Последнее время часто сталкиваюсь с тем, что народ любит снимать видео и писать обзоры на всякие вещи, которыми даже толком не пользовались. Честно сказать, меня от этого коробит. Прежде чем делать обзор, нужно хотя бы немного попользоваться, и неплохо бы ещё матчасть слегонца почитать. Когда человек достал объект исследования из коробки, покрутил в руках и сделал какие-то взятые от фонаря выводы - это не обзор. Это, как говорят буржуи, First Look. Впрочем и данный обзор смазок вовсе не претендует на экспертное мнение. Просто поделюсь опытом. Мне также было бы интересно выслушать ваш.
Я испробовал не один десяток смазок для сальниковых цепей за почти сотню тысяч километров в различных условиях (ДОП и оффроад в разные сезоны, но гряземес почти отсутствовал). Причём на малокубатурных мотоциклах, где разница между смазками действительно заметна. На кубатурниках разница часто может не ощущаться, потому что пока цепь не сильно изношена и не вымыта вплотную керхером (нельзя лить на цепь воду с давлением вплотную!), работает в основном смазка, которую заложили в звенья на заводе. Хотя если выжать 250-300 км/ч, то разница себя обязательно проявит. Вплоть до того, что с неправильной смазкой цепь можно ушатать за один короткий прохват. Правда о смазках для таких условий эксплуатации я помолчу, потому что 300 никогда не ездил. ))) На малокубатурниках же даже увеличение трения между сальниками и щёчками приводит к заметному падению крутящего момента. Именно поэтому большинство кроссменов ездят на безсальниковых цепях.
Итак, поделюсь немного опытом по смазкам для гражданской эксплуатации, преимущественно всесезонный туризм.
По моему опыту смазки делятся в основном на три вида:
1) Смазки, которые защищают сальники цепи от агрессивных сред. И это их единственная функция. Яркий пример из того, что мне доводилось испробовать - Ipone. Они в принципе толком не смазывают. Они покрывают сальники тонкой плёнкой полимера, который образуется после испарения растворителя. На них не липнет грязь. Но сами они как правило подкрашены и хорошо видны на цепи. Растворитель испаряется быстро, минут за 10-15.
2) Смазки на тефлоновой основе. Это смазка Eni/Agip, одна из модификаций Ravenol и некоторые варианты у многих других производителей. Ключевое слово в описании - PTFE. Они не полимеризуются, они высыхают. На цепи остаётся тонкий слой тефлона, который заметно снижает коэффициент трения между сальниками и щёчками. Основной недостаток таких смазок - они легко смываются водой. То есть если пошёл дождь или лужу вброд переехал, то цепь считай не смазана. Вариант только для сухих дорог, асфальтовых или грунтовых. Растворитель испаряется за 3-5 минут.
3) Собственно смазывающие смазки на основе всяких синтетических и не очень масел. Они как правило полностью не высыхают. Обладают разным ресурсом, в зависимости от предназначения и производителя. На некоторые из них очень сильно липнет грязь. Некоторые из них довольно устойчивы к воде и агрессивным средам, вплоть до химреагентов. Время испарения растворителя от получаса до часа. Но это самые лучшие с точки зрения смазывания смазки, потому что они не смываются водой, защищают сальники и смазывают пару трения ролик-звено, увеличивая ресурс роликов. Сюда относится подавляющее большинство смазок цепей.
Помимо этих трёх вариантов есть конечно и различные другие, которые нельзя отнести ни к одному из них.
Например, некоторые мажут цепь густой трансмиссионкой. Я пробовал, и по-моему это бредовая идея. Во-первых трансмиссионка вообще не застывает и при первом удобном случае разлетается по всему мотоциклу. Во-вторых чтобы она нормально проникла в щели, её надо предварительно нагреть. И она при нагреве будет отвратительно вонять. Не понимаю я в общем такой экономии, проще не смазывать цепь вообще.
Ещё сталкивался с маразматическим случаем, когда человек уверял, что смазывает цепь WDшкой. Нет, действительно, у WD40 в каталоге продукции есть настоящая смазка для мотоцепей, но в данном случае речь шла именно о привычной нам WDшке, которая вообще в принципе не является смазкой и смазывающими свойствами не обладает. Однако ради эксперимента я тоже попробовал. По факту WD40 вымывает грязь из сальников и из-под роликов, что приводит к более лёгкому вращению звеньев. Однако стоит помнить, что WD40 имеет высокую проникаемость, то есть и смазку изнутри цепи она тоже потихоньку вымывает. С тем же успехом можно просто мыть цепь вайт-спиритом, эффект будет такой же.
Кто-то пытается мазать цепи консистентными смазками. Ну помимо того, что получается отменный грязесборник, и под сальники она тоже толком не проникает, в результате польза от такого смазывания сомнительна, стоит ещё заметить, что многие консистентки портят резину (сальники цепи разбухают), а некоторые вообще не являются смазками для трения, как например солидол, который по сути консервационная смазка. Возможно для безсальниковых цепей варка в консистентке это вариант, но для сальниковых - точно нет.
Достаточно неплохо себя показали смазки для приводных цепей и механизмов вездеходов и катеров. Они конечно липкие и собирают на себя грязь, но неплохо держатся на цепи и не смываются водой.
Далее пройдусь по конкретным маркам смазок, вкратце опишу свои впечатления. Смазки в основном оффроадные, потому что эксплуатация была всесезонная и не всегда асфальтовая. Однако, повторюсь, это был туризм, то есть для спортбайкеров или любителей помесить грязь мой опыт вряд ли будет полезен.
Motul C3 Chain Lube Offroad - смазывающие свойства хорошие. На цепи держится хорошо. Грязь липнет не сильно. Работает долго. Ценник высоковат, на мой взгляд. Хотя в этом году на мотюлевские смазки цены немного снизились.
Liqui Moly Motorbike Chain Lube - смазывающие свойства хорошие. На цепи держится неплохо. Грязь липнет не сильно, но ресурс очень небольшой, часто мазать приходится. Ценник не понятен - разница в цене между баллоном 0.25 и 0.4/0.5 мизерная (в большую сторону).
Liqui Moly Kettenspray Enduro - смазывающие свойства хорошие. На цепи держится хорошо. Грязь липнет не сильно, но ресурс больше, чем у дорожной смазки. Ценник средний. ИМХО из распространённых в российской рознице смазок это самый оптимальный вариант.
Motorex Chainlube Offroad - смазывающие свойства хорошие, но расход смазки очень большой. Толи на цепи плохо держится, толи быстро вырабатывается, я так и не понял. Грязь липнет слабо. Дорого! С учётом расхода получается дороже Мотюля. А если посмотреть на цену флакона 56 мл, то может хватить инфаркт. Он правда вроде как перезаправляемый, может быть всё дело в этом.
Eni/Agip Chain Lube - смазка на основе PTFE. Практически не пачкается. Грязь тоже почти не липнет. Ресурс неплохой, но боится воды. Ценник средний.
Ipone Chain Road - проникающе-смазывающие свойства практически отсутствуют, основная задача - защита сальников. На цепи держится хорошо. Грязь на смазку не липнет. Ценник неадекватно высокий.
Valvoline White Synthetic Chain Lube - смазывающие свойства средние, больше рассчитана на защиту сальников. Расход раза в два выше, чем у Liqui Moly Offroad. На цепи держится отлично. Сохнет быстро. Грязь не липнет. Ценник средний, но хрен найдёшь в продаже.
CRC Adhesive Lubricant - по свойствам абсолютно аналогична Liqui Moly Offroad, но стоит в полтора раза дешевле.
ADDINOL Kettenhaftol Spray - вот странно, вообще не запомнил, что за смазка. Помню только, что не понравилась. По-моему я даже баллон до конца не истратил.
RAVENOL Ketten-Spray - средняя по всем параметрам, кроме цены. Цена ниже средней.
RAVENOL Kettenoel Off Road Spray - PTFE-смазка. Высыхает почти моментально. Ресурс хороший, но только пока сухо. Боится воды, легко смывается. Ценник ниже среднего. Мне очень понравилась в качестве смазки для сухой погоды. Грязь на неё не липнет вообще. Я ради прикола побрызгал на номер и после почти 1000 км приехал домой с абсолютно чистым номером. Чище, чем обычно бывает (я обычно не лью смазку на номер). ИМХО идеальный вариант для сухой погоды.
GUNK Liquid Wrench Chain Lube - странная смазка. Она на основе фирменной модификации тефлона Cerflon, однако мне кажется она гораздо больше подходит для тросов, чем для цепи. Она совершенно не полимеризуется, если много налить на цепь, то будет капать, как вода. У неё отличные проникающие свойства. Я ей тросики и ручки газа/сцепления смазываю после промывки WDшкой.
Permatex Chain Lube - мало что могу сказать об этой смазке, кроме того, что в один день на двух мотоциклах мы смазали цепи этой смазкой, и на обоих цепи умерли в режиме обычной городской эксплуатации в тот же день. На одном цепь тянулась, как резиновая, а на другом и вовсе порвалась. Возможно это совпадение, но баллон тут же отправился в мусорку.
ASTROhim "Смазка для цепей" - единственный опробованный мной отечественный продукт. Впечатления размазанные, потому что за ~700-800 км, которые я мазал ей цепь за неимением других вариантов, цепь кончилась... Правда пробег у цепи к тому времени был уже большой, так что это тоже может быть совпадением. Помню только, что грязь на неё липнет сильно.
PRESTO Ketten-Spray - смазка, которой я пользуюсь сейчас. Отличные смазывающие свойства. Большой ресурс. Выдерживает даже химию - после мойки мотоцикла с пеной цепь всё ещё в смазке. Однако не полимеризуется, только немного густеет. Растворитель испаряется долго, около часа. В результате всё заднее колесо, цепь и звезды чёрные, с ловушки и крышки ведущей звезды периодически капают чёрные "сопли". Отчасти возможно потому, что я привык лить смазку в таких количествах, чтоб цепь аж блестела. Расход при этом небольшой, одного баллона хватает тысяч на 6-7 км. А если лить не так много, то и на 10к думаю хватит. Цена средняя.
Energy Release Clear Gear & Chain Grease (артикул P018/P018RU) - об этой смазке стоит сказать отдельно. У неё не просто хорошие смазывающие свойства. Это единственная из испробованных мной смазка, которая даже зимой по реагентам держится на цепи не менее 1000 км, при этом хорошо защищая сальники от агрессивной химии и соли, и не теряя своих смазывающих свойств. Грязь тоже липнет не сильно, примерно как на Motul C3 или Liqui Moly Offroad. Ценник при этом последний раз был просто копеечный. Сейчас в США она стоит $6.25. Проблема в том, что смазку эту в РФ возил (или производил?) только AGA-Автомаг, а сейчас почему-то возить перестал, и купить её нереально, ведь частным лицам и транспортным компаниям таскать из-за бугра всяческие баллоны запрещено. Для меня на данный момент это эталон цепной смазки для всесезонного туризма.
Что в планах опробовать:
- Motul C5 Chain Paste
- Bel-Ray Blue Tac
- Repsol Moto Chain
P.S. Кстати, что касается мытья цепи. Я какое-то время заморачивался и мыл цепь, сначала машинкой Kettenmax, потом просто тряпочкой ворсистой протирал, промочив в вайт-спирите. А потом просто забил на мытьё. По моим наблюдениям в моём режиме эксплуатации это ни на что не влияет, кроме внешнего вида. В процессе экспериментов я выяснил, что cальники хороших японских цепей не боятся ни бензина, ни керосина. Чтобы был реальный вред, цепь надо положить в одну из указанных жидкостей на длительное время. Но мыть всё же лучше вайт-спиритом, потому что он менее агрессивен к резине, чем керосин, и имеет меньшие проникающие способности, нежели бензин. Я проводил эксперимент, опускал о-ринги в бензин и керосин на час, и нихрена им после этого не было. Но тот же бензин за счёт своих высоких проникающих свойств смазку изнутри звеньев вымывает, так что им цепи мыть тоже не стоит. Да и кто его знает, какие там присадки в этом бензине окажутся.
Я пока что после всех проб остановился на maxima chain guard (у них еще chain wax есть, но оно и правда воск какой-то). Жаль нет его в сравнении, хорошая штука.
ushakovme, ну я пока не пробовал, поэтому видимо и нет в сравнении. )) Я же не могу сравнивать то, что не пробовал. Я тестил в основном то, что можно более-менее легко купить у нас в рознице. Смазку Maxima нигде не встречал. Где берёшь её?
Ещё тут народ говорит, Мовилем типа норм мазать. Но меня смущает состав. С одной стороны это обычная консервационная смазка и хуже от неё определённо не станет. А с другой в составе керосин или вайт-спирит... Хз-хз, пока не готов экспериментировать на своей цепи. Но не зарекаюсь.
толковый обзор, пиши еще
Спасибо, супер полезный материал. З.Ы. у меня цепь устала совсем, ничем не мажу)
Fedotov, а сколько отбегала и на чём? И какая цепь?
Cyrix, цепь досталась с мотоциклом, откатал около десятки на Monster 900. Слава проскальзывающему сцеплу, растянута равномерно, но звезды уже все, скоро зубья начнут отламываться. Докатываю как есть.
Снова привет! Был вопрос про максиму. Chain guard - прикольная тема, она даж пенится и въедается в цепь.Немного липковата, но работает на ура. Я беру в магазе https://vk.com/partsusa, давно уж перевел яху на полусинь synblend4, в цепь чейнгард этой же фирмы и еще пара банок в вилку стоит, но руки не дошли пока. А, еще для эксперимента банку топливной присадки взял, но пока так и не испытал) maxima hitest называется, обещают что на 2-4 пункта октановое число топлива выше станет. Как попробую - расскажу)
ushakovme, топливные присадки это вообще отдельная очень спорная тема. У меня есть некоторый опыт по этому вопросу. Отдельный обзор писать не буду, квалификации не хватает. Скажу только одно - не все присадки одинаково полезны. Даже у нормальных производителей (которые не "говнотек") некоторые присадки вообще не работают. Или работают, но очень медленно. То есть чтобы получить заметный эффект, надо откатать с ними не один бак бензина. Или работают, но убивают фильтра и свечи. Так что присадками рекомендую пользоваться только в крайних случаях, когда залили в бак ослиную мочу и двигателю от неё явно хреново. Если детонации нет, то в бак лить ничего дополнительно не стоит. Можно спирт лить, от него хуже точно не будет.
Из того, чем пользовался и что запомнилось:
- LAVR Очиститель топливных форсунок, арт.Ln2109. Реально рабочая штука, хорошо прочищает форсунки и в целом топливную систему. Но если бак металлический и в нём есть ржавчина, я бы лить не советовал. LAVR уверяют, что оно не спровоцирует стекания дряни из бака в топливную систему, но я бы не рисковал.
- HiGear Супер-Октан Корректор, арт.HG3306 - не знаю, повышает ли он октановое число (тесты в интернетах говорят, что повышает, но не сильно), но детонацию устраняет очень эффективно. По крайней мере стук пропадает и мотор мягче работает. Всегда вожу с собой в дальняки, но применяю только в случае если залили ослиную мочу и мотор стучит. Свечи вроде не портит, фильтры не засирает.
- HiGear Очиститель "Октан Плюс" с ER, арт.HG3308 - очень не советую использовать. Не знаю, очищает ли топливную систему, но фильтр топливный забивает очень быстро. Думаю, из-за присутствия в составе модификатора трения Energy Release. Того самого, который так хорош в смазке цепи P018. Его в баночке видно, он там в качестве осадка на стенках остаётся, причём в больших количествах.
- BBF Очиститель Топливной Системы. Не знаю, как он там очищает, но свечи убивает очень быстро, практически моментально.
Пробовал также разные другие чистящие и антидетонационные присадки, но большинство из них вообще никакого эффекта не давало.
Вот тут ещё интересная статья на эту тему.
https://www.zr.ru/content/articles/418484-prisadki_k_benzinu_chem_zapit_benzin/
как-то так))
Не покупайте фирменную смазку crazy iron . Ее долго разбрасывает по колесу, пластику и уловителям, долго полимеризуется, быстро слетает при любом дожде. Цепь от нее ушаталась. В итоге вокруг липкое все, а цепь начинает выть даже в сухую погоду за 5-6 дней. Проехал на ней 200-210 минут 40, смазал заново. В утиль.
FiremanRus, 200-210 км/ч в течение 40 минут?!...)
Jackson, симферополька, от Москвы до поворота на Заокский отличная трасса с 3 полосами, и разгруженная по будням. У нас там дача. Вжариваю только на этой дороге. Конечно, сбавляю кратковременно. Заправка, камеры, сложные ситуации на дорогах. Но в основном торпедирую. Это примерно 10-11 тысяч оборотов на 6 передаче. Масло ракета ест ложками, правда, в таком режиме. Благо езжу нечасто.
Jackson, ну вычитай погрешеость спидометра еще.