень близко. До многих животных можно дотронуться рукой (исключение составляют котики: тигры, львы…).

Сиеста Царя зверей

Наглейший попугай, который разговаривает и выпрашивает еду: «Давай, давай!».

Давай, давай!

Очень много разных видов обезьян.

Печальная шимпанзе

Отдельно стоит отметить «Бабусин двор». Тут бегают козочки, овцы и маленькие поросятки. Все тоже нереальные попрошайки!

В гостях у бабушки

Величественный верблюд, наблюдающий за происходящим свысока.

Я замучилась кормить соломкой жирафа, у которого все время она вываливалась изо рта.

Дуреха-жираф

Для работников зоопарка в порядке вещей сбежавший из клетки капуцин. Они даже не пошли его ловить, сказали: «Сам вернется».

Сбежавший капуцин

В общем, впечатлений от общения с животными осталась масса. Так что, еще раз озвучу эту мысль: тем, кто любит лохматых и пернатых, рекомендуем!

Поскольку накануне нам не удалось покататься на кораблике у подножия Медведь-горы (гора Аю-Даг), мы решили вернуться в Гурзуф и исправить эту ситуацию. В экскурсии вдоль поселка нам рассказали про скалы Адалары, грот Пушкина, Артек, гору Аю-Даг и еще много всего интересного про поселок и его гостей.

Грот Пушкина

Вообще, я очень рассчитывала увидеть дельфинов, которых в Черном море я видела несколько раз именно в этом районе. Но, к нашему сожалению, они не захотели радовать нас своим присутствием.

Долина приведений

После обеда мы поехали в Долину Приведений (на гору Демерджи). Вообще мы огромные любители кардионагрузок, так что прогулка обещала быть приятной. Вооружившись 1,5-литровой бутылкой воды, мы отправились в пеший путь.

Единственное, мы не брали денег с собой, оставили все вещи в машине. Поэтому когда подошли к началу маршрута и вход оказался платным, пришлось искать другие пути на гору. Пробравшись мимо зарослей ежевики, мы вышли на основную тропу.

Тропинка наверх проторенная. Идти по ней довольно комфортно. Лишь в некоторых местах приходилось придерживаться за деревья и землю, чтобы подняться или спуститься.

Дива, палец и другие фигуры
Местные ветра постарались на славу. Каменные изваяния впечатляют. Каждый может увидеть в этих фигурах что-то свое: образы людей, животных, загадочных существ и различных предметов. А местные жители и экскурсоводы дали некоторым из истуканов даже названия.

Организованные экскурсии не водят на вершину. Они проходят только Долину Приведений. А самая красота, конечно, начинается выше.

Мы продолжали идти дальше по тропе.  В таких местах нас просто завораживают крутецкие виды.

Деревья, которые постоянно борются за выживание с сильнейшими ветрами, при этом растущие из скал, заслуживают отдельного внимания.

Кое-где тропинка совсем узкая с обрывом вниз. К слову, я очень боюсь высоты. Но каждый раз Фёдор говорил: "Еще немного, вон до того поворота дойдем и назад". Но, как вы, я думаю, понимаете, пока мы не дошли до самого верха южного Демерджи, мы не успокоились. Гору с южной стороны охраняет еще один огромный каменный истукан, в котором местные жители разглядели Екатерину Великую. Его видно даже на подъезде к горе.

Бюст Екатерины

На высоте 1259 м над уровнем моря кажется, что весь мир у твоих ног. Вот в дали виднеется Аю-Даг.

Вид на Черное море, Алушту, гору Аю-Даг. Южная Демерджи

А в дугой стороне тот самый серпантин, который мне пришлось преодолевать ночью несколько дней назад.

Вид на Черное море в сторону Судака. Южная Демерджи

Сказать, что тут красиво, - ничего не сказать. Ради таких моментов стоит путешествовать.

Жара стояла жуткая, пока мы добрались до вершины,  это часа 3,5 с остановками, чтобы насладиться видами, воды осталось всего на пару глотков. Так что, на обратном пути, мы уже не сильно задерживались в каждом афигенном месте для фотографирования, но были исключения...

У подножия горы мы еще немного задержались в месте, где снимали несколько эпизодов "Кавказской пленницы": орех Юрия Никулина, камень, где Наталья Варлей исполняла песню про медведей. Но кто-то говорит, что это не тот самый камень, а просто хотят туристов сюда привлечь дополнительной байкой. В общем, расследование мы не проводили.

"Где-то на белом свете..."

Солнце уже уходило за горизонт и мы неторопливо отправились в сторону гостиницы.

Вид на гору Демерджи в свете заходящего солнца
Вид на гору Демерджи в свете вечернего солнца

Вечером следующего дня нам надо было уже отправляться в сторону Москвы. Поэтому, проснувшись утром, мы сдали номер и отправились еще немного погулять по Симеизу.

Скала Дива. Симеиз

А остаток дня было принято решение провести в аквапарке "Голубой залив" в соседнем поселке.

Представляете, только в последний день у меня возник вопрос, по какому времени живут в Крыму. До присоединения к России, там было киевское, т.е. -1 или -2 часа в зависимости от времени года. Но сейчас уже, как оказалось, московское.

Обратный путь мы проложили через Симферополь, чтобы миновать серпантин. Прощаясь с ЮБК, мы еще раз полюбовались на море и горы.

Гора Демерджи с трассы Ялта-Симферополь

На паромной переправе мы потратили немного больше времени, чем по дороге в Крым. В общей сложности на дорогу домой у нас ушло 30 часов.